Ливадия без Царя в голове

О бесчинствах, творящихся в парке Ливадийского дворца, мы узнали от нашего читателя - ялтинца Владимира Сергеева. И, честно говоря, не поверили услышанному. Но тревожный звонок раздался снова, и мы решили ехать.

Увиденное превзошло худшие ожидания.

Владимир Степанович Сергеев — известный краевед, бывший главный художник Ялты, автор нескольких книг — частенько бывает в окрестностях Ливадии. Он, как говорится, исходил эти места вдоль и поперек. Владимир Степанович первый начал бить тревогу о ситуации, сложившейся в парке. Но голос его заглушал ворс ковров высоких кабинетов. Нет, его не гнали, наоборот, понимающе кивали и обещали разобраться. Потом. А в это время продолжало свершаться преступление.

Но по порядку. В прошлом году Ливадийский дворец отметил 90 лет со дня завершения строительства. Подводились итоги, принимались поздравления.

Действительно, за последние годы дворец расширил музейную экспозицию, провел ремонт и обогатил лексикон крымчан заморским словом “саммит”.

Мы неоднократно писали и о радостях, и о бедах Ливадийского дворца и парка.

Например, про разрушительный оползень — главный бич Южнобережья. Но тогда мы и не подозревали, что парку грозит беда пострашнее оползня.

.. Когда-то на месте нынешнего Белого Ливадийского дворца стоял Большой дворец, принадлежавший супруге императора Александра II Марии Александровне. Вот что в путеводителе по Крыму той поры писал Григорий Москвич: “… Большой дворец двухэтажный, с галереями и с громадными окнами внизу; по крыше он обведен балюстрадой, уставленной вазами с искусственными агавами…”. Запомним выделенное жирным шрифтом.

Шли годы. Белый дворец ветшал и к началу ХХ века пришел в негодность.

Архитектор нового дворца Николай Краснов не забыл и про обустройство парка.

В его оформлении он использовал малые архитектурные формы из старого дворца — фонтаны, скамейки, вазы. Двадцать две вазы с крыши прежнего дворца, например, нашли свое место в парке недалеко от южного фасада.

Прошло еще несколько лет. Был зверски убит августейший владелец дворца.

Страна погрузилась в пучину Гражданской войны. Интересный исторический период, мало отраженный в краеведческой литературе, прожил дворец в 1918 — 1920 годах. В то время в казармах поселка Ливадии “квартировались” иностранные войска и части добровольческой армии. В пустующем дворце оставался управляющий и несколько служащих. В крымском государственном архиве сохранилось несколько служебных записок той поры главного специалиста по садоводству имения Ливадия. Вот выдержки из них: .

“… Честь имею донести, что чины Добровольческой Армии, проживающие в имении, заходят в плодовые сады и самочинно обрывают плоды, при этом грубо заставляют старосту указать им спелые фрукты…”.

“… Лошадьми поломаны и объедены декоративные кустарники…”.

“… Производится порубка веток в парке имения Ливадия, по-видимому, для корма лошадей…”.

“… Немецкими солдатами произведена опять потрава следующего характера: выгон для пастбища лошадей на участки, засаженные ирисами и розами…”.

Самый черный период за всю историю дворцовый парк переживает в наши дни.

Парк грабят. Основательно, методично, регулярно. Похищены некоторые мраморные фонтаны (один из них исчез в 1995 году), уничтожена балюстрада знаменитой Турецкой беседки, растаскиваются гранитные парковые ступеньки. И вот последние следы вандализма. Из парка похищены двадцать две вазы Монигетти!.

— Лет двадцать назад ичезли первые две вазы, — говорит Владимир Сергеев. — Разыскал их в парке санатория “Россия”, который в то время находился в ведомстве ЦК КПСС. Они уже оказались и на балансе санатория. Я поговорил с главврачом и убедил вернуть их. Остальные вазы стали исчезать недавно, когда строители начали вести противооползневые мероприятия. В декабре прошлого года ваз было девятнадцать. Часть из них пропала на Рождество и Новый год. Последняя — примерно 10 февраля.

Когда мы с Владимиром Степановичем шли по парку, обнаружили еще одну пропажу: “с корнем” была выворочена и унесена последняя металлическая скамейка середины XIXвека. Сергеев не взялся подсчитывать ущерб, нанесенный парку вандалами. По его словам, пропавшее — бесценно.

Мы позвонили в Министерство культуры, которому с недавних пор подчинен дворец. Трубку поднял начальник управления социально-культурных учреждений Сергей ДРУЖИНИН: .

— Действительно, еще в 1993 году по решению обл-исполкома Ливадийский дворец-музей передан в ведение Министерства культуры АРК, — пояснил Сергей Александрович. — Я считаю, правильно сделали: за это время улучшилась экспозиция, материальная база, произведена реставрация. Что касается вандализма в Ливадийском парке… Дело в том, что охранная зона музея равняется периметру дворца плюс несколько метров. Парк же находится под охраной другого ведомства и нам на баланс не передан.

Листаем телефонный справочник Ялты. Находим санаторий “Ливадия”. Отвечает служащий, представившийся ВИКТОРОМ: .

— Я думаю, похитителей надо искать среди тех, кто строит коттеджи в этом районе. Дали бы мне роту ОМОНа, я бы их нашел. Теоретически парк охраняет Закон, а практически — никто. Мы же никакого юридического отношения к парку не имеем, — заверил Виктор. — Когда ввели плату за землю, мы оставили землю только под застройкой. Поэтому из 52 гектаров, которые были у нас когда-то в землепользовании, осталось только 6,2 гектара. На них расположены корпуса санатория.

— Елена Степановна, вы в курсе, что у вас похищены 22 мраморные вазы и металлическая скамейка Монигетти?.

— А где это написано, что эти 22 вазы у нас были? Кто вам об этом сказал? Администрация парков-памятников на баланс 22 вазы никогда не принимала.

Кстати, кто вообще поднял этот вопрос?!.

— Я поднял.

— Вы?! Да вы об этом — ни сном ни духом. От кого вы узнали? От сотрудников дворца? Может, они их и поворовали!.

— И все же, у вас похищены предметы, которые можно назвать достоянием республики.

— Когда эти предметы были в последний раз и кем они виделись?!.

— Последнюю вазу украли предположительно 10 февраля, в воскресенье.

— А кто ее видел? А кто видел, что ее украли? Администрация парков — памятников существует с 1998 года, и то, что нам оставили в Ливадийском парке, то мы и обслуживаем. То, что до меня растащили и украли, МЕНЯ ЭТО АБСОЛЮТНО НЕ ИНТЕРЕСУЕТ!.

.. Ну а вас, читатель, интересует судьба народного достояния, символов Крыма, которыми гордились наши прадеды и восхищается мир? Если вам не до этого (не до каких-то ваз и скамеек), то всегда найдутся люди, которым ЕСТЬ ДЕЛО до наших ценностей и святынь. Пару месяцев назад мы первые стали бить тревогу, когда в наши руки попал документ, который обязывал крымских чиновников рассмотреть вопрос о передаче наших дворцов-музеев в Государственное управление делами. Такая передача подразумевала сохранность дворцов. Правда, никто не гарантировал, что музеи останутся музеями и не превратятся в очередные госдачи или гостиницы для участников саммитов. В любом случае деньги, которые крымский бюджет получал от экскурсионной работы дворцов-музеев, в крымских карманах не появятся.

Сейчас в предвыборной гонке чиновникам не до дворцов. И у милиции, наверняка “есть дела поважнее”. Что же делать для того, чтобы не было уничтожено и похищено то, что еще осталось? Пикетировать исполкомы? Толку… Можно практически помочь дворцовому парку. В Ялте существуют казачьи и скаутские организации. Почему бы им, к примеру, не взять временно под свою опеку парк?.

Тем не менее руководство Ливадийского дворца-музея, несмотря на то, что парк им не принадлежит, обеспокоено происходящим. По словам директора дворца-музея ЛЮДМИЛЫ КОВАЛЕВОЙ, она написала заявление в милицию и проинформировала комитет по охране памятников. В свое время, чтобы сохранить вазы, Людмила Федоровна пыталась перенести их во внутренний, охраняемый, дворик дворца. Но из-за вечных проволочек и отсутствия финансирования сделать это не удалось.

Людмила Ковалева и сейчас предпринимает все возможные меры, чтобы разыскать похищенное, и сообщила, что в ближайшее время в горисполкоме должен состояться отдельный разговор по этому поводу. Также на недавней сессии поселкового совета она выступила с предложением решить вопрос.

.. Передо мной замечательная брошюра о Ливадии, изданная в 1997 году.

Заканчивается она словами писателя XIX века Евгения Маркова: “Кто будет в Ливадии, тот, конечно, сам досыта набродится по ее паркам, увидит богатство ее тропических растений, фонтанов, струй, цветников”.


Рецензии