Появление позднейших акафистов - Братья Стояловы

Появление позднейших акафистов

Появление гимнов, построенных по формальной модели Акафиста Пресвятей Богородице, имело место лишь на исходе византийской эпохи.

Старший список Акафиста Иисусу Сладчайшему датируется XIII веком; славянский перевод осуществлён в XIV веке, автор гимна неизвестен. Атрибуция иноку Феоктисту Студиту (IX век) — автору канона при этом Акафисте — или митрополиту Евхаитскому Иоанну Мавроподу (XI век) сомнительна. Существует гипотеза, что создание Акафиста Иисусу Сладчайшему связано с афонским монашеством конца XIII — начала XIV века, практикой исихазма и трудами преподобных Никифора Афонского (Исихаста) и Григория Синаита. Подтверждением служат древнейшие рукописи греческого подлинника и славянского перевода этого акафиста, найденные в библиотеках афонских монастырей.

Дальнейшее развитие жанра акафиста связано с именами Константинопольских Патриархов Исидора I Бухираса (1341—1349) и Филофея Коккина (1353—1354, 1364—1376). На славянской почве известно семь гимнов Патриарха Исидора, озаглавленных как «Икоси, подобны акафисту, творение Святейшаго Патриарха Новаго Рима, Константина града Кир Исидора». Это акафисты

    * архистратигу Михаилу,
    * Иоанну Предтече,
    * святителю и Чудотворцу Николаю,
    * Успению Божией Матери,
    * Кресту Господню,

апостолам

    * Петру
    * Павлу
    * 12-ти апостолам.

Патриарху Филофею усвояют два акафиста: Всем святым, в составе одноимённой службы (греческий оригинал и церковнославянский перевод), и Живоносному Гробу и Воскресению Господню (церковнославянский перевод, с припевом: «Радуйся, Живоносный Гробе, из негоже Христос воскресе тридневен»). Кроме того, ему принадлежат молитвы, читаемые после Акафиста Иисусу Сладчайшему, («Согреших, беззаконновах, неправдовах пред Тобою») и Пресвятой Богородице («Нескверная, Неблазная, Нетленная, Пречистая, Пренепорочная»).

В XIV веке был написан акафист, никогда не имевший литургического применения, — переложение Акафиста Пресвятой Богородице ямбическим триметром, сделанное придворным поэтом Мануилом Филом. Последний из известных акафистов византийской эпохи принадлежит Иоанну Евгенику (1-я половина XV века). Это Акафист апостолу Иоанну Богослову.

В греческой Церкви продолжают слагаться новые акафисты; жанр получил широкое распространение в Русской Православной Церкви в XIX и нач. XX веках. По данным А. В Попова к 1901 году цензорами духовного ведомства было одобрено к печати 158 акафистов, около 300 было отвергнуто. Сочинением акафистов занимались представители всех сословий: от князя Г. П. Гагарина до, скажем, мещанина И. В. Долгова. Среди сочинителей акафистов были и профессиональные писатели, напр., Авдотья Павловна Глинка, чье «Житие Пресвятой Девы Богородицы» выдержало на протяжении XIX века более 20 переизданий.

Новый всплеск акафистографии наблюдается в конце XX - начале XXI века. В настоящее время (2008 год) известно порядка 800-850 акафистов на церковнославянском языке. Ежегодно появляется до 40-50 новых церковнославянских акафистов. Среди наиболее плодовитых авторов - Александр Трофимов и Евгений Храповицкий.

Помимо церковнославянских акафистов имеется также несколько десятков (а возможно, и сотен) акафистов на других языках: греческом, румынском, сербском, английском, французском, болгарском и др.


Рецензии