Зов из прошлого

   Я часто задаю себе вопрос: «Фаталист ли я?Верю ли в фатум, судьбу?»
Отвечаю: «Да, фаталист!Верю.»
Что побуждает меня задаваться этим вопросом?Наверняка,перемены в моей жизни.Они похожи на синусоиду,где за восхождением, взлетом с фатальной неизбежностью следует падение, неуспех.Оглядываясь на последние годы, скажу, что синонимом успеха стало слово «работа».Все это похоже на знаменитое чередование светлых и темных полос-сравнение, столь любимое психологами...
  Я рос в Тбилиси у деда с бабушкой перед тем, как пойти в школу.Счастливейшая пора в моей жизни!Дед работал директором крупного завода еще с тех времен, когда большие предприятия в Тбилиси можно было пересчитать по пальцам рук.Мы жили на улице Пятого декабря в большом собственном доме с огромным  садом и двором.Дед,старший сын в семье, построил его вместе со своим отцом Георгием.В доме жили три семьи:семья деда и семьи его младших брата и сестры,Миши и Нины.
 Это было светлое,веселое, беззаботное детство.Я рос со своими троюродными братьями и сестрами.Когда хотел получить велосипед, кожаный футбольный мяч, новую игрушку говорил «хочу», и, как в волшебной сказке получал желаемое.Дед Ладо ни в чем не отказывал мне.У него было огромное состояние, он был чем-то вроде благотворительного фонда для окружающих, говоря современным языком.Именно о таких грузинах писал Дюма, что они либо бедные люди, либо приближающиеся к бедности из-за постоянных пиров,как это парадоксально ни звучит в применении к деду, к его состоянию.По субботам большой стол красного дерева, сделанный моим прадедом Георгием,одним из лучших мастеров-краснодеревщиков Тбилиси, раздвигался, становился еще большим и за ним устраивались пиры.Помню, как бабушка вносила подносы полные яств и уносила пустые.Она была писаной  зеленоглазой красавицей, отличной хозяйкой, готовившей непревзойденные блюда.
  Сад был настолько большим, что дед выгонял до полутонны вина из своего виноградника.Именно эти огромные участки земли в условиях нехватки жилья в Тбилиси и привели к тому,что большинство собственных домов снесли на одной из сторон улицы Пятого декабря.Это случилось в 1970 году.Cейчас там стоят высотные дома.
  Соседский сын отбывал наказание в «местах не столь отдаленных».Его убили в читинской зоне.Семья покойного в те времена была стеснена в средствах.Ладо дал им три тысячи рублей-огромную сумму по тем временам.Он сказал отцу убитого: «Привезите сына,похороним его на Родине.Я своего не смог похоронить в родной земле».Много позже (тогда эта семья уже преуспевала, слава Богу!),когда я попадал на Пятого декабря, приходилось прятаться от младшего брата покойного. При виде меня он начинал разговор о том, что чувствует себя человеком благодаря моему деду, порывался поцеловать мне руку.Согласитесь, было от чего прятаться.Уж слишком неистовым был пиетет, оказываемый моей семье.В глубине души я понимал его. Тело моего старшего брата тоже привезли из далекой России.Представляю, что было бы со мной, если бы не проводил его в последний путь...
  Не могу не написать о феноменальной силе деда.Он любил охоту, рыбалку.Как-то со своей матерью Соней пошел в гости к родне.Огромный волкодав оборвал цепь и бросился на них.Дед поймал его в прыжке! схватив за уши, вернее за обрезки,уши в наших краях обрезают овчаркам.Во времена британской интервенции к нему пристал могучий, огромный шотландец.Он принял боксерскую стойку и стал водить кулаками перед носом деда приговаривая: «бокс, бокс!»,предлагал деду побоксировать.Ладо был в компании друзей, как видно, шотландец выбрал его как самого сильного.Деду надоел этот спектакль, и он швырнул могучим хуком беднягу на мостовую.Послышались крики, щелканье затворов,пришлось удирать всей компанией.Вдогонку засвистели пули,к счастью, никого не задели…    
   Мой дядя Александр, старший сын деда, погиб в Польше.Дед, имея большие связи, хотел устроить его в контору, имевшую бронь от войны,ее сотрудников не призывали на фронт.Простите, читатель, у меня не хватает духу осуждать его за это.
Александр был студентом Тбилисского мединститута.Он пошел на фронт.Последними его словами деду были: «Весь мой класс на фронте.Когда закончится война,как я буду смотреть в глаза одноклассникам, если начну работать в конторе по ремонту телеграфных проводов,отец?!Мое место там, где сейчас мои друзья».Александра направили в Бакинское артиллерийское училище, и после ускоренного курса обучения отправили на фронт.Это вряд ли можно было назвать курсом обучения.Их научили куда смотреть (имею в виду оптику дальнобойного орудия,дядя был в дальнобойной артиллерии),на что нажимать и за что дергать, чтобы произвести выстрел.Затем отправили на фронт.
   Когда союзников прижали в Арденнах, Красная Армия начала неподготовленное наступление на Сандомире в Польше.Из-за неподготовленноcти наступления много боеспособных немецких частей осталось в нашем тылу.
  Часть Александра следовала за линией фронта,когда немцы открыли фланговый огонь.Дальнобойная артиллерия в большинстве случаев лишена ближних контактов с противником.Это был первый бой Александра, когда видишь врага.Он рвался в бой.Александр поднимал свой взвод в атаку под сильным пулеметным огнем.Первый бой стал последним для него...
  На нашей улице было тринадцатое почтовое отделение.Действительно «тринадцатое»!Скольким семьям принесли оттуда похоронки, помимо нашей!Моя мать (она тоже жила на Пятого декабря) рассказывала, что на улице были единичные дома, куда не заглянула смерть с полей войны.
  Брат деда Миша перед отправкой на фронт тоже прошел ускоренные курсы Бакинского артиллерийского училища.Он был в зенитной артиллерии.Миша знал об упреждении не только из укороченного курса баллистики, но и из охотничьей практики,он без промаха бил вальдшнепа, бекаса-очень быстрых в полете, юрких птиц.Миша сражался под Сталинградом.Прекрасно зная точные науки (он был "сталинским стипендиатом",учился на одни «пятерки» в университете),будучи командиром скорострельного орудия, всегда «засекал» вражеские самолеты.Он был Долоховым ХХ века.Миша часто дебоширил.Его уберегло от разжалования, штрафной роты, трибунала то,что он регулярно сбивал немецкие самолеты.Ничего нет страшнее чем слышать вой полутонных бомб, летящих на тебя.В большинстве случаев бомбардировщики стараются подавить зенитные расчеты противника.Я не хочу принизить, упаси Бог,роль других родов войск-все стояли насмерть под Сталинградом!Но зенитчик должен драться до конца при авианалетах.Все имеют право прятаться в воронках,щелях,окопах.Все, кроме зенитчика.Вой бомб, сбрасываемых ему на голову-от этого впору сойти с ума.Я назвал Мишу Долоховым из-за его характера.Он выходил из стрессов как сказали бы в наше время, отдавая дань Бахусу.При этом мог затеять драку, стрельбу.Это продолжалось и после демобилизации.Миша привез с фронта целую коллекцию пистолетов,в основном немецких.Случалось, устраивал стрельбу в подпитии.Кончилось тем, что Ламара,жена Миши, выбросила богатый арсенал в Куру.
  Командир полка закрывал глаза на демарши Миши,тот командовал лучшим орудием части.Но и не награждал,пошли бы толки: «Награждают забияку, бретера».Надо отдать должное Мише,он всегда писал представления о награждениии на своих солдат.Те ходили в наградах в отличие от своего командира.Много позже, в восьмидесятых годах, Мишу пригласили в комиссариат-тогда всем участникам войны выдавали ордена Великой отечественной войны.Он отказался от ордена со словами: «Когда надо было награждать, не награждали!Сейчас и подавно нечего награждать!»Офицеры комиссариата открыли рты от ответа Миши. «Как, батоно Михаил?! Вы не можете отказываться от награды, тем более что участвовали в боях за Сталинград!».Миша ушел оттуда ворча по дороге: «Мальчишки... Будут еще учить меня!».Простим ему не совсем объективное брюзжание,старые солдаты любят поворчать...
  Когда в Сталинград приехал Роман Кармен,великий охотник за кадрами, то на вопрос: «Кто чаще всех сбивает самолеты?»-ему ответили: «Лейтенант Чантуридзе».Кармен стал дежурить у орудия,хотя о каком дежурстве может идти речь-в то время происходило по несколько налетов в день на наши позиции.В первый же налет расчет Миши сбил самолет.Представьте себе кадр:высокий, стройный, красивый мужчина,скорее мальчишка (Мише едва исполнилось двадцать три года), смотрит в бинокль в небо,подает команду.В кадре появляется орудийный расчет, потом самолет загорается-улыбка на лице Миши.Самолет падает.Это были настолько удачные кадры, что они вошли во все документальные фильмы о войне.Во времена моего детства их часто показывали по телевидению.На беду, мне долго не удавалось их увидеть.Время от времени бабушка звала меня: «Иди домой, дедушку Мишу показывают!»Пока я добегал до дома уже показывали другое.Я был в отчаянии.Часто в разгар игры замирал,готовый броситься к телевизору-мне слышался голос бабушки.Из-за этого моя команда пропускала гол, если играли в футбол, или мы проигрывали сражение, когда играли в войну.Наконец настал долгожданный миг:я увидел Мишу,увидел столь долгожданные кадры…
 Эти кадры были сняты летом 1942 года.Осенью того же 1942 года стайка ребят прибежала к нам домой.
-Дедушка Георгий,-кричали они,-твоего Мишу в кино показывают!
Георгий,суровый, со сложным характером старик заворчал в ответ:«Хватит выдумывать, сорванцы!»
Наконец,после долгих уговоров прадеда повели в военный госпиталь в Исани*.Всей компанией заняли места в последнем ряду  клуба-зал был переполнен ранеными.Показывали Сталинград, Левитан объяснял обстановку на фронте.На экране появился Миша.Георгий не верил своим глазам,он вскочил, простирая руки к экрану, и закричал: «Миша, швило!(Миша, сынок!)»
Все обернулись к прадеду.Мальчишки объяснили поведение Георгия.
-Спасибо отец,спасибо за сына,-слышалось на разных языках.Раненные аплодировали Георгию-все, кто мог аплодировать,у кого были целы руки.Лишенные руки колотили костылями о пол, выражая восторг.Отец, рассказывая мне об этом...У него задрожал тогда голос, у этого железного человека.Он похоронил своего старшего сына так, что весь город поражался его выдержке, стойкости.Только наедине давал волю чувствам, да и то, безмолвно...Да, это были незаурядные аплодисменты.
  Весь Тбилиси говорил об этом происшествии,когда отец увидел сына на экране.
У меня всегда была мечта-спросить Резо Чхеидзе, откуда кадр в великом фильме «Отец солдата», когда Серго Закариадзе кричит проезжающим мимо танкам: «Годердзи, швило!»?Может быть, наша история послужила прототипом этой сцене?!Кто знает?Или же схожесть ситуаций породила у меня эту мысль?!Или это идея Резо Чхеидзе,гениального режиссера?
 Добавлю о зенитчиках: в бесславных девяностых годах мне пришлось вторично надеть мундир.Воистину, никогда не говори «никогда»!В 1985 году, когда я увольнялся из Советской армии, наш зампотех предложил мне остаться в армии лейтенантом, возглавить директрису, в которой я прослужил полтора года рядовым.
-Опять в армию?!НИКОГДА!!!В мыслях я уже дома.Ем шашлыки, пью кахетинское вино.Или шампанское с подругой сердца,товарищ подполковник,-простите легкомысленного мальчишку, читатель.
 В 90-ых пришлось подписать контракт на три года.То было сложное время:предприятия остановились,строительство захирело донельзя.Считаю, мне очень повезло, что приняли в славный четыреста пятый или "четыреста пьяный",как мы его называли, Вазианский полк.Я отвечал за исправность полигона -пригодился мой опыт,нашел
 
*Район в Тбилиси.

неплохо оплачиваемую по тем временам работу.Из всех подразделений полка самым пьяным,буйным, неуправляемым был зенитный дивизион.Один раз даже имел стычку с зенитчиками.Когда видел или слышал о выходках,драках солдат дивизиона,всегда думал о преемственности, традициях в кавычках тех или иных родов войск.Мне кажется,эта бесшабашность зенитчиков родилась в военное время,уж слишком несладко им приходилось под полутонными бомбами.Хотя, может быть, это единичный,характерный только для нашего полка случай?Может быть, в других частях зенитчики не лидируют в негативе?Написал об этом потому что всегда вспоминал Мишу, глядя на их буйство...
 В 1985году, вскоре после моей демобилизации, мы собрались на кладбище Святых Петра и Павла в Тбилиси у могил деда и бабушки,прадеда и прабабки.Миша был с нами.
-Ты офицером уволился из армии?-спросил меня старый ветеран.
-Рядовым...
Мне не хотелось вдаваться в подробности, рассказывать, что из-за злополучной драки с сельчанами пришлось уносить ноги из армии.Что для получения звания нужно было перед демобилизацией пройти двухмесячные офицерские курсы.Хотя, расскажи я об этом Мише-он, безусловно, осудил бы меня,но в глубине души бы подумал: «Моя кровь».Насчет «крови»:когда после какой-нибудь моей пьяной драки студенческих лет отец на следующий день выговаривал мне, а я прятал при этом глаза:
-В кого ты такой?Ни я,ни мой отец-твой дед никогда не позволяли себе такого!
-В Мишу,-тут же отвечал себе с удовлетворением троечника, нашедшего правильный ответ на сложную задачу..
 При всем этом Миша был эрудированнейшим человеком.После войны он за какую-то пару месяцев сдал экстерном чуть ли не двухгодичную программу университета.Всесторонне образованный, он мог говорить о чем угодно, на любую тему, проявляя при этом чисто энциклопедические знания.С ним невозможно было наговориться.Наверняка, в глубине души он мечтал о научной деятельности.Жизнь распорядилась иначе, и Мише пришлось проявить прагматизм в выборе карьеры.Вскоре после войны он женился и начал работать в химической промышленности.Он добился немалых успехов, стал руководителем крупного предприятия.Тем не менее я уверен, что он всю жизнь жалел о моменте, когда избрал этот путь, отказавшись от научной деятельности.Миша возлагал на моего старшего брата большие надежды.Увы...
  Брат в отличие от меня воспитывался у родителей.Он был усидчив, трудолюбив, с сознанием долга.Я же с детства привык слышать за спиной: «Это внук Владимира Георгиевича!» Или, если говоривший был на короткой ноге с дедом: «Это внук Ладо!»Атмосфера вседозволенности,всеобщего внимания породила во мне чувство собственной непогрешимости.Я стал слишком независимым, самоуверенным.Саша же был полной моей противоположностью.
  После школы он поступил в тбилисский политехнический институт.Проучился там год,закрыл наотлично курс,потом бросил политех и поехал поступать в Москву в Первый медицинский.В первый год не поступил, его срезал экзаменатор, профессор химии.Как бы Саша не отвечал на его вопросы, тот заладил одно и то же: «Ошибка, неправильно!»Выведенный из себя брат сказал ему: «Вы в химии ни черта не смыслите!»Вольный толкователь химических истин поставил Александру «тройку»...
 Брат твердо решил поступить в I-ый медицинский.Он проработал год на «Скорой помощи» в Тбилиси.Работая санитаром, спас молоденькую девушку-врача от разъяренной толпы.В тот день было очень много вызовов, они не успели к умирающему.Их встретила обезумевшая от горя толпа родственников и соседей умершего.Несколько рук потянулось к врачу.Саша заслонил ее широкими,унаследованными от отца и деда плечами от толпы.Сдерживая нападавших, оттеснил врача к машине.Они едва успели захлопнуть двери, как шофер нажал на газ.Вслед машине полетели камни..
  Брат окончил Первый медицинский на красный диплом.Лектора, учившие его говорили, что не помнят такого студента как он.Профессора, академики, учившие его, во время болезни, когда Саша тяжело заболел, стояли у него над головой.Они сделали все, что могли.Неисповедимы пути Господни!Я потерял брата...
  Брат в любой области был бы одним из лучших. В любой из наук.В школьные годы он выдумывал разные игры.Тогда и в помине не было компьютеров.Игры, которые придумывал Саша были прообразами многих сегодняшних компьютерных игр.Часто после школы я несся домой, чтобы сыграть с братом в какую-нибудь новую игру...
  После похорон брата, Миша сказал нам-своему сыну и мне: «Он был настоящим Чантуридзе».Его сын, тоже Саша, и я,мы сидели понурив головы. Ни я, ни Саша-сын Миши, не надрывались в учебе...
 Миша не надолго пережил моего брата.Он умер через два с половиной года.Признался на похоронах бабушки,она умерла спустя три месяца после брата: «ночей не сплю, думаю о Саше»...
  На похороны Миши приехало четверо фронтовых друзей из Сталинграда, простите,теперь уже Волгограда.Один - худой, подтянутый старик в форме подполковника был начальником штаба батальона, где служил Миша, и три старушки в гражданской одежде.На келехи* подполковник попросил слова,он рассказал как Миша переправил орудия через реку-не помню ее названия.
-Мы получили приказ переправиться через реку.Я не стал вмешиваться в действия Михаила Георгиевича, он руководил переправой,-начал подполковник.
В этот момент я усмехнулся про себя: «Еще бы, попробовал бы ты вмешаться!»Но ветеран сам повел об этом разговор.
-Не вмешивался, потому что знал независимый характер Михаила Георгиевича, но я также знал


*Келехи-поминальная тризна (груз).   

его интеллект,его знания,эрудицию, я верил в него, знал, что он прекрасно
справится с  задачей.Признаюсь по секрету, я очень волновался. Мы могли потерять орудия-за этим вы сами знаете,  что могло последовать в те времена.Михаил Георгиевич блестяще провел переправу...
-Он нас по-грузински ругаться учил,-обратилась ко мне одна из старушек,пытаясь улыбнуться, глядя на меня полными слез глазами.
-Да,- подумал я,-Мишу побаивались мужчины, но женщины обожали...
Эти славные, достойные самого высокого пиетета люди приехали из-за тридевятиземель почтить своего друга...
  Когда рассказывал о Ладо моему сыну, говорил о старых временах, когда между людьми были совершенно другие отношения, о временах духовных исполинов, когда дружба, доброта, уважение определяли отношения между людьми я видел удивление в глазах сына: «Неужели дедушка Ладо на самом деле был таким?!»
Мне понятно удивление сына, благо в сегодняшней жизни сколько угодно примеров совершенно другого поведения людей с капиталом.Признаюсь, вначале я хотел писать только о деде, потом это показалось мне не совсем верным писать только о нем без упоминания о близких ему людях.
 Мой сын поверил мне-я сомневаюсь поверит ли ему его сын впоследствии, вздумай мой сын пересказать эту историю?!Что представляет собой этот рассказ?Восхваление ушедшей эпохи?Крик души по старому времени, следовательно по детству, юности?Тоску по прежним отношениям между людьми?
Наверняка все эти вопросы уместны.
В то же время мне понятно, что душами людей овладевает прагматизм, расчет,погоня за деньгами.Это необратимый процесс, в чем-то логичный,иначе человеку не выжить в современных суровых условиях.Я понимаю, что возврата к прошлому нет. На смену прежним ценностям приходят другие.Хочу ли я кому-нибудь навязать свое мнение, заразить тоской о прошлом?Ни в коем случае.Когда рассказывал о деде, Ника с трудом верил мне,как я уже отмечал, жизнь идет семимильными шагами к прогрессу, скорее к духовному регрессу.Неужели написал о канувшей в Лету эпохе паладинов для того, чтобы много лет спустя какой-нибудь пигмей с атрофированным телом и ужасной, огромной головой-венцом деградации, удивленно вскинул бы брови со словами: «Неужели наши предки были настолько глупы?!»
Хочется ответить: «Нет, они были великими людьми!»




Орудийный расчет М.Г.Чантуридзе.Сталинград 1942г.Снято Р.Карменом.

*
Недавно внучка М.Г.Чантуридзе просмотрела фильм "Сталинградская битва",там есть кадры с ее дедом.Она прислала ссылку мне.Вот она:
https://www.youtube.com/watch?v=mWi9N_egtrc
Желающие могут увидеть действия орудийного расчета М.Г.Чантуридзе там.Кадры расчета по времени с 12-ой минуты фильма.
10.03.2015г.   


Рецензии
Добрый день.
Спасибоо за замечательный рассказ... в эпизоде , отца увидевшего сына по телевизору и аналогии с "отцом солдата" - прослезилась....

Лоза Виноградная Чиковани   13.08.2011 13:19     Заявить о нарушении
Спасибо Вам,дорогая Лоза!

Владимир Чантуридзе   13.08.2011 16:54   Заявить о нарушении
Простите,только не по телевизору,а на экране клуба.В 1942году не было телевизоров).

Владимир Чантуридзе   15.08.2011 16:03   Заявить о нарушении
ძალიან ბოდიში,должно быть эта невнимательность вызвана переполнившими эмоциями от прочтения )))

Лоза Виноградная Чиковани   15.08.2011 16:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.