Юрий Соломин Под подушкой не придумаешь спектакля

В дни гастролей Малого театра в Сочи нам посчастливилось пообщаться с его художественным руководителем, Юрием Мефодиевичем Соломиным. Народный артист СССР, лауреат Государственных премий России, кумир миллионов россиян и удивительно скромный человек оказался решительным борцом с безнравственностью на сцене и в жизни. Спокойный взгляд и мягкий голос, - вот что впечаталось в память моментально при общении с ним. А еще – его вера в силу психологического театра с его способностью менять людей и заставлять зрителя задуматься о том, что хорошо, а что плохо.
Старейший драматический театра России привез в курортный город три спектакля по произведениям трех китов российской драматургии. Любители классики увидели «Ревизора» Гоголя, «На всякого мудреца довольно простоты» Островского, «Чайку» Чехова. Отсюда и первый вопрос:
- В репертуаре Государственного академического Малого театра – исключительно классика. Чем обусловлен выбор постановок?
- Вы, наверное, вчера посмотрели «Ревизора». В постановке все так, как хотел сам Гоголь. Мы ничего не пытались выдумать. Все истины сказаны давно автором. Надо только их увидеть и показать правильно. А современных пьес не ставим, потому что их попросту нет. Все, что волнует общество или отдельно взятого человека, есть в бессмертных произведениях.
- В Малом театре играют великолепные актеры и актрисы, репертуар довольно разнообразен. Какие новые спектакли появились в театре за последний год?
- В 2008 поставлены «Дети солнца» (Горький), «Касатка» (Алексей Толстой), «Генрих IV» (Пиранделло), «Мольер» (Булгаков). Скоро возьмемся за «Дон Жуана» Алексея Толстого.
- Если вернуться к выбору произведений, то почему, на ваш взгляд, сейчас нет достойных современных пьес? А если они и есть, то почему вы их не хотите ставить у себя?
- Потребность в талантливых произведениях современных авторов в театрах есть всегда. И мы не исключение. Вопрос в том, что сейчас нет ничего достойного. Хорошую пьесу написать - не поле перейти. Не каждый даровитый писатель может создать отличную пьесу. Наверное, поэтому мы и ставим исключительно классику. В произведении должны быть авторские эмоции, истинное отношение к жизни, к действительности. А что у нас сейчас – все шиворот-навыворот. Под подушкой нельзя придумать концепцию спектакля. Нужно дышать своим временем.
По правде сказать, я бы ввел экологию в драматургию. Нужно охранять русскую классическую литературу от всевозможных интерпретаций и переиначиваний. И мы это у себя делаем.
О современных авторах. Почему люди о них не знают? Из-за скромности самих писателей что ли. Если они есть, значит «всплывут» рано или поздно. Жаль только, если это произойдет, когда их уже не будет.
- Можно долго рассуждать о том, что нужно современному зрителю, за чем он идет в театр. На ваш взгляд, какой смысл должен нести спектакль для публики?
- Свобода. Кому-то она очень по вкусу. На мой взгляд, театр – это идеология и воспитание. Кто-то научился заманивать зрителей всякими штучками, мне кажется, это безнравственно. Конечно, у каждого – свой путь. Мы будем отгрызать себе место в современном мире. И делаем это: у нас дешевые билеты, мы играем шефские спектакли для военных – ведь даже офицер не может себе позволить купить билеты всей своей семье.
Нужно реально относиться к жизни, а не выуживать из нее сиюминутную выгоду.
- На сцене Малого театра играют замечательные актеры: народная артистка России Людмила Полякова, народная артистка СССР Элина Быстрицкая, народная артистка России Ирина Муравьева, народный артист России Александр Потапов, народный артист России Эдуард Марцевич, народный артист СССР Юрий Соломин и многие другие. Есть и молодые актеры. Как ищете таланты?
- Если молодой актер действительно талантлив, всячески поможем. Если нужно, будем бесплатно кормить и одевать, пока он учится. Одним словом, - протянем через игольное ушко.


Рецензии