Идея

     ДАЛЕКО НА ВОСТОКЕ.
      Повесть.
      
      Идея и краткое содержание повести.
      Создание и развитие туристических комплексов на юге Приморья заставляют вникать всё более и более в историю наших мест, в задачу рационального освоения их, и привлечения к ним внимания общественности. Отсюда появился интерес к зарождению Золотоордынской империи – первые предпосылки, условия, причины. По времени это конец двенадцатого столетия. Территории Приморья тогда входили в состав Золотой империи чжурчженей. Говорить о какой-то исключительной централизации средневековых государств нет основания. Можно предположить лишь особо централизованный военный, политический механизм власти, основанный на идеологии силы, жестокости, угроз и набегов, но в самом начале в нём всё-таки присутствует желание блага пусть даже малому клану людей, ограниченному на тот период времени сословным несовершенством. И если эта сила по тем или иным причинам, особенно экономическим, переходила из так называемого центра в другое место, то и власть естественно уходила, образуя тут же другой центр. Это разорительное состояние народов, несомненно, в экономическом плане, приостанавливало их развитие, но, тем не менее, способствовало становлению особого типа государства, принципы которого положены были затем в монгольской империи и в укреплении российского самодержавия, и надо признать, во многом сохранены до сих пор. Сегодня мы склонны полагать, что то были «пустые» времена, а пространства безлюдные, дикие и совершенно мало освоенные. Это заблуждение. То были времена великих переселений, величественных движений и открытий, то были времена Великих Империй…
      Небольшая, сравнительно тёплая и благодатная, и к тому же закрытая горами долина р. Партизанской (ранее р. Сучан, в повести использовано несколько иное звучание – Шуа-чэн), была активно заселена в те времена и являлась одной из областей империи. Количество крепостей и монастырей, располагавшихся в долине, насчитывает несколько десятков. Сама природа здесь никогда не располагала к кочевому образу жизни. Ещё государственность Бохая сложилась здесь задолго до объединения Европы Карлом Великим, и, не смотря на гибель, наверняка была унаследована чжурчженями. Живописные места, горы, озёра, поросшие лотосом (воды в долине было значительно больше того, что мы видим сегодня, а река совсем до недавнего времени ещё была полна рыбой), удобнейший выход к морю, источники, освящённые монахами, издревле привлекали сюда паломников со всей Империи Дзинь. Эти земли вероятнее всего в причину своего особого географического положения оставались окраинными, более независимыми от засилья и политики центров. Здесь могли проявляться некие другие формы племенного управления, самоуправления, оставившие след в истории, как царства вольные и сказочные, благодатные и счастливые. (Не отсюда ли берёт своё начало легенда о Шамбале, о чудной прекрасной стране, где живёт вольный счастливый народ?) Обычно затерявшиеся, отдалённые, окраинные земли у всех народов претендуют на звание сказочной страны счастья, довольства и равенства…
      В повести затронут небольшой отрезок времени (два-три года). Герои и события повести вымышлены, и аналогии с реальной историей случайны, но, тем не менее, должны подвигать читателя к экскурсу в историю того века.
      Русич Никита-кузнец девятнадцати-двадцати лет и юноша монгол по прозвищу Тимоха шестнадцати-семнадцати лет волей судьбы оказываются в неволе в Городе Кузнецов в долине благодатной реки, впадающей в океан. Никита оставлен в семье одного из лучших кузнецов крепости, а юноша монгол попадает в отряд охранения невольников в каменоломне, где зимой проявляет мужество, отбиваясь ночью от нападения кочевников. Правитель города и области наместник императора Шуа-хан озабочен общей политической обстановкой наметившегося упадка имперской власти в провинции, духовными и религиозными исканиями в народе, строительством кургана усыпальницы для своей покойной жены и судьбой единственной дочери Гюльджели. Извне городу грозит разрастающаяся орда кочевников под предводительством Кидань-хана. В среде знати усиливается оппозиция во главе с племянником наместника Юном. Используя предательство военных из окружения Шуа-хана, кочевники овладевают городом. Наместник вынужден тайно бежать, пользуясь поддержкой ремесленников и верных ему воинов. Будучи раненым в плечо при побеге, хан с небольшим отрядом намерен завалить вход в усыпальницу, но случайно оказывается вблизи взрыва и получает серьёзную травму спины. Воины переправляют его в малую крепость на правом берегу реки, куда ещё ранее перебрался на лодке Тимоха с дочерью хана. Умирая Шуа-хан доверяет Гюльджели юноше монголу, намеревающемуся увести верных ему воинов к себе на родину в долину Онон-реки. В это время в Город Кузнецов приходит болезнь. Первыми город покидают кочевники, за ними уходят и жители. Никита остаётся в семье чжурчженя-кузнеца, помогая убежать от беды в горный таёжный район. На фоне этих событий в повести показаны дружба и вражда героев, любовь, бытовые сцены во дворце хана, в кузне, в каменоломне, в городе, на реке близ монастыря, в долине и т.д.
      Все “незнакомые” слова, используемые в повести, просто подзабыты сегодня, но в словарях они есть. Знакомый и пытливый читатель узнает два-три места в повести и обязательно поймёт меня и простит за то, что не утерпел, приукрасил и «похвалил своё болото». А как же иначе, родина ведь…
      Повесть вернее всего рассчитана на юношество, но, по мнению автора, будет небезынтересна и более старшему читателю.


Рецензии