От автора

   Книга миниатюр "Условности жизни" получилась случайно, специально она не задумывалась. Однажды на ум пришла пара коротких сценок из жизни, которые были записаны. Потом вспомнились еще и еще… Сценки, как примеры, как иллюстрации отражающие то, что описал архиепископ Пражский Сергий, ссылка на которого приведена ниже, и что я прочла уже после того, как был написан целый ряд миниатюр. Эту книгу можно было бы с полным правом назвать не только «Условности жизни», или «Условности характера», как было в первоначальном варианте, но и «Не верь глазам своим». Действительно, не верится, когда читаешь, что это любовь, это счастье, это эгоизм, это красота, это патриотизм, это себялюбие, это правдолюбие, это свобода и т.д. На деле всё наоборот, и смысл этих понятий-перевертышей – лишь условности нашей жизни, придуманные нами якобы для ее облегчения. Наша жизнь давно превратилась в царство кривых зеркал с практически тотальной подменой понятий, и, порой, слишком грубой подменой, чтобы ее не заметить. Настоящие, подлинные счастье, любовь, свобода и т.д. – это совсем другое. Что? Мне кажется, это знает каждый. Только редко кто осмеливается признаться в этом даже в мыслях, даже самому себе. А вы попробуйте…

Архиепископ Пражский Сергий (Королев) (www.wco.ru/biblio/books/sergiyp1/Main.htm):

     «…Каждый из нас хочет себе блага, счастья. Господь дал нам землю для радостного пребывания на ней, чтобы мы блаженствовали, чтобы мы как бы участвовали в славе Божьей. Однако постоянно приходится слышать, что жизнь наша не приносит нам никакой радости. Изо дня в день мы встаем, работаем, устаем; все одно и то же, все нам надоело, скучно, и так серо кругом. Действительно, если приглядеться, то все мы целый день хлопочем, волнуемся, огорчаемся, раздражаемся, ссоримся из-за пустяков и чувствуем себя несчастными, никчемными и одинокими. И в самом деле, мы несчастны, так как являемся рабами вещей и, живя механически, подчиняемся течению обстоятельств. Всю свою энергию мы влагаем в незначащие вещи, которые сегодня есть, а завтра могут и не быть. Текучесть и преходящность нашей жизни с ее обидами, осуждением и завистью мы принимаем за подлинную нашу жизнь. Раздражаясь и огорчаясь, мы теряем мир в своем сердце и погружаемся во тьму. Нам все немило, друзья кажутся врагами, даже свет солнечный нам не светит, и птицы не поют для нас. В таком состоянии от нас самих скрыт источник нашего блага, нашей радости. Мы не видим хорошего ни в себе, ни в других, все нам кажется плохим. В чем же дело? Что так портит нам жизнь? Мы живем с затемненным сердцем. Мы принимаем временное одержание нас темной силой – это греховное состояние нашей души – за действительность, за нашу подлинность. Мы ходим во тьме, а кто ходит во тьме, тот спотыкается. Прираженное к нам зло-грех – раздражение, осуждение, гнев – делает нас немирными. Общаясь с другими людьми изнутри немирно, мы вызываем состояние разделения и отчуждения друг от друга. Почувствовав разделение, мы ощущаем неблаго, несчастье и действительно страдаем.
      Где же в буднях благо и радость? Как осветлить нашу жизнь? Как найти тропинку к свету? Господь есть источник света радости, а лукавый несет нам тьму. Мы же являемся рабами лукавого. Враг наш нагоняет тьму в наше сердце, а во тьме воспринимаем жизнь неверно. Тьма нашего сердца извращает нашу жизнь. Мы делаем неверные шаги, говорим ненужное слово, делаем неверное движение, уже перестаем видеть подлинный лик человека и расцениваем другого человека неверно, принимая временное его состояние, прираженное ему в данный момент, за подлинную его сущность. Принимая наваждение за действительность, мы находимся в состоянии, ведущем к взаимному несчастью и разделению. Прародители наши были созданы без греха. Со времени грехопадения грех как бы привходит в наш естественный состав, приражается и берет нас в плен. У нас все идет сорастворенное с грехом, через грех мы теряем радость бытия.
      Надо осознать, что пребывание в грехе нарушает мое благо, мою радость бытия, и это сознание поведет к желанию освободиться от греха. Надо осознать, что одержание нас страстями не есть наша сущность, что грех не есть мое, а что-то прираженное ко мне, что приносит мне несчастье. Тогда у меня явится желание освободиться от чуждого мне элемента. Греша, мы выявляем себя не в подлинном виде. Грех-зло есть не подлинное наше состояние, мираж, не сущее. Подлинная реальность только добро и Бог. Мираж, принятый за подлинное, то есть тьма, несет нам несчастье и мешает нам обладать минутами радости и света, данных нам на каждый день.
      Пребывая все время в состоянии тьмы, мы сами лишаемся счастья, радости и света. Зло-грех обкрадывает человека, не позволяя ему выявляться в полноте его духовных сил. Если бы не грех, человек раскрылся бы в полноте его духовной сущности. Состояние тьмы и злобы, в которых мы пребываем, начало того ада, в который мы и попадем, если не опомнимся. Мы сами уготовляем себе ад. Жизнь у нас действительно пустая и серая, но мы сами виноваты в этом. Осознав грех как данность, несущую нам гибель, мы начнем противостоять греху и постепенно склонять нашу волю к добру. Надо употребить усилие, чтобы преодолеть то, что мешает моему благобытию. А мы не стараемся освобождаться от того, что не наше, да еще несет нам несчастье. У нас обыкновенно происходит некоторая подмена. Мы это выставляем как бы за добро, например, скупость выдаем за бережливость, говоря: "Я как все, так все делают", "Это грех небольшой", и прираженные нам состояния принимаем как свои. Это ослабляет нашу волю для борьбы с грехом. Если мы соберем воедино мысли, что жизнь нам дана во благо, а нашему благобытию что-то мешает, то это будет уже много.
      Обыденная наша жизнь есть средство для созидания подлинной жизни. Мы же средство обратили в цель. Наши реальные шаги, вытекая из нереального, несут с собою зло, печаль и страдания. Мы ходим как бы во сне и, погруженные во тьму греховности и страстей, смотрим только во тьму, которую и видим. Лукавый мешает нам видеть свет. Мы являемся слепым орудием темных сил, отчего и страдаем. Механичность нашей жизни отравляет все наше существование, ибо мы являемся не творцами жизни, а рабами ее. Хождение во тьме отнимает у нас радость бытия. Как же быть? Надо раскрывать глаза. Если благобытие ценно для меня, то я употреблю все усилия, чтобы его получить. И это вещь вполне возможная. Это – сокровище для нас. Это – клад в нас самих и около нас…»


Рецензии
Я вот о чем подумал: "Мы тут напоминаем две половинки сознания, которые прекрасно понимают, что 2*2=4. Если моё всё хорошее (2)помножить на твоё всё хорошее (2), получится Совершенство, Красота, Истина (4). А "другое" сознание понимает так 1+3=4 ,к моему накопленному добру прибавить другими накопленное и получится та же 4. Для него это тоже Истина. Вот если бы "другие" сознания читали Ваши размышления, да Архиепископа Пражского Сергия и прочие мудрости...

Виктор Жирнов   13.09.2009 12:33     Заявить о нарушении
Если я верно Вас поняла, то - да, меня тоже часто посещает мысль: зачем все эти размышления и мудрости, если тот, кто стремится к Истине,Совершенству, до всего может дойти и сам с помощью Божьей, а тот, кто не стремится - в нем такие "размышления" ничего, кроме раздражения, насмешки, не вызовут. Приятно, конечно, встречать единомышленников, вместе радостней искать верный путь, но чем дальше, тем больше кажется, что и без моего "добра" его можно найти. А еще хуже, когда начинаешь думать, что это и не "добро" вовсе, а кому-то, возможно, на "зло" послужит. Вот это - самое страшное в творчестве: "Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется".

Ирина Катыкова   13.09.2009 15:52   Заявить о нарушении
Ну, во зло ваши произведения никак не послужат! Одни, читая подобное, утверждаются в правильности выбранного Пути, другие - обнаруживают корни зла, которые находились в скрытом состоянии, третьи - вообще нечаянно наткнулись на интересное название рассказа, чуть полистали, зацепило - стали читать дальше и втянулись в "серьезное чтиво" навсегда.
Для кого-то Вы - своего рода "крестная мать".

Виктор Жирнов   14.09.2009 13:42   Заявить о нарушении