Письмо другу. Или Апокалипсис. Толкование дилетант

ПИСЬМО ДРУГУ

ИЛИ

АПОКАЛИПСИС. ТОЛКОВАНИЕ ДИЛЕТАНТА.


Помнишь, я рассказывала тебе о том, как была на читке моноспектакля Алексея Багдасарова «Толкователь Апокалипсиса» по пьесе Клима? Впечатлений тогда мне хватило на неделю, а может и больше, ведь и сейчас я вспоминаю его с восторгом. Открытая веранда ресторана, холодный осенний вечер. Но я не помню холода. Холодно было потом, когда торопилась домой. А тогда я видела только его лицо. Кажется, он был в куртке. Нет, он снял куртку, когда начал читать.
А потом совсем не хотелось никуда идти, хотелось немного отдышаться. Хозяйка гостиной, Ирина, предложила обсуждение. О, это было так кстати. Люди восторженно говорили, что недостаток декораций был с лихвой компенсирован окружающим миром: ветер живописно, а главное вовремя играл занавесями веранды, фары проезжавших машин создавали мистическое освещение, а поезда грохотали как всадники апокалипсиса…
Какие поезда и машины? Почему я ничего этого не видела?  Почему я видела только лицо и слышала только монолог, громкий с надрывом  почти час без передышки. Крик души, в котором я старалась не пропустить ни слова.
Как отражена современная политическая ситуация…
Какая ситуация, почему я не помню про ситуацию? Ах да там было, это «… ну вы нас только выберите, а апокалипсис мы вам устроим..»  Да. Было. Я как раз успела выдохнуть и вдохнуть.  А потом было, что знание как женщина, его надо соблазнять… И про тигра. И про то, как человек решил вернуться туда, где он однажды видел Бога и что из этого получилось.
А потом я поблагодарила Ирину за прекрасный вечер и попрощалась, а она спросила правда ли то, что на наш столик не подали чай. Какой чай? Я не видела никакого чая. Прекрасный вечер и все чего я хочу сейчас – это унести с собой текст пьесы и перечитать его дома уже глазами. Но текста не дали. Хотя это и не важно. Я помню каждое слово. Или  не каждое…
 
 После этого вечера на меня посыпались как из рога изобилия цитаты и сами толкования Апокалипсиса. В результате я решила перечитать первоисточник. И вот что получилось.
Еще одно толкование.
Толкование дилетанта.

Поехали:
(текст в скобках – мой)

Новый Завет
ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА (АПОКАЛИПСИС)

Глава 1

1 Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну,
(ну, тут и толковать нечего: Иоанну выпал шанс посмотреть фильм о будущем из первоисточника (почти – все-таки через Ангела!) Обрати внимание – Иоанн увидел это будущее как фильм. Это не была прямая передача знаний, а видеоряд, картинки).

2 который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел.
(Иоанн пересказал этот фильм своими словами. Ты когда-нибудь слышал как  пересказывают фильмы? То, что видишь в фильме ты и то, что ты слышишь в пересказе – два разных фильма. На каждого из нас видеоряд действует по-своему, каждый вычленяет в качестве главного что-то свое, что произвело самое яркое впечатление. Иоанн записал свои впечатления о фильме. Но это еще совсем не толкование – так, заметки на полях).

3 Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.

(в этом фильме даны рекомендации, которым лучше следовать не откладывая. Получается, что жанр создатель фильма определил как учебный. Что-то вроде фильма про правила дорожного движения для детей, например. На  красный сигнал светофора стоим, на зеленый  переходим дорогу.)

4 Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его,
5 и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею
6 и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.
7 Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.
8 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.
9 Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.
10 Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний;

(оставим эти восклицания в адрес автора фильма без толкования – может я не поняла их смысла, а может это просто выражение эмоционального отношения Иоанна к автору фильма. Хотя насчет Альфы и Омеги мысли есть, но не мои. Только нам они сейчас ни к чему, мы же не Господа Бога обсуждаем, даже не фильм, который он показал Иоанну, ведь мы его не видели сами, а пересказ этого фильма Иоанном).

11 то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.

(автор фильма знает о чем говорит, фильм адресован всем, всем, всем).

12 Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников

(вспомним – Господь говорил через ангела,  то есть светильники ангельские.)
 
13 и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом:

(Образ, подобный человеческому, накладывается на семь золотых светильников, причем так, что сначала Иоанн увидел светильники, а потом человека.)

14 глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный;
15 и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих.
16 Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей.

(Образ этот, подобный человеческому поразил Иоанна своей силой и сиянием).

17 И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний,

(И сказал мне:  не бойся. Вот оно знание человеческой натуры. Первая реакция человека на все неизвестное – страх. Отсюда – не бойся. Даже того, что кажется злом – не бойся. Даже того, что поражает величием и силой – не бойся. Даже того, кто кажется лучше, сильней и могущественней – не бойся.
Про тигра. Из спектакля:
«Представьте что вы в коридоре и с одной стороны на вас идет тигр. А с другой - шакал. В кого стрелять будете? Это понятно, что лучше когда все живы, но если представить? В тигра? Это к вопросу о том, почему сейчас много шакалов.»

Ты понял о чем это, я знаю, что понял. Конечно, это не призыв стрелять в шакалов. Фокус этой загадки, разгадка в том, что лучше, когда все живы. Но для этого надо не испытывать страха ни перед тигром, ни перед шакалом. Не соизмерять кто из них большее зло. И не воспринимать их как зло, как то, что может причинить тебе вред. Тот самый буддистский принцип «не отражай». И тогда и тигр, и шакал пройдут мимо, мимо или сквозь тебя не отразившись в твоем страхе.) 

18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.

(Ключи. Знает как войти в ад и в смерть. Знает, что приводит к мучительным последствиям и к смерти.  По-простому, если сунуть руку в огонь – обожжешься. Это очевидное последствие поступка. А вот если говорить о ком-то плохо, что за это будет? Ничего? Каждое действие имеет свои последствия – закон кармы. Некоторые последствия очевидны. Мы о них знаем. Некоторые не видны. Это не значит, что их нет. И это не значит, что надо говорить о людях только хорошее – фальшивая улыбка не дорого стоит, может лучше и промолчать. Говоривший с Иоанном знает и невидимые для человека законы.)

19 Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.
20 Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.

(А кто у нас Иоанн по профессии? Богослов? Специалист подобен флюсу, полнота его односторонняя, так кажется у К.Пруткова.
Иоанн все воспринимает через призму своих профессиональных знаний, своей веры. Вспомни: сначала увидел семь светильников, а потом - наложившийся на них образ, близкий к человеческому, сияющий, восхитительный. Какие церкви? Может все-таки чакры? То самое совершенное энергетическое строение человека, для описания которого не было в его словаре подходящих слов. Не настолько хорошо я знаю строение чакр, но предположим, что рассказ о них  и посмотрим, что получится).
 

Глава 2

1 Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников:

(Посреди семи светильников. Может сердечная, четвертая? Анахата.)

2 знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы;
3 ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.
4 Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.

(Первая любовь. Это важно. Это очень важно.
«А любовь всегда бывает первою и другою быть не должна, самой нежною, самой верною и всегда одна».
Рассуждения о телегонии сюда, в эту тему.
Осетрина не бывает второй свежести, только первой. А уж любовь тем более?
Хотя, если вспоминать статьи про телегонию, и то, что повторный брак раньше в православии разрешался по истечении семи лет вдовства, можно предположить, что через семь лет клетки крови полностью обновляются и человек готов к новой любви.
И тогда она снова будет первая…
Но просто так, по своему произволу оставить первую любовь это второе, чего не надо делать. Первое было – не бойся. Правила дорожного движения. Учебный фильм помнишь?
Ощутил, как сразу выросла личная ответственность за любовь, за создание семьи, за выбор. Любовь, как минное поле, и нет у сапера права на ошибку.
И еще. А кто сказал, что речь идет об отношениях между мужчиной и женщиной? Может раньше ты любил заниматься резьбой по дереву, а теперь продаешь пылесосы.)

5 Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.

(О том, что ошибочное деяние исправляется покаянием написано и сказано не мало, зачем повторяться, непоправимых ошибок не бывает. Почти.
Но вот что интересно - сдвину светильник твой с места его – эта чакра не будет работать как надо. В энергетической структуре появляется дефект. Поломка. Ты будешь ездить на машине без двигателя? Глупый пример, но смысл понятен.)

6 Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.

(ну не знаю я что тут сказать. Ненависть в наши ПДД никак не вписывается. Может это появилось со временем? Сколько раз читали, сколько раз переписывали. Чьи-то заметки на полях на злобу дня?)

7 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.

(А здесь все просто – тому, у кого энергетическая структура, чакры в порядке, дам бессмертие.)

8 И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив:

(дальше про следующую чакру речь пойдет. Про какую – пока не знаю.)

9 Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.
10 Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.

(Впрочем ты богат – у тебя есть все для того, чтобы стать совершенным, как тот сияющий семью светильниками образ человеческий. Не поддаваться искушениям – не нарушай эти самые ПДД, о которых речь в фильме.
 И снова правило №1 – не бойся.)

11 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.

(тому, у кого энергетическая структура, чакры в порядке, не будет вреда от второй смерти. Что такое вторая смерть я не знаю, не будем предполагать, хотя предположения напрашиваются сами).

12 И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч:

(Имеющий знание о следующей чакре говорит)

13 знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.
14 Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали.

(Несложное требование – вести здоровый образ жизни).
 
15 Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу.


16 Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих.

(Знание разрушает суеверия и ложь. Сражусь с ним мечом уст моих – открою знание, тогда ложь и суеверия разрушатся. Будут побеждены. Будут ли? Главное, что сражусь).

17 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает.

( Опять – тому у кого правильная энергетическая структура – дам новое имя…
Новую жизнь?.)

18 И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану:

(Следующая чакра)

19 знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых.
20 Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное.

(Учить и вводить в заблуждение – тоже нарушение ПДД. Мы говорили об учителях, ты считаешь, что есть вещи, которые можно узнать только от учителя. Но вот Иоанн – он узнал вещи, которые не от каждого учителя узнаешь. Он увидел удивительный фильм. Он понял что смог, и записал увиденное как велено. Все, что видел, как увидел. Не было у него учителя. Вернее были, наверное, но они заложили в его сознание стереотипы восприятия, свойственные христианству, в результате получилась путаница со светильниками.
Институт учителей, при всем уважении к продвинутым личностям, тешит гордыню и создает искушение сотворить кумира и переложить ответственность на другого – меня так научили, как научили, так и делаю. Давай отделим способность учиться от потребности учить. И учителем станет весь окружающий мир, каждый человек, каждое слово. Тогда ты будешь свободен от чужих алгоритмов и сам увидишь взаимосвязь между сделанным и результатом.
Ну вычитать и умножать – этому, конечно, надо учить, но мы ведь говорим не об этом, а о духовном учительстве.)

21 Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась.
22 Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих.
23 И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим.

(И учения ложные разрушу)

24 Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени;
25 только то, что имеете, держите, пока приду.

(Не сотвори себе кумира – наверно это сюда. Тот, кто не просеивает поступающую к нему информацию сквозь сито укоренившихся в его сознании догм, учений, верований и постулатов, получает ее в полном объеме, видит картинку полнее и ярче. Если сравнивать человека с зеркалом, то более чистое зеркало точнее отражает реальность.)
 
26 Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками,
27 и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего;
28 и дам ему звезду утреннюю.
29 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам.

(Научитесь выполнять эти правила, этого будет достаточно, чтобы подготовиться к следующему.)

Глава 3

1 И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв.

(Может это про непробужденную кундалини? В хорошо настроенной энергетической структуре происходит особое движение энергии. Если центры сдвинуты с места – нет движения энергии. Ты вроде жив, и даже не знаешь, что что-то не так. Машина вроде есть, но не заводится, да и ты уже забыл для чего она.)

2 Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим.

(Если не выполняешь сказанное (ПДД) – вроде жив.  Чего ты хочешь от машины без бензина? Здоровья? Но если ты своими действиями ломаешь заданную энергетическую структуру, то рано или поздно количество отклонений нарастает, и работа системы даже в режиме «вроде жив» становится затруднительна. Может в этом причина многих болезней? Человеку для безупречной работы организма надо выполнять правила – не ломать, если уж совсем примитивно. Помнишь старый анекдот про умную английскую машину? Привезли на лесопилку умную английскую машину, положили в нее брус: «Вжик» - сказала умная английская машина и выдала аккуратные доски. «Ничего себе» - сказали мужики и положили в нее бревно. «Вжик» - сказала умная английская машина и выдала аккуратные доски. «Ничего себе» - сказали мужики и положили в нее железобетонную шпалу. «Ой» - сказала умная английская машина и сломалась.)

3 Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.

(Если не будешь выполнять правила, рано или поздно система разрушится. Не надо шпалу, это же не умная английская машина, а твой собственный организм. Что за затея испытывать его на прочность?).


4 Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны.
5 Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его.
6 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

(Не говори, что это трудно, есть те, кто выполняет правила).

7 И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит:
8 знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего.

(отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит: знание невозможно отнять у того, кто им владеет. Эта дверь открыта – бери и владей.
Человека, который знает, что синильная кислота яд, заставить выпить ее значительно сложнее, чем того, для кого эти слова ничего не значат. Яд может стать инструментом манипуляции со стороны того, кто знает его свойства по отношению к тем, кто не знает. Что нам это дает? Новые сложности: прежде чем что-то сделать надо узнать об этом как можно больше. Потрудись получить базовые экономические знания и создатели финансовых пирамид на тебе не заработают. Лень учиться? Нужен стимул? Вспомни про кислоту.
Есть, конечно, ситуации в которых это правило трудно соблюсти.  Останется помнить, что в таких ситуациях высока возможность стать объектом манипулирования и быть внимательней).

9 Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя.

(Изменим формулировочку?
Те, кто говорит о себе, что они избранные, но не таковы, а лгут, признают, что Я возлюбил тебя, что они нарушали, а ты соблюдал правила дорожного движения. Их светильники сдвинуты с места, а твои в порядке. Они лгали тем, кто не видит сам.)

10 И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле.
11 Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего.
12 Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.

( Соблюдающим ПДД, тем, чьи светильники в порядке, не надо будет учить и пересдавать ПДД.)
 
13 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
14 И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия:
15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.

(Здесь все понятно. Можно заметить, что те, кто тепл могут подражать холодным и горячим. Вопрос, откуда берутся теплые? Ну это так, на примитивном уровне. А если вспомнить о светильниках? Может у светильников есть два варианта правильной работы – они могут быть холодными или горячими. А если светильники работают не в полную силу, смещены или перепутаны: часть - холодные, часть – горячие, тогда получается третий вариант, теплый. Мне такое объяснение нравится).
 
17 Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.
18 Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.

(Мне кажется, что здесь в терминах человека, для которого ценными являются только богатства вещные, материальные, золото, например, объясняется, что если светильники в беспорядке, ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг, а не знаешь об этом.
Не вижу в этом замечании осуждения богатства: да ради Бога, имей ты золото и все остальное, если твои светильники в порядке.)
 
19 Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.

(Тебе встречались люди, которые суровы с теми, кого любят? Это, возможно, от буквального понимания этой фразы. Тех кого люблю, наказываю – это просто моментальная обратная связь. Стоит только чуть-чуть нарушить ПДД, сразу получаешь ответную реакцию в форме наказания. Ну каблук сломается, или желудем по голове – в зависимости от проступка. И никакого специального гнева и суровости. Просто мгновенная реакция, чтобы даже мысли не могло возникнуть, что что-то может остаться незамеченным. К любимым выше требования.  Чтобы лучше росли, возможно. И ничего более.)

20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.

(Рядом с каждым стою. Нужно только услышать и начать выполнять ПДД).

21 Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его.

(Я уже прошел этот путь и предлагаю каждому пройти его как я прошел).

22 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

Надо только услышать и понять – все просто.

Ноябрь 2008.
(Продолжение следует)


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.