Социализм - утопизм?

Классик марксизма говорил, что подлинная история человечества начнется только тогда, когда человечество будет  обществом сознательных граждан. Здесь термин «сознательный» фактически равнозначен «разумный». Фактически это такое общество, в котором человек полностью соответствует своему биологическому определению – человек разумный.

Если же посмотреть на историю человеческого общества, именуемого цивилизацией, то под разумной деятельностью человека можно подразумевать только культурную составляющую.

Что же такое сознательный = разумный человек? Это человек, для которого свобода – это осознанная необходимость (личная свобода заканчивается на расстоянии кончиков пальцев вытянутой руки, как сказал один из президентов США). Это человек, который живет в гармонии с Природой Земли и интересами (высшими, как вида) Общества, который воспринимает себя как необходимую и достаточную частицу Природы и Общества.

В этом вопросе мы неизбежно сталкиваемся с парадоксом: что первично – разумный человек или разумное общество. Этот парадокс сродни парадоксу про первичность яйца или курицы. Человек разумный для своей полной реализации должен жить в разумном Обществе. Вот здесь-то и главная проблема. В реальности Общество – это множество людей со своими интересами, разным образованием, менталитетом, уровнем культуры и пр. В результате история общества – это скорее среднегеометрическое результатов деятельности. Почему среднегеометрическое, а не среднеарифметическое? Потому, что есть сильный вклад исторических личностей и активной (экономически и политически) части общества (не менее 10% общества).

Поведение Общества к своим членам – это отношение Власти общества к своим согражданам. Характер этого отношения определяют конкретные люди, которые возглавляют это Общество. Чьи интересы отстаивают люди во Власти: всех членов общества или отдельных его социальных групп?

Может ли быть Общество в целом разумным? Теоретически – на 100% да. Практически (даже сегодня) – это пока маловероятно. Почему? По причине того, что основная масса людей, к сожалению, неразумны. Власть может быть разумной, если на 100% состоит из разумных людей. Такое возможно и сейчас. Более того, неизбежно, что такая разумная Власть попытается все разумно организовать и в Обществе. Вот в этом процессе разумной Власти придется применять в том или ином виде насилие, чтобы принудить неразумных людей, которых, к сожалению, большинство, и которые, к сожалению, могут даже не понимать этого, к разумным поступкам. При самых благоприятных условиях (отсутствия активного сопротивления со стороны людей и групп) на это потребуется достаточно много времени – минимум 2-3 поколения. И это при условии преемственности разумной Власти, а также что воспитание и обучение детей будет проводиться с малых лет без участия и в отрыве от родителей. Еще будет необходимо наличие достаточного количества разумных воспитателей-учителей, наличие разумных писателей, которые напишут разумные книги и учебники. Главное, чтобы достаточное количество людей, не просто разумных, но и единомышленников, собралось вместе в нужном месте и в нужное время. А это также большая проблема.

Но это же насилие! – закричит любой современный «демократ». Да – насилие, но с самыми благими намерениями. Здесь демократ напомнит нам, куда ведут благие намерения.

Следующий вопрос: возможно ли построение разумного Общества в целом на Земле?  Скорее всего,  построение разумного общества возможно только в отдельно взятой стране.

Здесь демократ опять скажет, что уже имеется опыт построения социализма сначала в отдельно взятой стране, а затем и в нескольких.

Идея социализма (коммунизма) – это идея разумного Общества. В основе ее лежит так называемый утопический социализм. Первый социалист-утопист  - Томмазо Кампанелла – описал организацию разумного общества в своей знаменитой книге «Город солнца». Там все правильно и разумно. Но при условии наличия разумных людей.

Разумный человек, помимо  сказанного выше, должен быть творческим, разносторонне развитым человеком, чтобы без особых психологических усилий  выполнять при необходимости самые разнообразные работы (легко менять профессии) на благо Общества. Но неизбежно в таком обществе будут группы людей (особо одаренных) – ученых, инженеров, деятельность которых для общества особенно важна и которые будут заниматься своим делом всю жизнь. В таком обществе неизбежно возникнуть три социальные группы: рабочие универсалы (80-90%), ученые и инженеры – 10-19%  и управленцы (Власть?) – 1%. Пропорции могут быть и другими. Кто-то (в ООН, ЮНЕСКО или МВФ) подсчитали, что  каждой стране достаточно для ее успешного развития не более 100 человек выдающихся ученых, инженеров и пр.

Ради благополучия в Обществе придется отказаться (сознательно или принудительно) от карьерного характера деятельности во всех областях. Хотя у истинно разумных людей и не может возникнуть мысль о карьере. Они будут действовать по принципу, высказанному Козьмой Прутковым: каждый должен делать то дело, которое у него лучше получается.

И опять неизбежный вопрос: насколько все это реально претворить на Земле?

На 100% это реально претворить в небольшом (относительно) Обществе – общине разумных единомышленников. При этом община должна быть достаточно самоизолирована от влияния внешнего общества, чтобы избежать практически неизбежного негативного влияния на своих детей.

Еще немного о сознании и разуме.

Бытие определяет сознание. Многие знают (или слышали) эту фразу, ставшую фактически афоризмом. И это действительно так. Но те, кто хоть немного знаком с законами диалектики укажут нам на диалектическую неполноту этого афоризма. И будут правы. Более 100 лет тому назад товарищ Плеханов высказал второй афоризм: сознание определяет бытие. И это также правда, ибо то бытие, которое нас окружает, сознательно создавалось людьми. Соединив два афоризма в один, мы и получим диалектически совершенный афоризм: БЫТИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ СОЗНАНИЕ, А СОЗНАНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ БЫТИЕ.

Теперь вопрос о том, насколько сознание = разуму? Первобытный человек сознательно использовал огонь для обогрева себя – и это, скорее всего, разумно. Далее человек начал сознательно использовать огонь для выжигания леса под новые посевы, вместо того, чтобы вырубать и выкорчевывать деревья или поступать как-то иначе. Но было это разумно? Человек сознательно начал использовать дубину и прочее оружие для добычи пищи. Скорее всего - это разумно. Но когда человек стал использовать эту же дубину для убийства себе подобных? И это еще в те часы, когда людей было совсем мало на Земле. Примеров подобного характера можно много найти в истории человеческой цивилизации.

ПРИРОДА РАЗУМНА! С этим согласятся многие. В чем же разумность Природы? Ведь, например, в ней также присутствует насильственная смерть. Разумность  Природы заключается в следующем:
1) в жестком единстве и взаимозависимости всех ее форм, которые обусловлены самонедостаточностью каждой отдельной формы; максимальной самодостаточны только микроорганизмы, но и то, если их рассматривать как единый организм. Реально микроорганизмы составляют социальные сообщества, в которых распределены функции между различными видами и в которых происходит обмен генетической информацией; все живое и неживое вещество построено из одних и тех же атомов и элементарных частиц (от бактерии и до человека, от молекулы и до вселенной);
2) в стремлении к сохранению устойчивости системы за счет увеличения разнообразия материальных и энергетических форм Материи. Опять-таки  при полной взаимозависимости;
3) Законы Природы записаны на генетическом уровне  в каждой ее форме. Несоблюдение законов почти автоматически ведет к гибели. Именно это помогает избегать хаоса (неустойчивости)  в системе;
4) насильственная смерть в живой Природе ведет к выживанию лучших (здоровых, сильных, приспособленных, умных), т.е. к совершенствованию системы;
5) в простоте и автоматизме разработанных механизмов существования (бытия), что обусловлено Законом перехода количества в новое качество и Законом единства противоположностей;

       Кто-то может сам дополнить примеры по разумности Природы.

Итак, сознание не есть эквивалент разуму. Еще разумного человека отличает то, что он задает себе вопрос: зачем я создан и зачем живу? Такой же вопрос должно задавать и разумное Общество. В поисках ответа на этот вопрос, человек приходит к пониманию единства своего с Разумной Природой. Природа – есть Бог, восклицал Гегель. Возможно, что он был прав.

22.01.2009 г.


Рецензии
Добрый вечер, Александр!
Социализм - не утопизм...
И я не цепляюсь за ярлыки определения социализма или утопизма...
Ибо это есть просто ярлычки...
На самом деле и учёные и политики давно уже ставят вопрос по другому:
-На пороге этого 21 века новая формация.
Новый строй...
Какой?
-Не знаю...
Но кризис текущего положения налицо:
-В СМИ (телевизор... и т.д)...-полная деградация до животного уровня...
В социуме... полная деградация до феодализма... Хозяин...-раб...
В общем... полное дерьмо...
Давайте назовём новое хорошо забытым старым словом... социализмом...
Но это будет не так...
Думаю, что новое общество-это общество не социалистов...
Другое...
Общество разумных...
С Уважением,
Спасибо!

Анатолий Тамберг   22.01.2009 20:35     Заявить о нарушении