Вячеслав Зайцев В России дизайнеры беззащитны

В одиннадцатый раз в нашем городе прошел Международный фестиваль моды «Бархатные сезоны в Сочи». Многие отметили, что он изменился: вечерние показы стали динамичнее, а на «Модном базаре» действительно можно одеться во все отечественное с ног до головы. В один из дней в гранд-отеле и SPA «Родина» на вопросы журналистов отвечал президент фестиваля и недавно созданной Национальной академии индустрии моды Вячеслав ЗАЙЦЕВ

- В своих интервью Вы не раз говорили, что на творчество вас вдохновляет классическая музыка и поэзия. Скажите, пожалуйста, кто ваши любимые композиторы и поэты.
- Мне очень близок поэт Пушкин. Я живу в лесу. И, выезжая по утрам на работу в полпятого-полшестого утра, люблю наблюдать разное состояние природы. Сразу вспоминаются стихи Пушкина. Они во многом помогают охарактеризовать мое настроение в тот или иной момент. Еще мне очень нравится творчество Ахматовой и Цветаевой. В стихах я моментально вижу образы. Произведения этих поэтесс очень эмоциональны.
Когда прикасаешься к стихам, ты будто приближаешься к разгадке тайн вселенной. Иногда ты пишешь и не можешь понять, откуда возникают слова. Так же как и в рисунке - линия, - это таинство. Образы появляются совершенно из ниоткуда.
Обожаю все, что связано с Россией. У меня в усадьбе часто звучит музыка Чайковского. Это интригующе, волнительно, романтично. Уже при первых звуках начинаешь ощущать некую наполненность бытия. Заметил, что у меня цветы комнатные стали лучше расти: они в этой музыке живут.
Иногда слушаю радио Европа плюс, другие у меня не ловятся. Там бывает жуткая музыка, она бомбит по голове, но рано утром это очень классно.
Мне близок драматизм Синатры, Эллы Фиджеральд. Джазовую музыку очень люблю: для меня важно, какое эмоциональное состояние она вызывает. Особенно близок мне старый джаз.
Сегодня утром мне наконец-то удалось посмотреть телевизор. Там по каналу «Культура» Эльдар Рязанов рассказывал, как на него повлиял венский вальс. Для меня это музыка – действительно потрясение. Помню, в 50-х годах, когда я был очень молод, меня очень впечатлила музыка Штрауса.
- Вы создавали и создаете наряды для многих известных российских женщин. Что отличает по-настоящему стильных российских женщин, какие они, на Ваш взгляд?! И где грань понятий – быть модной и быть стильной?! И есть ли эта грань?!
- Мода – это сиюминутное явление и достаточно порочное. Я всю жизнь стараюсь работать над стилем. Мне очень повезло, что, начиная работать в доме моделей на кузнецком мосту, соприкоснулся с очень талантливыми людьми.  Я был молод, полон идей, меня разрывали сотни модных тенденций. Мне все время хотелось воплотить множество идей, что постоянно возникали в воображении. От природы в меня была заложена очень мощная программа, и, не понимая этого, я перенасыщал создаваемые вещи огромным количеством деталей. Тогда мне помогли определить стиль свой по жизни. Я очень благодарен своим учителям. И рад, что мне удалось сохранить это. Сейчас. Когда я рассматриваю модели, созданные в 60-е, 80-е годы, понимаю, что и сейчас они вполне актуальны. Хотя, конечно, вносятся какие-то коррективы. Работа со стилем для художника гораздо более интересна, чем мода. Мода, на мой взгляд, больше связана с финансовыми вопросами, с бизнесом. А я, если вы заметили по коллекциям, люблю больше романтику.
Во мне живет огромный мир образов, который бы я хотел воплотить. Но много времени я провожу в агентстве как директор, режиссер театра, педагог, художник. Даю возможность молодым художникам проявиться и найти себя. Наша лаборатория моды существует уже 11 лет. И, наверное, все-таки мода – это интересно. Но я, скорее всего, занимаюсь инкрустацией стиля изнутри, будь то романтическая тема или классика. Классика вечна. Многие меня пытаются обвинить в том, что я консерватор. А я счастлив, что я консерватор.
Если говорить о стильных женщинах России, то у меня сразу возникает образ Людмилы Гурченко, обожаю ее, она всегда великолепная. Еще Ирина Понаровская, хотя с ней мы сотрудничали не так много, как с Людой. Валентина Терешкова интересна: у нее есть свой стиль, она женственная, деликатная. Прекрасна Вера Васильева.
Мне кажется, русской женщине больше свойственна деликатность, нежность. Ментальность не позволяет ей кричать о своей красоте, она, скорее, молчалива. Эта не гламур, который мы сейчас видим на обложках. От него веет иностранщиной.
Я стараюсь помогать женщинам влюбленным в стиль.
Не могу назвать всех, не хочу никого обидеть: у меня одевались очень многие. Для меня важно сделать вещь, которая помогает женщине чувствовать себя благородной, вызывающей восхищение.
Живу давно. Удалось поработать с Любовью Орловой, с Клавдией Шульженко.
- Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями от нашего курортного города и от Одиннадцатого фестиваля моды «Бархатные сезоны в Сочи».
- О Сочи могу говорить много и с удовольствием. Мне город очень нравится. В этом году совершенно замечательно начался фестиваль. Он меняется. Конкурс уже изживает себя. Сейчас много хороших конкурсов проводится по всей стране. И многие из тех, кто сейчас присутствует на пресс-конференции, представляют эти конкурсы. И нам уже неинтересно обсуждать, кто лучше кто хуже.
Для гостей наших фестивальных дней очень важна зрелищность. Нам хотелось подарить городу праздник, а не просто отчет о проделанной работе.
- Ваш сын Егор – дизайнер, дочь Людмилы Ивановой Юлия – тоже. Они вам помогают или это ваша оппозиция?!
- Знаете, были разные этапы: сначала понимание, потом неприятие, затем снова понимание. Сейчас Егор – мой самый надежный партнер. Он может делать все то, что я. Но он очень четко определяет свою позицию, и это правильно. Когда мы задумали в 1997 году этот фестиваль, то сразу подключили детей. И с самого начала они нам помогали и помогают. Наши дети – продолжение династии.
- Три месяца назад совет профессионалов фестиваля вошел в состав Национальной академии индустрии моды. Все академики – люди известные и состоявшиеся. А в чем, на ваш взгляд, главные функции Академии?!
- Прежде всего  Национальная академия индустрии моды создана в помощь российским дизайнерам. В нашей стране художники-модельеры  – люди абсолютно беззащитные. Нет ни одной организации, которая могла бы корректировать их деятельность, помогать в чем-то, давать новые направления. Наших дизайнеров волнуют многие вопросы, но они не знают, куда обратиться. Академия – это собрание больших специалистов, которые чувствуют стиль времени.
Мы назвались общественной организацией, потому что нас волнует судьба отечественной индустрии моды.


Рецензии