Истории бара Das Boot. История без номера

Благодарю за историю М. Гильтина.
В тот вечер в «Лодке» было не слишком людно – наверное, потому, что зима была в разгаре, и люди не спешили лишний раз выбираться на лютый мороз. Лео задумчиво протирал фужеры,  кивая в так негромкой, красивой мелодии, доносившейся из колонок. Повеяло холодом, и он, бросив взгляд в сторону открывшейся двери, увидел высокого человека, спускающегося по лесенке в веере снежинок. Заметив его, молодой парень, сидевший с небольшой кампанией в дальнем углу бара, махнул рукой:
- Сол, давай к нам!
Сол-солнце, отстранено улыбнувшись, помахал ему в ответ и, стянув перчатки, повесил плащ на вешалку. Он был странным человеком – двуликим, как сам Янус. Не задерживаясь на одной работе больше полугода, Сол сам себя считал писателем. Он писал фантастические рассказы и публиковал их в сети, отчасти от того, что считал это правильным, а отчасти от того, что фантастические рассказы давно вышли из моды и никто их не печатал. Он писал изумительные рассказы, поэтому люди, прочитавшие их, становились немного лучше – но таких людей было совсем немного. А жизнь Сола четко делилась на два периода. Когда Сол писал, он был всегда чисто выбрит, аккуратен, интеллигентен и вежлив. Закончив рассказ, он отправлял его в сеть, ждал несколько дней,  а потом, видя, что его никто не читает, впадал в депрессию и превращался в злого мизантропа с ядовитым языком и циничным взглядом на жизнь. Лео хватило одного взгляда на многодневную щетину на его лице, чтобы понять, какой лик Януса предстанет перед ним сегодня. 
Кивнув бармену и заказав кружку темного пива, Сол направился в угол и присел за столик, кивнув присутствовавшим. В основном это были молодые люди, дожидавшиеся концерта своей любимой рок-группы. Их одежда так или иначе носила на себе следы соответствующей атрибутики. Сделав глоток пива, он бросил взгляд на парня, махавшего ему рукой, и заметил на его толстовке красную буква «А» в круге.
- Ты анархист, Фран? – ядовито осведомился он, отпив еще немного.
- Да, Сол, - улыбнулся его собеседник. – Анархия – единственный вид организации общества, позволяющий личности быть личностью.
- Почему же?
- Потому что она делает человека свободным, Сол, - ответил Фран, допивая свою колу.
- Свобода омерзительна, - фыркнул писатель, откинувшись на спинку кресла.
- Поясни, - удивленно попросил его собеседник.
- Это просто, - пожал плечами Сол. – У свободного человека только два пути – стать рабом или стать негодяем. То есть, освободившись от всяких обязательств он может либо добровольно вернуться к ним, тем самым вновь став рабом, либо выбрать стезю эгоиста, а эгоизм – это, как мне кажется, самый очевидный лик зла. Таким образом анархия – это царство злодеев, выражаясь метафорически. Если же говорить практически, то, как только государство как институт будет упразднено, и люди получат свободу, мы тут же скатимся к первобытному строю – сильный будет править слабым. В первую очередь это коснется женщин, -  улыбнулся он двум девушкам, сидевшим напротив. – насилие, жестокость, принуждение… думаю, продолжать не стоит.
Фран не мог сообразить, как бы возразить приятелю, но расставаться с романтической мечтой о свободном обществе ему не хотелось.
- И какой, по твоему мнению, строй лучше, а? – запальчиво спросил он.
- Никакой, - не колеблясь, ответил Сол. – Все виды организации общества одинаково отвратительны.
- Что?! – воскликнул кто-то из друзей Франа, которые с интересом прислушивались к начинающейся беседе.
- Сол, ты ужасный пессимист, - усмехнулся Фран.
- Отнюдь, - покачал головой писатель. – Я – реалист.
- Все пессимисты так говорят! – рассмеялся его собеседник.
- Ладно, давай я объясню, - вздохнул Сол. – Человечеству известно несколько форм правления. Это, грубо говоря, демократия, тирания и олигархия. Тирания в самой знакомой вам форме – это монархия. Некий лидер, обладающий рядом выдающихся качеств, захватывает всю власть в свои руки и правит страной, исходя из своих соображений – и это чаще всего неплохо.
- Вот те раз, - усмехнулся Фран. – На ум сразу приходит Гитлер, а, Сол?
Сол кивнул:
- Гитлер – пример того, что тирания хороша лишь «чаще всего». Порой те качества, что делают тирана лидером, к сожалению, не соответствуют тем качествам, что необходимы хорошему правителю. Но все же чаще лидер способен сделать свою страну сильной и процветающей, при этом не направив на путь саморазрушения. Пример тому – период тирании в Древней Греции. Практически всем полисам она пошла на пользу. 
- Но? – поинтересовалась одна из девушек.
- Но лидер рано или поздно старится и умирает. И на смену ему приходит наследник. Которому власть достается просто по праву рождения – или наследования, если мы говорим не о монархии. Но все же остановимся на ней, так как она является самым наглядным примером.
- Естественный отбор тиранов! – усмехнулся Фран, и Сол кивнул.
- Точно. При монархии власть получает не тот, кто сумел ее завоевать, а тот, кому она достается по праву рождения. И вот тут начинаются беды, потому что нет никакого механизма отсева недостойных правителей, нет естественного отбора. И на трон попадают слабаки, идиоты и негодяи. И все рушится, люди страдают, умирают, негодуют, восстают. Так что тиранию губит человеческий фактор.
- Печально, - отозвался Фран. – Но ведь демократия и призвана обеспечить компетентность правителей.
- Призвана, - отозвался Сол. – Но не работает.
- Почему?
- Потому что демократии не существует. Существует только охлократия – власть толпы. А толпа – послушное, безмозглое и по природе своей кровожадное животное, которой негодяи вертят как хотят. Нет ничего омерзительнее толпы. Подумайте сами – демократические выборы это чушь, фикция. Не бывает честных выборов. Побеждает тот кандидат, у кого больше денег на рекламную компанию и больше возможностей совершать подлости из-под полы. И это еще неплохо – потому что наша демократия, это, по сути, та же олигархия. Миром правят злодеи, и это хорошо, потому что злодеи вынуждены притворяться добродетельными людьми, и они, все как один, разумны до ужаса. А вот в той же Греции существовала настоящая  демократия, там правил народ, а не выбранные народом правители. И это был кровавый кошмар. Потому что толпа, в отличие от злодеев, начисто лишена разума и тормозов, - он допил свое пиво и развел руками. – Поэтому я и говорю, что нет хорошего государственного строя.
Его слушатели задумчиво замерли, позабыв о собственных напитках.
- Ну и страшно же быть тобой, Сол. – покачал головой Фран. – Не верить в людей, не верить в добро…  как же жить тогда?
- Ты не прав, Фран. – вздохнул Сол. – Я верю в людей и добро. Просто… в меньших масштабах. Можно сказать, что я верю в индивидуумов, но не верю в общество.
- И какой же тогда твой рецепт правильной жизни? Если общество в корне порочно и сделать его лучше нельзя?
- Все просто, - ответил Сол. – Проще некуда.
- Не томи! – хмыкнул Фран.
- Надо быть порядочным человеком, - пожал плечами писатель.
- И все?!
- И все. Вокруг порядочных людей возникает островок порядочности. Это самое лучшее и правильное, что может сделать человек.
Тем временем рок-группа, которой дожидались молодые люди, уже настраивала инструменты на сцене.
- Ну, удачи, - сказал Сол и, допив свое пиво, поднялся из-за стола.
Он хотел поскорее попасть домой, потому что в голове у него родилась интереснейшая идея для рассказа. Лео проводил его взглядом и с  усмешкой покачал головой, почувствовав изменение настроения завсегдатая. Вот уже несколько дней он обдумывал рецепт коктейля под названием «Сол» - наполовину сладкого, наполовину горького. Вот только все никак не мог решить, должны ли смешиваться слои…


Рецензии
Мне кажется, что устами Сола сказана великая истина. А Ваша новелла очень интересна.
С уважением, Анна.

Анна Новик   29.04.2009 22:02     Заявить о нарушении