В царстве Кощщея, бессмертного в циклах времён год

                КОЩЩЕй, БЕССМЕРТНЫЙ В ЦИКЛАХ ВРЕМЁН ГОДА.
                (ИДЕНТИФИКАЦИЯ   ОБРАЗА.)

   Кощей бессмертный – это есть мифический образ, олицетворяющий собою календарные циклы, периодически умирающей и возрождающейся природы. Демоническая природа его видна из волшебно – магических актов вмешательства в земледельческий календарь сельскохозяйственных работ, когда он по весне даёт возможность богине возрождения плодородия Василисе начать цикл земледельческих работ, а по осени лишает её этой возможности, начиная цикл брачно – свадебных церемоний.
   Кощей бессмертен. Бессмертие предполагает вечное бытие, а что вечно существует, то есть бытийствует, то по определению безродно, ибо от кого бы оно могло родиться, если оно вечно существует во вселенной. А это значит, что бытие Кощея не имеет ни начала, ни конца: оно вечно, то есть безначально и бесконечно. А то, что безначально и бесконечно, может находиться либо в покое, либо в движении. Если оно находиться в покое, то это такой покой, который подобен покою того абсолютного единства, который по определению Платона в «Пармениде» не имеет никаких атрибутов для своего проявления, то есть это та языческая точка, которая разворачиваясь в мистической мистерии проявления своих аспектов, проявляет пустоту, место для будущего проявления пространства, времени, образов мира сего и думного их умопостижения в уме. Если же оно находиться в движении, то движение может быть, либо прямолинейным, и тогда оно по определению может быть беспредельным, либо кругообразным, и тогда оно, подобно каждой точке колеса, будет периодически, при вращении, проходит через одни и те же пространственно – временные циклы, но теперь уже кругообразной беспредельности.А всё не имеющее предела, по определению своему, безродно и бесконечно, а становящееся предельным, само чувственно проявляет всевозможные феномены природы, и, само же их думно или ментально  умопостигает. Такова мистериальная природа Кощея, символически олицетворённая яйцом, внутри которого находится вулканическая игла жизни и смерти Кощея или пуп земли, соединяющий собою небо и землю. Надлом иглы приводит  к резкому ухудшению  связей между небом и землёй. Отождествление образа Кощея с родственными или однокоренными образами мировой религии и мифологии помогло бы определить его место в структуре языческой культуры, и, одновременно, дало бы возможность понять истоки происхождения самого образа. Мы уже определили, что Кощей бессмертный, или, что вернее, управляющий циклами проявления смены времён года, есть, одновременно, демоническая сила, воздействующая на земледельческий календарь земледельческих работ. Кощей есть олицетворение циклически умирающей и возрождающейся природы. Вместе с Василисой прекрасной и мудрой. Однако Василиса, женская ипостась всё того же Кощея,  мудрая по природе своего божественного происхождения, не хочет жить с этой демонической силой, противоположной ей; она, как богиня  творящая и проявляющая мир плодородия, хочет жить в мире людей. Но не по своей воле, а по чужой злобе, она вынуждена половину года проводить в кощеевых владениях, а вторую среди земледельцев курустама (бухуристана). Нечто подобное есть в шумерской мифологии, где Гештиниана, сестра пастуха Думмузи (у вавилонян, это Таммуз и Иштар), вынуждена полгода находится в подземном мире, пока Думмузи пребывает на земле полгода (а может и сутки). И наконец, образ Ивана, крестьянского сына, полгода ведущего неравную борьбу  с Кощеем за право ритуального брака с богиней плодородия (в образе лягушки), есть образ, равный по своему значению Адаму (Думмузи и Таммузу). Так кто же он, Кощей бессмертный? Где истоки происхождения его образа? Каким образом он стал главным героем мифологических сказок русского народа? С кем из героев мировой религии и мифологии можно идентифицировать бессмертный образ Кощея, олицетворяющего собой циклы вечно умирающей и возрождающейся природы? Где формировался его образ? Когда прибыл в Россию? Есть ли ответы на эти вопросы? Бумага молчит – слова говорят. Пусть говорят слова!
   Так где же искать истоки происхождения образов циклически умирающей и возрождающейся природы? А там, где все ищут. В Малой Азии и на Ближнем Востоке. В местах, где родилась протоцивилизация, «един язык и одно наречие», языческая доктрина, откуда и сам человек родом пошел, там и будем искать прародину Кощея бессмертного и его одноимённых побратимов, иже из которых он сам есть.
   Во–первых, кого или что олицетворяет собою образ Кощея Бессмертного? И во – вторых, что стоит за смертью Кощея от иглы, сокрытой в яйце смерти и жизни Кощея?
   Что Кощей бессмертный принадлежит, к известному в мифологии, братству  умирающих и возрождающихся демонов, управляющих циклами природных явлений, всем понятно. Однако, здесь есть свои нюансы; оказывается, что Кощей не одинок, у него есть женский двойник, Василиса Прекрасная и Мудрая, возрождающая эту самую природу после смертного оцепенения Кощея. Если рационально осмыслить их роль, в циклически сменяющих друг друга, двух главных периодах года, то с необходимостью вытекает, что Кощей курирует ту часть года, которая  в северном полушарии называется зимой, а Василиса мудрая правит весеннее – летним возрождением земного бытия. Иван, сын крёстного солнечного хода (года), в борьбе с Кощеем использует зооморфные силы природы (медведь, волк, ворона или ястреб, щука). Зооморфные силы  служат и Кощею: яйцо изымается щукой из океан – моря, а море его снесла утка, утка находится в зайце, заяц  в ларце, а ларец подвешен железными цепями в кроне дуба, растущего на берегу океан – моря. Далее сценарий борьбы за яйцо жизни и смерти идет между зооморфными  силами: медведь валит на землю дуб, ларец разбивается и оттуда выскакивает заяц, зайца догоняет волк и тогда  из зайца вылетает утка, за уткой гонится ястреб или ворона, утка роняет яйцо в воды океанского потока, откуда его подаёт Ивану щука. Всё! Борьба закончена – яйцо в руках Ивана, сына креста (солнечного креста ;). Солнце восстанавливает связи между небом и землёй, потоки солнечного тепла и света увеличиваются. Ледяное царство Кощея взламывается. Пленница Кощеева, Василиса Прекрасная, магией Кощея превращённая в болотную лягушку, ждёт брачного ритуала плодородия, чтобы возродится после брачной церемонии  в образе весеннее-летней богини Лады, богини плодородия, производительной силы природы.
   А где же находилось само царство Кощея бессмертного, живущего вечно в своих циклах смены времён года? С кем, из известных в мифологии и религиозных откровениях героях,  можно идентифицировать Кощея? Где находилось мифологизированное царство Кощея? С какими царствами его можно идентифицировать? Где его искать? В каких источниках хранятся тайны дворовой жизни дворца Кощея ? Где  их искать? А искать надо потому, что это один из важнейших периодов в метаистории протоцивилизации. Это период расцвета земледельческой цивилизации, создания земледельческого календаря, выход неолитической революции на новые космогонические  рубежи. Послепотопный период, когда потомки Иафета (беловоддного), Хама (Конья, долина огня?) и Сима (Синего моря, Марасантия?) множились, создавали свои царства, строили новые города и расселялись по большой земле, заслуживает подробного исследования.

                АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ   ХАТТУСА.

     В 1907 году, на севере Малой Азии, была открыта столица «страны Хатти», Хаттуса (Гадес), Пуруш-Хаттум, Хастинапура, Гестия, Гештиниана...
«Малая Азия (Анатолия) представляет собой высокое плоскогорье, подымающееся от Эгейского побережья на западе к внушительным горным грядам Восточной Турции: тектонически это часть горной системы, простирающейся на восток , а затем на юг, к границам Индии. Если смотреть  со стороны сирийской равнины, то эти северные горы образуют мощную стену, известную ещё римлянам под названием Тавра. Античные географы считали, что Тавр делит всё, что лежит к востоку от Средиземного моря, на «внутреннюю» и «внешнюю» (т. Е. Северную и южную) половины. Однако если смотреть с анатолийского плато , то вид на юг преграждается только западным отрогом Тавра. На востоке доминируют другие горы, и а первую очередь высокий конус потухшего вулкана Эрджияс Дага, древнего Аргея, возвышающегося на 12 000 футов с лишним, а за ним цепь гор Антитавра, отходящая вкось на северо-восток от Тавра и вливающаяся в великий массив восточного нагорья. Этот отрог Антитавра изолирует реки плоскогорья от рек Месопотамии на востоке и рек Киликии на юге. В центре плоскогорья находится неглубокий водоём, воды которого не имеют выхода к морю и просачиваются в солёное озеро (по-турецки Тузгёль). Далее к северу идёт подъём, доходящий до ряда поперечных хребтов, идущих от восточного массива, а затем начинается окончательный спуск к черноморскому побережью. Густые леса, орошаемые водой, спадавшей каскадами со склонов холмов, делали эту местность всегда труднодоступной.
   Река Кызыл-Ирмак, известная историкам античности как Галис, а хеттам, вероятно, как Марассантия, берёт начало в горах на востоке и течет довольно далеко на юго-запад; затем, когда она подходит к солёному озеру, вторичная гряда гор преграждает её путь, и тогда река изгибается так, что начинает течь в обратном направлении и, прорвавшись через северные горы в северо-восточном направлении, впадает в Чёрное море. Территория, где жили хетты...,включает в себя излучину Галис в его среднем течении и долину к югу от озера; эта область со всех сторон окружена горами: на востоке – Антитавром и горами за ним, на юге – Тавром, а на западе и севере – рядом разрозненных хребтов (гор Ливанта, Налибанта, мариванта, Малапонта, Маласантона, Балабантона, рипаитские горы, рипейские горы, Ливанские горы).
   Хаттуса, столица хеттов, лежала на северном склоне одного из горных кряжей, там, где плато начинает спуск к Чёрному морю. Два потока, текущие на север с этих гор по крутым, каменистым руслам, встречаются у подножия склона близ современной деревни Богазкёй. На отроге горы, которую эти потоки огибают с двух сторон, было обнаружено самое древнее поселение в Хаттусе. Оно представляет собой как бы естественное укрепление; отсюда открывается прекрасный вид на долину, защищённую на севере только ближайшей грядой Понтийских холмов, лежащих в пятнадцати милях отсюда. Лежит оно также у скрещения двух самых древних торговых путей: один вёл о Эгейского побережья через нижнее течение Галиса к Сивасу и на восток, другой – на юг, от черноморского порта Амисуса (Самсун) к киликийским воротам. Оставалось лишь связать город с этими путями, для того чтобы он стал центром радиально расходящейся сети стратегических дорог». (О. Р. Генри, «Хетты», М., 1987 г., гл.1, стр. 17-19).   

                КУШЕНГА.

   Когда «солнце к созвездию Овна подошло,...тогда Кеюмарс повелителем стал; высоко в горах он сперва обитал; там счастье обрёл и державный удел, себя и мужей в шкуры барсов одел. С тех пор люди стали умнеть и умнеть, и всё обновилось – одежда и снедь».
Поэма Фирдоуси «Шахнаме» есть мифо – историческая эпопея ираноязычных народов. Основой для поэмы послужили сборники древних преданий и хроник, таких как «Ходай – наме» и «Хватай – намак».
   Согласно древним легендам, ставшими мифическими уже во времена сочинения «Шахнаме», Кейумарс – это первочеловек, и одновременно, первый владыка Ирана, что само по себе уже свидетельствует о мифологичности его образа и о совмещении разных исторических эпох в одном лице. Образ Кейумарса создавался во времена становления зооморфных мифов о первочеловеке – полуживотном  и первозданной корове, порождающих Машйа и Машйана, соответствующих библейскому Адаму и Еве, или горе Машу (Миша, Хил-ламех-хам), в райских пределах которой Гильгамеш нашел допотопного предка Етна-Пиштима (едемского Посейдона Почтенного). Перворождённый сын его, по имени Сиамек (в пехлевийских источниках, Сиамек-сын Машйа и Машйана), надев доспехи из шкуры барса, возглавивший военную дружину Кеюмарса, терпит поражение от войск сына Ахримана. Вызванный на поединок, Сиамек погибает от рук своего соперника. За смерть Сиамека отомстит его сын, Хушенг. Кеюмарс, обеспечив торжество внука над врагами, передаёт ему власть над царством и умирает. (Каин-арес, кумарби, кунилун-кумирами).
   Здесь кстати будет привести для наглядности одно свидетельство  о происхождении самого образа властителя Хушенга. После потопа у Ноя было три сына: Сим, Хам и Иафет. От Иафета, так же как и от Хама и Сима, произошли народы. И, как гласит ветхая история, от них рассеялся род человеческий по всей земле. Первым же родился от Хама Хуш.    Подстрекаемый Диаволом, он первым стал изобретателем всякого волшебства и идолопоклонства. Он первый по наущению Диавола воздвиг кумир для поклонения; творя ложные чудеса, он показывал людям падающие с неба звёзды и огонь. Затем он перешел к персам, которые называли его Зороастром, что значит «живая звезда». Персы, наученные Зороастром поклоняться огню, и самого его, поглощенного небесным огнём, чтут как бога» (под именем Кушенга). (Г. Турский, «История франков»).
    «Властитель Хушенга, справедливый мудрец,
   От деда в наследие принял венец...         
   Настал на земле небывалый расцвет,
   Сиянием правды наполнился свет.
   Сначала, к познанию направив труды,
       Владыка железо исторг из руды.
      Основой тогда процветания стал
     Блестящий, из камня добытый металл.
     Царь создал мотыгу, топор и пилу,
     Начало кузнечному дал ремеслу,
     Затем оросил он пустынный простор
     Водой животворною рек и озёр;
     По руслу прорытому воду пустил,
     Догадкой народу труды сократил.
     Владыка, чтоб людям нужды избежать,
     Пахать научил их, и сеять, и жать.
     И каждый свой хлеб стал выращивать сам,
     Не стал кочевать по степям и лесам.
     А прежде чем к жизни привыкли такой,
     Лесные плоды были пищей людской;
     Довольства не знали в те давние дни,
     Одеждою листья служили одни...
     Он веровал также, как царственный дед,
     Владыку миров называя Изед.
     Из камня извлёк он огонь золотой,
     Вселенную новой одев красотой...
     Железом в кремень ударяют с тех пор,
     Чтоб искра, сверкнув, разгорелась в костёр...
     Изедом наставлен, владыка благой
     О т ланей, онагров и дичи другой
     Быков, и ослов, и овец отделил
     И тех, у которых достаточно сил,
     Велел приучать подымать целину.
     «Впредь, - молвил он, - дань трудовую в казну
     Несите из собранной жатвы, а скот
     Держите четами, да будет приплод».
     Зверей густошерстных велел убивать,
     И бережно шкуры с убитых снимать.
     Пошла на куницу охота в лесу,
     На соболя, быструю белку, лису.
     И шить одеяния из меха зверей
     Людей научил этот царь из царей.
      Добыть ему многое было дано,
      Сберечь – только доброе имя одно».
              (Фирдоуси, «Шахнаме», Т. 1., М., 1993г., стр. 28-30).


Рецензии
Смерть кощея - на кончике иглы. Он был бессмертным, пока Герой Сказания не свернул этому исчадию зла башку, избавив Творение от смерти. В этом смысл всей метаистории и суть Благой Вести.

Валерий Ветер   22.09.2023 11:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.