Коротким метром по безыдейности

О чем рассказывают короткометражки современных российских авторов?
Через три месяца в Сочи снова приедет открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». Его ждут многие: любители «свежих» лент, киноведы и кинокритики, оптимистичные продюсеры, начинающие и матерые режиссеры, да и просто культурные люди, которым интересно все новое. События и фильмы «Кинотавра» мы освещали сполна. Но есть одно упущение: короткометражки. Вот о них-то и пойдет речь.
Почему они так важны для развития современного российского кинобизнеса, рассуждают многие. И сходятся на том, что молодежь со свежими идеями и незамыленным взглядом на действительность способна заинтересовать консервативную публику. Аксиома проста: если ты научился делать хороший короткометражный фильм, скорее всего, тебе удасться покорить и полный метр. Но не все так просто, как кажется.
На прошедшем фестивале было показано 26 короткометражек. Их авторы – в основном молодые режиссеры, продюсеры или клипмейкеры. Они пробуют себя в этом жанре, дабы доказать свою креативную состоятельность. И вдохновить на минифильм их может все что угодно.
Поводов для грусти все равно пока у организаторов не убавляется. И причин тому несколько. Некоторые из них озвучила Ирина Любарская, куратор программы по короткометражкам.
- Блеск – главное достоинство короткого метра. При условии, конечно, что краткость – сестра таланта. Тогда это уже не просто кинопроба пера, а особый стиль рассказа, который надо уложить в прокрустово ложе одной-пяти частей. Маленький бюджет и размер позволяет авторам таких фильмов быть более свободными, чем в полном метре. Нищета – бич короткого метра. Дело, естественно, не в деньгах, а в идеях. Обидно, что почти никто из студентов ВГИКа и ВКСР не хочет изобретать велосипед. Как и несколько лет назад, когда я начала пристально разглядывать это «маленькое» кино, большинство выпускников киношкол предпочитают штампы. Слишком хорошо заметны и пробелы в кинообразовании: такое впечатление, что почти никто из студентов ВГИКа не чувствует современного кино, оставаясь где-то на уровне 60-70-х годов. Поэтому те работы, где есть хотя бы эхо актуальных тем и выразительных средств, смотрятся почти шедеврами.
Среди молодых авторов короткометражек немало тех, кто работает в телебизнесе. Но это накладывает на стилистику их фильмов особый отпечаток. Об этом Ирина Любарская говорит так:
- Телевидение сыграло злую шутку, представив себя полномочным представителем кино. Вольно или невольно, большинство режиссеров, особенно документалистов, ориентируются на телестилистику, загружая фильмы «говорящими головами» и прочими примерами «формата».
Так кто же авторы? О чем они хотят рассказать зрителю? Какие средства киновыразительности применяют, чтобы самовыразиться и заставить нас задуматься о чем-то важном? Вот некоторые из них.
Режиссер, автор сценария, оператор и звукорежиссер Игорь Морозов привез на «Кинотавр» свой 26-минутный фильм «Галопом по Европам». Это рассказ о русской «маленькой Европе». Оказывается вот уже 200 лет у подножия Уральских гор существует такое необычное местечко. И деревни здесь называются ни много ни мало – Париж, Берлин, Лейпциг, Варна. Автор пытается ответить на вопрос, «Какая ты, «русская Европа»? Надо добавить, что Игорь Морозов окончил «Школу кино, телевидения и рекламы», работал ассистентом режиссера по монтажу, принимал участие в более 20 постановочных роликах и видеоклипах. «Галопом по Европам» - его режиссерский дебют.
А вот для Наталии Мещаниновой ее «Гербарий» - уже не первая работа. Автор сценария и режиссер окончила Кубанский государственный университет культуры и искусств, а потом и Школу документального кино  «Реальное время-2». Во время учебы сняла документальный фильм «Мой мир», после чего решила бросить работу на ТВ и всерьез заняться кино.
Документальная трагикомедия длится 57 минут и рассказывает о конкурсе красоты в доме престарелых.
Очень разные источники вдохновения сподвигли начинающих режиссеров на содание картин. Среди тем – жизнь курдов-езидов в Армении, встречи родственников в эмиграции, война в Чечне и, конечно, любовь.
У организаторов программы по короткометражкам есть надежда, что с каждым годом фильмы будут все самобытнее и идейно ярче.
- Сегодняшний кроткий метр – это кино на вырост, наше завтрашнее большое кино в перспективе, - говорит Ирина Любарская. – На мой взгляд, перспектива вполне обнадеживающая: есть авторы, которые способны найти интересных героев в самых неожиданных местах. Есть выдумщики, формалисты, артисты и даже юмористы, что большая редкость. Остается их только заметить.


Рецензии