Вступление

   

Приморье – тихоокеанский рубеж России. Благодатный край, замечательная природа, соединившая чудесным образом здесь все стороны света. Здесь складывалась значительная многовековая история народов, населявших и осваивающих здешние богатые земли.
       В повести Н.Тертышного показан небольшой эпизод этой истории. Небольшая окружённая горами  долина реки на самом юге Приморья. В среднем течении её при слиянии с притоком когда-то стоял город, названный, конечно же, именем правителя или основателя. В повести это Шуа-хан. И город-крепость, славившийся кузнецами, и река названы этим именем. Названия других мест, как Фурдан-чэн (большая двойная крепость), Бай-чэн (белая крепость), как впрочем, и другие географические названия вполне реальны, и читателю, интересующемуся историей, будет нетрудно отыскать их в литературе. Авторская фантазия лишь иногда обыгрывает эти названия и предлагает читателю самому понимать, что Шуачэн это, конечно же, река Сучан, и что так же назывался до семидесятых годов прошлого столетия и шахтёрский городок в долине. А ныне это Партизанск. Фурдан-чэн – это нынешний Уссурийск, Дурга-чанда это, конечно же, нынешний горный массив Чандалаз, сказочно возвышающийся над сучанской долиной справа. Большая и Малая Грудь-горы – конечно же, нынешние Брат и Сестра, красивые пирамидальные вершины поднимающиеся особицей в самом устье реки. На картах они иногда обозначены как горы Клыкова.
       Интересно складываются в повести и имена героев. Не от имени ли Темучин происходит в повести Тимоха? В истории пленения в юности будущего «великого хана» есть такие большие пробелы, что действительно возможности для фантазии оставлены ещё и нам. Тем более, что у нашего героя упоминается и дед – Простак, что напрямую «роднит» его с Чингизханом. Тот же приём игры в имена использует автор с Вогуз-ханом и его внуком  юношей Могулом. Из прямого упоминания о христианстве несторианского толка можно угадать некоторую связь между Могулом и Ванханом, предводителем племени кераитов, первоначалных союзников Темучина. Такой факт некоторого успеха продвижения христианства среди племён Средней Азии действительно имеет место быть в истории. А побывать в плену юношам и встретится в каменоломне помогают пробелы в их биографиях и авторское воображение. Словом, повествование, рассчитанное на юношество, можно назвать «занимательной историей», где упоминания о делах фантастических соседствуют с реальными событиями и действо, происходящее тысячу лет назад, вполне может напомнить о себе и сегодня, например, сокровищем кумирни, захороненным случайно тогда в незавершённом кургане. Впрочем, сокровище ещё нужно найти…


Рецензии