СССР. Город, Улица. Дом. Глава 14

Дети как дети.

Чтобы полнее показать жизнь ребят нашего детского дома, я решила рассказать про свои личные наблюдения. Когда 110 ребят разного возраста живут в одном доме, а расходятся по группам только на занятия, то естественно в коллективе всегда присутствуют и взаимопонимание  и взаимоНЕпонимание. Старшие ребята считали своим долгом  научить младших всему, что сами познали не только в шумных и безобидных  детских играх. Опыт выживания приобретался и в драках, и в добывании денег (ходили на кладбище и там находили деньги и конфеты) и бродили по рынку, ну всё как в любом свободном детском коллективе. Ребята тоже все разные, каждый ребёнок самостоятельный эксклюзив. Были  заводилы и тихони,  спокойные  и раздражительные, весёлые и задумчивые, трусливые и нетрусливые…
Спокойный ребёнок  держится всегда достойно, потому что не боится иметь своё мнение. Он может без страха выйти из любой компании или негласного дела, пусть даже и с синяками, но с уверенностью в себе, потому что «Это» ему не нравится. А бывает наоборот, если человек не наделён храбростью души иметь своё мнение, то всё своё становление личности его участь бегать в «шестёрках». Но если же  среди ребят завязывается настоящая дружба, даже не афишируя её, весь детский коллектив и работники знают, что эти ребята действительно друзья, и никакие сплетни данной дружбе не повредят. Однако это не означает, что они никого в свой круг не пускают, наоборот, порой они и не знают, что их давно считают закадычными  друзьями. Просто бывает такой момент, когда только этот друг или подруга могут дать единственно правильный совет, или своим участливым присутствием высушить на глазах слёзы горечи и обиды, а то и просто помечтать и посмеяться вместе.
Многих ребят после 7-го класса переводили в «РУ»- ремесленное училище, где наряду со школьным образованием они получали профессию. Девочек, по их желанию, могли отправить  в училище обучаться швейному делу. Почему этим ребятам  не давали закончить 10 классов? Да просто потому, что время было послевоенное, многие не имели возможности во время пойти в школу, и поэтому были на несколько лет старше одноклассников. Иным ребятам плохо давалась учеба,  и они неоднократно оставались на второй год. Ну, и тогда не было закона о всеобщем среднем образовании.
А лето уже закончилось. Нам выдали портфели, учебники, форму, и, конечно же, обязательный атрибут тогдашнего школьника- чернильницу непроливайку. Это сейчас ребята только  из мультфильма «про кляксу», узнают, что была такая ручка и такая чернильница, а нас без неё в школу не пускали.
Наступило 1 сентября. Мы пошли во 2-й класс. Прошло три дня и несколько ребят (в том числе и Риту со Светой) перевели в музыкальный детский дом. Глядя на их заплаканные лица, мы тоже плакали. Забрали их от нас не просто так, а потому что они обладали музыкальными способностями. Рита очень быстро подбирала на пианино любую музыку. Подобрав мелодию, она тут же начинала играть её двумя руками. Ну не талант ли это? Конечно талант!  У Светы был красивый голос, и на наших хоровых выступлениях она часто была запевалой.  Не то, что я. Меня старались поставить в  последний ряд и каждый раз напоминали, чтобы я не старалась петь громче всех, потому что из-за меня других не слышно. Мне мой «талант» сослужил хорошую службу, и я спокойно жила в своём родном доме, а девочек увезли. Потом мне воспитательница говорила, что от расстройства у Светы пропал голос, и она отказалась ходить в школу пока её не вернут назад. А Рита тоже не садилась за пианино, но уроки в школе посещала. После окончания 2-го класса Риту и Свету вернули в наш детский дом, но в 3-й класс мы пошли только с Ритой. Света пропустила целый год и поэтому она пошла во 2-й класс.


Рецензии