Смысла Нет

                Смысла Нет
сценарий короткометражного абсурдного фильма

 Пустой коридор. В конце которого – дверь. Коридор освещён, дверь – тёмная. Камера-взгляд устремляется к двери. Медленно, дрожит. За кадром раздаётся кашель, и затем говорит уставший хрипловатый голос.
 Голос. За этой дверью я жил. За этой дверью прошла вся моя жизнь. Наконец я решился переступить её порог. Покинуть серые стены, что за ней. Оставить людей, живших со мной. Я не хочу возвращаться в эти унылые стены. Я не хочу возвращаться к этим ненужным людям. Но вынужден вновь открыть эту дверь. В том моё наказание.
 Пока голос говорит, камера медленно приближается к двери. Становится различима табличка на ней: «теналсымс». Дверь открывается.
 Комната. Стол, стулья, кровать, перегородка и верёвка, свисающая с потолка. На кровати лежит человек. Над ним стоят двое мужчин в белом, один – в чёрном. На стуле сидит молодая девушка. За перегородкой ещё два человека, они о чём-то беседуют и смеются. Люди в белом ходят туда-сюда по комнате, что-то достают из портфелей, курят и время от времени склоняются над лежащим. Человек в чёрном задумчиво смотрит на верёвку. Девушка пребывает будто в состоянии ступора. Камера приближается к ней. На ней табличка: «Жена». Она тупо смотрит перед собой, но, когда камера подходит совсем близко к её лицу, вдруг нервно оглядывается на лежащего. Человек в чёрном кладёт руку ей на плечо и садится рядом. На нём табличка: «Священник».
 Священник. Успокойся, дочь моя. Бог милостив. Помилует и его.
 Жена. (отстранённо) Он всегда говорил, что Бога нет.
 Священник. Почему же он так говорил?
 Жена. Он говорил, что смысла нет. Поскольку нет смысла, нет Бога. Поскольку нет Бога - нет смысла.
 Священник. Нет смысла – чего?
 Жена. Ничего. То есть – всего. Смысла всего.
 Священник. Он считал, что ничто не имеет смысла?
 Жена. Он считал, что всё не имеет смысла.
 Стук в перегородку-дверь. Жена встаёт, подходит к двери (камера следует за ней), отодвигает перегородку - открывает дверь. За перегородкой мужчина с табличкой: «Друг».
 Друг. Здравствуйте. Я узнал о том, что случилось. И сразу же направился к вам. Могу я для вас что-нибудь сделать?
 Жена. Вы можете войти (Друг делает шаг вперёд, переступая за черту перегородки). И вы можете уйти (Друг делает шаг назад, за черту перегородки). Вы также можете стоять на месте (Друг замирает). Жена задвигает перегородку перед ним и возвращается на прежнее место.
 Священник. Могу я поинтересоваться, кто это был?
 Жена. Я не знаю, кто это был. Кажется, он работал с ним. Этого недостаточно, чтобы называться «другом».
 Священник. Простите, кем он работал?
 Жена. Это не имеет значения. Он всегда говорил, что его работа – бессмысленна.
 Вновь стук. Жена подходит к перегородке, отодвигает её. Второй человек. Табличка: «Любовник жены».
 Любовник. Здравствуй. Я узнал о том, что произошло. И сразу же направился к тебе. Могу я для тебя что-либо сделать?
 Жена. Ты можешь дать мне денег?
 Любовник. Прости, любимая. Сейчас я дошёл до критической точки, и у меня болит голова, где бы достать средства. Но я могу компенсировать тебе нехватку любви…
 Жена. (в сторону) А кто мне компенсирует нехватку денег? (Любовнику) Прости, любимый. Сейчас у меня критические дни, и от того болит голова. (Закрывает перегородку).
 Люди за перегородкой курят, весело болтают и смеются, чего-то ожидая.
 Священник. Могу я…
 Жена. Вас это не касается.
 Священник. Я хотел сказать, могу ли я вам чем-то помочь?
 Жена. Ах… извините. Я очень устала. И столько людей, чужих, совершенно ненужных людей. Он всегда говорил, что такое количество людей лишено смысла. Чем больше – тем сильнее одиночество.
 Священник. Если хотите, я могу уйти…
 Жена. Да, пожалуйста. Ваше присутствие напрасно. Он бы сказал, что оно лишено смысла. Раз Бога нет – то и в вас смысла нет. И в жизни… Боже мой! Как он мог это сделать?! (Плачет).
 Священник успокаивающе кладёт руку ей на плечо, задумчиво смотрит на верёвку, и уходит за перегородку, присоединившись к двум другим.
 Некоторое время ничего не изменяется. Люди за перегородкой весело болтают, смеются, курят. Девушка плачет, сидя на стуле. Люди в белом так же ходят туда-сюда. Человек лежит.
 Камера приближается к людям в белом. На них таблички: «Врач 1» и «Врач 2».
 Врач 1. Мне кажется, мы сделали всё, что в наших силах.
 Врач 2. Несомненно.
 Врач 1. Все наши средства бессильны.
 Врач 2. Очевидно.
 Врач 1. Я чудовищно проголодался.
 Врач 2. Аналогично.
 Врач 1. Человек решил умереть. Наша помощь неуместна.
 Врач 2. Совершенно.
 Врач 1. Мне жаль его супругу – так молода…
 Врач 2. Печально.
 Врач 1. И уже – муж-суицидник.
 Врач 2. Трагично.
 Врач 1. Самоубийство, на мой взгляд, по меньшей мере, глупо.
 Врач 2. Бессмысленно.
 Лежащий на постели человек вдруг начинает кашлять. Врачи, Жена, и люди из-за перегородки (Священник, Друг, Любовник) бросаются к нему.
 Камера, дрожа сильнее чем прежде, вплотную приближается к лицу лежащего. Он приподнимается, кашляя, и уставшим хрипловатым голосом вопрошает, ни к кому не обращаясь, а смотря в камеру:
 - Зачем вы все здесь? Зачем смотрите на меня? Зачем вас так много? Разве я не умер? Я же всё помню: петля, боль, коридор, дверь, и за ней…
 По мере того, как лежащий говорит, камера опускается ниже лица, и видна табличка: «Самоубийца».
 Жена. Что ты увидел за ней?..
 Самоубийца. Ничего. Светлый коридор, тёмная дверь и за ней… эта комната. Снова. Неужели и во всём этом нет смысла?
 Камера поворачивается на дверь. На ней табличка: «смысла нет».

5 декабря 2008

 Действующие лица: Самоубийца, Жена, Священник, Врач 1, Врач 2, Друг, Любовник жены.


Рецензии