Вера vs Религия

«Что такое вера? Что такое религия? Сейчас у местны разговоры о том, что вера у каждого своя, главное, что  Бог –он один. На самом деле религия- пожалуй,вещь самая страшная и не побоюсь этого слова-жестокая. Сколько крови было пролито «во имя светлых побуждений и целей», «во Имя Божие». Крестовые походы, походы Ивана Грозного,  инквизиции в Европе и борьба со старообрядчеством у нас.  О том, что происходило в мире в те времена, что происходило с «неверными» людьми рассказывают орудия пыток несчастных, рассказывают писания уцелевших старообрядцев.  Сколько династий  было жестоко  уничтожено, только потому что они верили…»- такие мысли пришли мне в голову когда я в очередной раз возвращалась от своей прабабушки домой.
«Сегодня ездила в церковь, все отстояла, за здравие вам всем написала, и Славе за упокой тоже…»-человек в 90 лет 2-3 раза в неделю садится на автобус и едет в другую часть города, чтобы помолиться и покаяться.  Она потеряла сына, но не утратила веру. У неё такое светлое представление о церкви, о законах,-обо всем. Но ведь если задуматься….
Наверное, с таким настроем ходить в Храм Божий нельзя, неправильно это. Но тем не менее я была воодушевлена беседой с бабушкой, и не смотря на свои мысли о «черноте» самого понятия религии пошла. Поставив свечку к иконе Николая Чудотворца, прочуствовав запах ладана и вспомнив, о том как меня здесь крестили, мысли о религии отошли, осталась вера.  Та самая, светлая  вера.
Поздней осенью быстро темнеет и когда я вышла на порог церкви, фонари,стоящие вдоль дороги «нарисовали» мне тропинку домой. Но, почему-то, как только я очутилась на улице мысли мои опять ушли в размышление  о чистоте веры и  о несовершенстве религии.
Немного черничного чая, плед, книга по истории России  и «Евангельские истории».  Расположение было наилучшее, поэтому начала я со второго. Книжка детская, поэтому было только приятно листать страницу за страницей и читать творение евангелистов. До тех пор пока речь не зашла о римлянах. Тут-то я и взяла в руки историю: «Истоки раскола».13 мая 1667 год….
Наверно очень больно ощущать прикосновения кнута по спине…
Наверно больно признавать,то что твои моральные нормы никого не волнуют….
-Мам, кто эти люди, которые приходили? Что они хотели? Почему тебя ударили??
-Полно, Ванечка ,полно, иди спать сынок.


-Ночью приходили архимандрид  Иоаким и думный дьяк Ларион Иванов, допрашивали, «како крестишься и как молитву творишь?». Я все сделала, как всегда. Крестилась 2мя перстами, 12 поклонов отдала….ох, дидаскал, чувствую я недолго мне осталось тут жить…
- Феодосия Прокопьевна, царь Алексей Михайлович, безвозвратно принял реформы Никона. И не смотря на то, что метрополит уже пострижен, греческие каноны приглянулись ему больше.

«….И правда….пошатнулось все… казни, кровь, насилие, -неужели именно так прививают новые традиции и обычаи. Никон в монастыре, но легче никому не стало… Почему мы, мы, верующие люди, наученные обычаям с детства должны менять свои взгляды под угрозой ссылки или смерти? Сибирь полна верующих ни в чем невиновных людей… их же сжигают десятками… Что же будет с Ванечкой, с нами с сестрой….ох, чую, близиться конец….»

Тут, я опомнилась, потому что в комнату зашла мама, которая давно уже звала меня с кухни.
-Маш, ну в чем дело? Я тебе минут 10 кричу уже.
Весь вечер, я пыталась поставить себя на место, то самой боярыни, тона место несчастной Евдокии Уросовой- её сестры. ..

« Феодосия Прокопьевна, душенька, сообщаю Вам, что Ванечка, сын Ваш, не выдержал  тоски по Вам и отошел в Мир иной…меня же скорее всего тоже скоро арестуют с соратниками моими, бесчинствует царь наш Батюшка»…
Мое сердце сжалось от боли так, что я упала на колени прямо в ноги умирающай сестре.  Ванечка, Господи, за что, ему было всего 9 лет, он мог справиться…
Смысл жить с каждым днем все более теряется…Теряется с того дня как только  Глеб Иванович скончался, но сейчас все быстрее и быстрее…
Ой! Опять искалечила ногу, все эти крысы…как будто им жрать нечего больше…

Ну вот. Прошло 2 дня. Сына нет 2 дня. Сестры нет 5 минут. Надежды -1 минуту. Только что на мою истерику прибежал конвой. Сестру забрали. Осталась я одна. От холода, тело мое погрубело, от голода нет чувств. Остается одно ждать. Слава Богу этот добрый охранник постирал мою рубашку. Молиться и ждать. Молиться и ждать.»

Спустя ещё 2 дня не стало и её. Род Морозовых прекратил своё существование.  Имущество, все имущество, было роздано боярам.  О них нам теперь напоминают лишь строки жития протопопа Аввакума. Что случилось с ним? Вскоре,через несколько лет заточения его сожгли в избе вместе со всеми его соратниками.

Чай, в наших с мамой чашках закончился. Рассказ тоже.
-Теперь ты понимаешь, почему я целый день думаю об одном?  Что такое религия? Она хоть как-нибудь связана с верой? По-моему нет. Люди которые верят, необязательно не будут еретиками. Где правда церкви?
Мама молча встала, поставила чашку  в раковину и поцеловала меня.
А ночью, мне  приснился дедушка.
-Главное, что ты веришь. –эта фраза врезалась в мою память надолго.
Я-верю!


Рецензии