Timeman околонаучная фантастика

- Вадик!
- Мм?
- Ты когда-нибудь возьмёшь меня с собой?
- Куда?
- В свои путешествия.
- По Крыму?
- Нет. Во времени.
- Глупенькая.
- Почему?
- Ты не понимаешь: это невозможно.
- Почему невозможно?
- Спи. Долго объяснять.
- Ничего, я не тороплюсь - завтра выходной.
- Это очень сложно, всё равно не поймёшь. Спи!
- А ты попробуй. Ну, Ва-а-адь…
- Я, правда, не знаю, как рассказывать. Не формулы же тебе выводить!
- Зато я знаю. Ведь объясняют же первоклашкам, как устроена, например, Солнечная система, или почему светит лампочка, хоть они и не знают ещё ни закона Ньютона, ни правило буравчика. Ну! Начинай же! Мне кажется, из тебя получится хороший учитель: умный, добрый, а главное – терпеливый!
- Хитренькая! Ладно, уговорила - всё равно сон ушёл. Слушай! Ты задумывалась когда-нибудь, в каком мире мы живём?
- Конечно. В самом хорошем. Потому что в нём у меня есть ты!
- Не подлизывайся! Итак, все мы живём в четырёхмерном мире. То есть, в мире, который подвержен трансформациям в четырёх, как минимум, измерениях. Три из них однотипны и всем понятны – это длина, ширина и высота. Они имеют одинаковую размерность – микроны, миллиметры, метры и так далее. Все они сами по себе линейны, то есть каждое из них можно условно изобразить какой-то прямой, вдоль которой будут происходить их изменения, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Эти измерения в нашем восприятии легко соотносимы друг с другом и, как правило, мы без труда принимаем для них некий общий условный центр отсчёта (для простоты рассуждений мы ограничиваемся сейчас исключительно эвклидовой геометрией). Любое сочетание этих величин в реальном мире легко воспринимается нами, причём, в основном при помощи зрения и тактильных ощущений.

- Про эти-то три я понимаю. Но ты говорил о четырёх измерениях.
- А вот с так называемым «четвёртым измерением» дела обстоят иначе. Называется оно «время» и стоит особняком от предыдущих трёх. Оно нелинейно. Во всяком случае, в привычном для тебя понимании. Оно всепроникающее. Время есть везде, где существуют первые три. А может быть, и там, где их нет. Его, конечно, тоже можно представить по-своему линейно, в виде условной прямой: отрицательное направление назовём «прошлым», положительное – «будущим», а «точку нуля» – «настоящим». Измеряется время в секундах, часах, годах, столетиях и в отличие от пространственных характеристик предметов, ни потрогать, ни погладить его нельзя. Увидеть или услышать - тоже. Можно, выражаясь литературным языком, «окинуть взором прожитые годы», но опять-таки, узреть такой результат можно лишь в сравнении разнесённых во времени пространственных характеристик тех или иных предметов: появление морщин на лицах, разрушение от старости зданий, измельчание рек и озёр, и тому подобное.

- Глупый пример! Я не хочу, чтобы ты исследовал какое-то абстрактное время через мои персональные морщинки.
- Не капризничай. Я продолжаю. Мы выяснили, что у нас есть чувства, которые дают нам представление о трёхмерности объектов, и есть органы, обеспечивающие эти представления. Например, такие их пары: зрение - глаза и осязание - кожа. Но вот что удивительно! Ни у одного живого существа на земле нет ни одного, я подчёркиваю – известного(!) органа, позволяющего каким бы то ни было чувством конкретизировать внутри нас понятие времени. Мы можем пользоваться лишь некими опосредованными результатами нашей личностной его легализации. Понятия, напрямую относящиеся к четвёртому измерению, например, такие, как «ждать», «торопиться», «быстро», «медленно» и им подобные, не случайно связаны в смысловой своей основе с движением. Только через динамические процессы мы в состоянии осмыслить категорию «время». Может быть, в этом и кроется некая доселе не раскрытая тайна?
- Это ты меня об этом спрашиваешь?
- Не пугайся, двоечница: у доски отвечать не придётся! Это вопрос риторический.
- Жаль. А я только-только собралась на «отлично» ответить…
- Ладно, не двоечница. Отличница. Круглая!
- И никакая я не круглая! Я - стройная!
- Причём - самая! Самая стройная! И самая-самая отличница! Медалисточка!
- Хорошо, мужчина, так и быть: продолжайте…

- Теперь подумаем над тем, что является подтверждением нашего существования в мире трёхмерном? И опять мы в очередной раз понимаем, что ответом на этот вопрос служит наша физическая способность передвигаться. То есть, изменять своё пространственное положение. Мы приказываем своему телу двигаться, и оно послушно исполняет приказ. На деле, конечно, всё гораздо сложнее. Решение пошевелить рукой или ногой принимается, разумеется, мозгом - центром самого высокого порядка, который функционирует благодаря электрической активности нервных элементов. Но первоисточником приказов, получаемых мотонейронами спинного мозга, непосредственно отвечающими за мышечные сокращения, служат нейроны двигательной коры. А для них сигналом является возбуждение нейронов коры сенсорной, которая вызывает сигналы высокого уровня абстракции, отражающие положение конечностей и необходимость быстрого выполнения тех или иных движений. Проще и точнее можно сказать, что кора кодирует наши движения не путем отдачи конкретных приказов о сокращении отдельных мышц, а путем команд, обеспечивающих определенное положение суставов. Я не слишком умничаю?

- Нет, нет, что ты! Всё понятно: сенсорная кора, двигательная кора, мотонейроны… Они, что, эти самые нейроны - на мотоциклах по извилинам носятся? Мыслебайкеры?
- Ну вот. Я так и знал. Лекторий закрыт. Спокойной ночи.
- Нет-нет-нет-нет-нет!!! Дяденька матрос, прости… девчонку! Ва-а-адь… Я больше не буду! Мне, чесслово, всё интересно. Правда-правда! Вот только когда ты в чистую науку отклоняешься, не всё, конечно, понятно. Мы же договаривались, что урок для первоклашки! Так что – не будь букой и рассказывай!
- Ну что ж, оставим тогда скучные дебри специальных терминов. Просто зафиксируй в своей светлой головке…
- Намекаешь на блондинку?
- Ни в коем разе! Констатирую просветлённость ума! Итак, зафиксируй сам факт того, что для самостоятельного перемещения в пространстве мы активируем какие-то биоэнергетические процессы. Теперь мы сделаем самое главное, фундаментальное допущение, на котором и выстроим всю нашу теорию. Спрашивается: а можно ли предположить, что и для перемещения во времени необходимо и достаточно запустить какие-то внутренние программы?
- Можно! Предполагайте!

- Спасибо. Рад, что Вы со мной соглашаетесь. Я рассуждал примерно так: для того, чтобы пойти куда-то, мне вовсе не обязательно знать все происходящие при этом на клеточном уровне процессы и, тем более, сознательно ими управлять. Достаточно задать, представить, назвать себе адрес, цель или хотя бы направление движения – и наше тело само послушно принимается за исполнение команды. Или, если проще, достаточно мысленно отдать себе команду почесать нос, как рука тут же начинает скрести переносицу – без всяких промежуточных заморочек с осмыслением протекающих в подкорках и мотонейронах процессов. Может быть, вполне возможно научиться включению в недрах человеческого мозга и неких сокрытых темпоральных программ? Несколько лет я потратил только на то, чтобы понять, вывести для себя алгоритмы последовательности изменяемых состояний, предшествующих началу любого движения своего тела, учась для этого освобождать свой мозг от мыслей, эмоций, переживаний. В миллиардах вариаций всевозможных мыслеформ думал я о ближайшем будущем и далёком прошлом. Струи пота покрывали мой лоб от возникавшего при этом сверхнапряжения. Сотни раз я был близок к признанию полной бесперспективности своих исканий, и лишь нечеловеческая упрямство заставляло продолжать свои эксперименты…

- О, да! Для нечеловеческого упрямства есть вполне конкретная зоологическая метафора… Длинноухая такая метафора…
- А как насчёт подзатыльника?
- Ну… это, смотря что ты подразумеваешь под «тылом»!
- Ну, как, спрашивается, на тебя можно сердиться?
- Сам видишь – никак!
- Хулиганка! Я в мельчайших подробностях помню, как это произошло в первый раз. Сидя в глубоком кресле, я в очередной раз пытался мысленно назначить себе целью точку, на десять минут уходящую в самое ближайшее будущее. Что делать дальше, мне так толком в голову и не приходило. Помню, пронеслась волна какого-то странного головокружения и неприятного подташнивания. Стало жутко некомфортно, и я вышел в коридор. В этот момент раздался звонок мобильного телефона, и мне пришлось развернуться, чтобы возвратиться в комнату и взять оставленную там трубку. И что я увидел? Я увидел себя, сидящего в том самом кресле, произносящего фразу: «Привет, Витёк. Не ори. Я дома». Первая мысль, пришедшая в голову после испуга от увиденного – о том, что я домедитировался, и мне срочно нужен психиатр. Тут рябь на миг покрыла всё вокруг, и через мгновение я понял, что никуда не выходил, а всё время оставался в полулежащем положении, и что всё привиденное, скорее всего, было следствием переутомления. Тошнота не оставляла в покое мой живот, и, подождав немного, мне захотелось пойти на кухню выпить желудочную таблетку. Внезапно зазвонила мобилка. Машинально поднеся её к уху, я услышал громкий голос явно подвыпившего Витьки Павловского: «Алло, Вадик! Ты где сейчас?» Так же машинально я ответил: «Привет, Витёк. Не ори. Я дома». Едва закончив фразу, я замер в оцепенении. Догадка взорвала мне сознание! Именно эту картинку наблюдал я примерно минут десять назад, и если мои предположения были правильными, то не примерно, а ровно десять минут назад.

- Вадька… Как здорово! Ты гений! Как Супермен.
- Ага! Как Бэтмен! Хотя, нет, жирненький летучий мыш – не лучший вариант. Я – Timeman – человек времени! Я понял, что оно состоялось! Перемещение во времени произошло. Меня бил озноб от понимания того, что в эти самые секунды я смотрю на самого себя из коридора, и что сейчас меня здесь… двое! Когда восторг немного стих, я начал анализировать ситуацию. Первый вывод был о том, что темпоральному путешествию подвергалось только моё сознание. В этом была какая-то осмысленность. Если в трёх первых измерениях свободно двигается наше физическое (такое же трёхмерное) тело, то вполне логичным выглядело суждение о том, что для перемещений во времени пригодна исключительно непространственная субстанция – наше сознание, или, что более точно – полевая форма нашего Я. Вторым, третьим, десятым и сто первым выводом было одно: путешествие во времени - возможно! И это было тогда для меня самым главным.
- Самым-самым главным? Даже главнее чем я?
- Нет, ну, конечно же, нет! Ты, вне сомнения, главнее всех главных и даже наиглавнейших тем, событий, явлений!
- То-то же!

- Начался период изнурительных попыток повторения перемещения. Несколько раз мне удавалось на пару секунд перенестись в будущее и один или два раза – в прошлое. Но всё это были случайные темпоральные телепортации, как я стал их для себя называть. Более или менее устойчивые результаты пришли гораздо позже. Я до сих пор не понимаю, что и как я тогда делал, но стоило мне каким-то особым способом (даю тебе слово, что понятия не имел – каким именно) подумать о конкретной временной точке, как практически мгновенно сознание моё там оказывалось. Если бы ты только могла представить, сколько в прямом смысле шишек я себе при этом набил! Пользование новыми способностями напоминало игру младенца с ноутбуком. Случайные хаотические нажатия кнопок могли привести к любому абсолютно непредсказуемому результату. Бывало на первых порах, что я нечаянно какой-нибудь опрометчивой мыслью включал где-то в глубинах своего мозга новую и совершенно неизученную машину перемещения. Сознание переносилось в новый временной отрезок, а оставленное им без присмотра и контроля несчастное моё тело пару раз довольно чувствительно шмякалось о пол.

- Бедненький! Жаль, что меня в те моменты не было рядом. Я бы лелеяла его и берегла. Что бы никто тайком им не воспользовался.
- Кем? Чем?
- Им. Твоим телом. Я же эгоистка. Мне оно и самой иногда, ох, как необходимо!
- Только иногда?
- Иногда – «ох, как!» А всегда – просто «необходимо»! Не умничай, лучше расскажи, что ты там видел.
- Ничего особенного. Прогулки в будущее так же затруднительны, как и поездки в неизвестные адреса без билета, без знания точного маршрута и без представления о месте назначения. Никогда не знаешь, с чем столкнёшься. Согласись, что моционы по местам проторенным несоизмеримо более предсказуемы, нежели вылазки в районы неизведанные. И – вот ещё что. Все эти перемещения требуют колоссальных энергетических затрат. Причём, в прошедшее время - всегда попасть гораздо легче во всех смыслах, нежели в будущее. В прошлое, особенно, в знакомое прошлое, можно без особых проблем отправляться на значительные сроки. В то время как в будущее, даже в самое близкое будущее – только на короткие периоды и только при полной зарядке «внутреннего аккумулятора». Как только заряд его иссякает – сознание автоматически, словно в воронку, втягивается в тело, возвращаясь в реальное время. Вероятно, срабатывают некие механизмы самозащиты. Я тогда так и не смог разобраться - какие.

- А дальше?
- А дальше я стал усиленно тренироваться, оттачивать свои новые способности, доводить их до автоматизма, а заодно, пытался хоть как-то систематизировать получаемый опыт. Постепенно положительные результаты начали стабилизироваться, а вскоре и вовсе число их начало расти в геометрической прогрессии. Мир для меня изменился. Я чувствовал себя сопричастным к величайшей тайне мироздания! Но, ни поведать кому-нибудь о своих открытиях, ни просто намекнуть на них я не решался. В случае доверия к моим рассказам меня сразу заперли бы в самой секретной лаборатории и до смерти загоняли бы опытами и экспериментами. В случае недоверия – закрыли бы в психушке и накачивали бы своей химией до полного превращения меня в растение.

- Как романтично! Ты превратился бы в удивительной красоты пион, а я стала бы поливать тебя и очищать от букашек-вредителей!
- Я превратился бы во вредный сварливый кактус, рос бы в горшке на твоём подоконнике и кололся бы при всяком удобном случае!
- Вредина!
- Пропустив эти беспочвенные обвинения мимо ушей, продолжаю. Я понял одну важную истину: так же, как наш мозг используется на сознательном уровне всего на 5-7 процентов, так же и наша полевая сущность приоткрыта на какую-то ничтожную долю. Более того, большинство людей даже не подозревают о самом факте существования такой своей части. В то же время я начал явственно ощущать в себе эту суть. Я смутно понимал, что так же, как и в физическом теле основная мозговая мощь недоступна нашему контролю, так же и ментальная сила может быть подвластна человеку лишь в мизерной степени. Мне хотелось забираться в далёкие столетия грядущего, наблюдать важные исторические события прошлого, но, увы, всё ограничивалось несколькими днями прошедшего и, от силы, парой часов будущего. Я жаждал большего! Передо мной находилась дверь в Великое Знание, но я сумел приоткрыть её лишь на малюсенькую щелочку, протиснуться в которую не представлялось возможным.

– По законам жанра ты должен сейчас таинственным тоном произнести: «И тут…»!
- Абсолютно верно! И тут… Не поверишь! Да я и сам вначале не поверил. Но – всё по порядку. Я до такой степени привык к тому, что остаюсь невидимым, неосязаемым и неслышимым для людей в моменты «посещений», что иногда даже в реальном времени вёл себя так, словно находился один в помещении. Представляешь, каким было моё удивление, когда однажды во время перемещения я заметил вдалеке возникшего из ниоткуда человека, словно нарисованного необычно яркими акварельными красками. Я сразу догадался: это был точно такой же путешественник во времени, как и я! И, клянусь, он так же видел меня. Не успел я об этом подумать, как знакомая воронка втянула меня в реальный мир моего физического тела. В тот день я до полного изнеможения посещал завременье, но ничего подобного так и не увидел.

- Здорово! Как в детективном романе!
- Ещё бы! Только, заметь, всё это происходило в действительности! Это было следующим важнейшим моим открытием: я не одинок в своих телепортациях. Более того, такие темпоральные визитёры, оказывается, способны видеть друг друга! Я потерял покой – мне не терпелось в том, неизведанном мире, уподобясь лермонтовскому Мцыри «…хотя на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной…» Всё моё существо жаждало общения с себе подобными! Посещения мои участились, я метался по завременью, словно пойманный и внезапно выпущенный на волю дикий зверь. Я перестал обращать внимание на живущих там людей. Меня интересовали лишь они – тайммены!

Должен признаться, силы моего «аккумулятора» при этом многократно увеличились, я сумел значительно продвинуться и в продолжительности и во временном удалении телепортаций.
Стало понятно, что вероятнее всего повстречать коллегу можно лишь находясь на критических отметках темпоральной шкалы. Пытаясь вычленить таковые на рутинном полотне местечковой истории, я буквально на пятые или шестые сутки вновь заметил знакомое, слегка расплывчатое, яркое пятно человеческого силуэта. Не раздумывая и не боясь быть услышанным кем-либо посторонним, я заорал что есть мочи, привлекая к себе внимание.

Предположения мои оправдались: человек посмотрел прямо мне в глаза и направился в мою сторону. Опасаясь коварной возвращающей воронки, я бежал ему навстречу. «Новичок?», - спокойно спросил он и приветливо улыбнулся. Чуть не захлёбываясь словами, я вкратце выпалил ему свою историю. Владимир, так звали моего первого встреченного тайммена, всё понял и назначил точную временно-пространственную точку следующей встречи и поспешил объяснить, как добиться меткого в неё перемещения. Вернувшись домой, я впервые за долгие годы был безгранично счастлив.

- Хам! Хам и негодяй. Только последний тупица может говорить при любимой девушке о безграничном счастье в моменты, когда её не было рядом.
- Ничего подобного! Просто в то время, я даже представить себе не мог, насколько эти границы ты сможешь раздвинуть своим в моей жизни появлением!
- Коварный! Будем считать, что на этот раз ты выкрутился!

- Наши с Владимиром встречи стали регулярными. Он поведал мне, что тайна подобных путешествий во времени практически давно уже престала быть тайной. Видишь: я стал так вольно обращаться с понятиями «было», «будет», что непроизвольно говорю «давно уже престала быть» о событии, которое отстоит от нашего с тобой реального времени примерно на пятьдесят лет! Правда, способность к темпоральным перемещениям навсегда останется уделом некой закрытой касты избранных, если угодно - одержимых (в хорошем смысле слова) самой идеей завременья! Постепенно круг моих новых знакомых вырос, у нас стали происходить своеобразные вневременные тусовки. Я узнал немало о механизме перемещений, научился множеству приёмов, техник и секретов обращению со временем. Оказывается, можно сделать таймменом любого желающего.

- А вот с этого момента попрошу подробнее!
- Не хватай меня за язык! По сути - это действительно так. Но редко кто решится на подобный эксперимент. Есть реальная опасность того, что завременье станет новым всепоглощающим смыслом жизни. Так же, как мало кто отважится спуститься под землю и в результате стать настоящим диггером, самозабвенно, до полного исступления, ищущим какие-нибудь призрачные станции метро или тайные лазы в полумифические секретные объекты. Тайммен – это стиль жизни, это новая философия, это – новая форма жизни!

- И долго ты теперь можешь там находиться?
- Практически бесконечно. Так же как и здесь, в этом мире, мы обязаны пополнять свои физические силы поедая трёхмерные продукты питания, так же и в том мире можно и нужно питаться. Но своеобразной пищей в этом случае служат знания, эмоции, впечатления! Именно они служат практически неиссякаемым источником энергии. То есть, если просто, например, лежать там и ничего не делать, ни на что не обращая внимания, то силы быстро иссякнут, и знакомая воронка втянет тебя обратно. Ограничением так же является и постоянная необходимость периодического возвращения в своё тело, ведь его, родимого, необходимо кормить, умывать и, вообще, содержать в полной исправности и готовности.

- Насчёт готовности – это мы ещё проверим!
- Ой! Вы только грозитесь! Так вот. Мне по большому секрету сообщили, что по слухам есть одна парочка таймменов, которые навсегда перешли в завременье.
- Как это?
- Они смогли перенести всю свою сущность из этого мира в тот. Наши шепчутся, что есть для этого какой-то тайный код.
- А что стало с их телами здесь?
- Они будто засыпают летаргическим сном. Уровень активности организма падает почти до нуля, а потом и вовсе исчезает. Люди думают, что человек умер, а он на самом деле навсегда переселился в завременье.
- Вадь! А ты сам видел таких переселенцев?
- Нет. Говорят, что их очень мало. Но им доступны любые темпоральные расстояния! Для них нет пределов ни в прошлом, ни в будущем! Они запросто могут видеть рождение Вселенной, они смогут узнать, когда будет её конец…
- Вадик! Научи меня, пожалуйста, темпоральным телепортациям! Я очень-очень хочу побывать там!
******************************
Прошло пять лет с момента этого диалога. Однажды, в адрес соседей Вадима и его подруги пришло не обычное электронное, а старомодное, давно уже не популярное почтовое письмо. В нём Вадим странно просил открыть дверь их квартиры и поступить, сообразно обстоятельствам, так как, скорее всего они будут уже мертвы. Соседи, вызвав милицию, открыли дверь. В спальне, поверх аккуратно застланной постели лежали рядом, держась за руки, Вадим и его любимая. Лица их выражали состояние счастья, губы застыли в улыбке. Никаких следов тления, впрочем, как и признаков жизни, не наблюдалось.
…из дальнего угла, двумя яркими, будто акварельными, но невидимыми для всех посторонних глаз силуэтами, обнявшись, на всю эту картину смотрели Вадим с неименной своей спутницей.
- Я же говорила тебе, что всё будет нормально. А ты спорил! Зато теперь мы – не просто тайммены! Мы – супертайммены! Может быть, даже единственные. И – кто знает, учитывая эту вечную путаницу в перемещениях – вполне возможно, что это именно о нас с тобой тогда шептали тебе твои новые друзья.
- А я, зато, всегда говорил, что ты у меня самая умная!
- Миленько! Значит, у тебя ещё есть и не самые умные? Где ты их прячешь?
- Как - где? В самом начале мезозойской эры! Где ж ещё!
- Ах, так? Тогда помчались, проверим! Но учти! Горе тебе, если я найду там хоть одну какую-нибудь более или менее симпатичную особу!
- Ну… Разве что динозавриху!
- Перемещаемся?
- На три-четыре!
- Три… Четыре!!!
На секунду нежное свечение озарило угол комнаты и две фигуры скрылись на бесконечных просторах Вечности…


Рецензии