Кавказский скиталец

(от имени узника грузинских ссылок, товарища Лермонтова)

Средь гор владычного Кавказа
В избушке древней и кривой
Живет из рода Видияза
Старик со старою женой,
И каждый день они с рассветом
На запад устремляют взор.
В вечерний час могучий ветер,
Пролетом мимо, услыхал,
Как старый муж под ярким светом
Старухе тихо бормотал:
«Жена моя, измучил голод,
Желанье сердца – это ль повод?
Исполни праздное мое:
В сенях да в коробах с мукою
Ты помети своей метлою,
В сусеках славно поскреби,
Да горсти две муки возьми.
И испеки мне колобок,
Наш русский постный пирожок».
С Кавказа дева не младая,
С усильем встав, скрипя спиной,
Собрав в пучок власа седая,
Накрыла их своей чадрой.
Исполнив мужнино желанье,
Спекла на масле колобка
И остывать ночным дыханьем
В окне оставила она.
А колобка душа нагая
Вдруг заскучала. И он с края
Тихонько боком покатился
И на пол молча приземлился.
Ушел из дома за порог.
Куда? Не знаю – видит Бог.

Ведомый тропинкой меж заспанных гор,
Красивой картинкой наполненный взор.
Пастух вдалеке дул в горный рожок,
В ущелье дорогой бежал колобок.
И он, и заяц прискакавший
На камне отдыхал, уставши.
              З а я ц:
«Я съесть тебя хочу, и все же
Ты предложить другое можешь?»
              К о л о б о к:
«Ты подожди, а я спою
Песнь мелодичную мою.
Я колобок в печи спеченный,
Скитанья духом обреченный,
Ушел из дома. На яву
Судьбы такой я никому
Не пожелаю. Посему:
Скребен и метен я в чулане,
Замешан тестом на сметане,
В печи испекся. Охладиться
Я был положен на окно…
Хотелось жизнью насладиться –
Сбежать мне было суждено.
Я от бабушки ушел
И от дедушки ушел,
А от зайца и подавно
Убегу я. Вот и славно!»
По скользкому устью засохшей реки
Сбежал колобок судьбе вопреки.

Ночное светило ушло на покой.
Зарёю краснеют кавказские склоны,
И волк одинокий походкой лихой
Рыщет вокруг. Древесные кроны
Тенью от солнца бросают ему
На плечи листву. Слышны лишь вороны
Да шелест травы из-под ног колобка –
Тропинка его уж слишком мелка.
И серый охотник, и он, отдыхая,
Держали беседу, густо вздыхая.
              В о л к:
«Я съесть тебя хочу, и все же
Ты предложить другое можешь?»
              К о л о б о к:
«Ты подожди, а я спою
Песнь мелодичную мою.
Я колобок в печи спеченный,
Скитанья духом обреченный,
Ушел из дома. На яву
Судьбы такой я никому
Не пожелаю. Посему:
Скребен и метен я в чулане,
Замешан тестом на сметане,
В печи испекся. Охладиться
Я был положен на окно…
Хотелось жизнью насладиться –
Сбежать мне было суждено.
Я от бабушки ушел
Я от дедушки ушел,
И от зайца-брата
По тропе покатой.
А от волка и подавно
Убегу я. Вот и славно!»
По скользкому устью засохшей реки
Сбежал колобок судьбе вопреки.

Под вечер воздух стал соленым,
И слышен моря легкий бриз,
Орлиным взором озаренный
Наш колобок бежит все вниз:
Туда, где схроны водопада
Спасают от змеина яда.
              З м е я:
«Я съесть тебя хочу, и все же
Ты предложить другое можешь?»
              К о л о б о к:
«Ты подожди, а я спою
Песнь мелодичную мою.
Я колобок в печи спеченный,
Скитанья духом обреченный,
Ушел из дома. Наяву
Судьбы такой я никому
Не пожелаю. Посему:
Скребен и метен я в чулане,
Замешан тестом на сметане,
В печи испекся. Охладиться
Я был положен на окно…
Хотелось жизнью насладиться –
Сбежать мне было суждено.
Я от бабушки ушел
Я от дедушки ушел,
Я от зайца убежал
И от волка убежал.
От змеи подавно
Убегу я. Вот и славно!»
По скользкому устью засохшей реки
Сбежал колобок судьбе вопреки.

Устав скитаться понапрасну,
Тряся уставшей головой,
Дивясь, как быстро зори гаснут,
Герой наш встретился с лисой.
              К о л о б о к:
«Привет тебе, моя царица!
Ты посиди, лиса-сестрица.
Устала? Вижу. Я спою
Песнь мелодичную мою…»
              Л и с а:
«Вокруг одно однообразье –
Нет ни поэтов, ни стихов,
Один лишь ты на все Кавказье
Мне песню спеть свою готов!»
              К о л о б о к:
«Я колобок в печи спеченный,
Скитанья духом обреченный,
Ушел из дома. Наяву
Судьбы такой я никому
Не пожелаю. Посему:
Скребен и метен я в чулане,
Замешан тестом на сметане,
В печи испекся. Охладиться
Я был положен на окно…
Хотелось жизнью насладиться –
Сбежать мне было суждено.
Я от бабушки ушел
Я от дедушки ушел,
Я от зайца убежал
И от волка убежал.
От змеи подавно
Убежал я. Вот и славно!
Теперь сразится мне с лисой?
Ты съешь меня. Эх! Черт с тобой!»
              Л и с а:
«Мое проклятье – склоны лет:
Глуха совсем. Даю обет –
Не съем. На нос мой сядь
И песнь свою ты спой опять!»
              К о л о б о к:
«Я колобок в печи спеченный,
Скитанья духом обреченный,
Ушел из дома. Наяву
Судьбы такой я никому
Не пожелаю. Посему:
Скребен и метен я в чулане,
Замешан тестом на сметане,
В печи испекся. Охладиться
Я был положен на окно…
Хотелось жизнью насладиться –
Сбежать мне было суждено.
Я от бабушки ушел
Я от дедушки ушел,
Я от зайца убежал
И от волка убежал.
От змеи подавно
Убежал я. Вот и славно!
Теперь сразится мне с лисой?
Ты съешь меня. Эх! Черт с тобой!»
Успел лишь песню он допеть –
Настало время умереть.

Судьбы скиталец одинокий
Закончил свой пространный путь.
Прошу тебя, Казбек высокий,
Ты эту сказку не забудь.


Рецензии