Сон о Принцессе Диане

Это только сон. Но как он был реален! Он приснился мне через несколько дней после смерти Принцессы Дианы. Кажется, она ещё даже не была похоронена. Да, это были первые числа того злополучного сентября. Я узнала о её существовании незадолго до этого, когда по телевидению передали её откровенное интервью о не сложившейся жизни с принцем Чарльзом. Тогда на экране телевизора я увидела молодую красивую женщину с  несчастливой судьбой. Извечная мечта всех девушек – сказка о Золушке, ставшая реальностью для юной леди из древней знатной британской семьи – показала своё истинное лицо.  Добрая сказка французского сказочника стала кошмаром, а затем убила одну из самых любимых в мире женщин. Её любил британский народ, простые люди на улицах Лондона, Эдинбурга, Уэльса. Её любили люди в других странах. И я, подобно многим другим, прониклась к ней пониманием и почувствовала что-то близкое и по-человечески родное между нами, когда слушала её ответы на вопросы о жизни в королевской семье. Эта наивная мечта лишила её права на обычное человеческое счастье, которого жаждет каждый из нас. И 1 сентября 1997 года мир с ужасом узнал о гибели любимой Принцессы.
…Длинный серый коридор, много стульев вдоль стен. На стульях сидят люди и ждут. Я тоже жду. В конце коридора комната. В комнате – Принцесса Диана. Она принимает посетителей – тех, кто её любил при жизни и хочет теперь увидеться на прощание. Каждый разговаривает с ней о чём-то своём, никто не знает, о чём говорят другие. И не стремится узнать. Тема разговора появляется сама собой, когда входишь в комнату. И для каждого Принцесса находит добрые слова. Люди, для которых такая встреча никогда бы не состоялась в реальной жизни, пришли сюда теперь, после её смерти, чтобы выразить Принцессе свою любовь. И боль утраты. И она, которой уже нет в живых, утешает этих людей, находя для каждого несколько минут своего последнего времени на Земле. Меня поразило, как много людей хотели встретиться с ней, я никогда не видела такого количества людей в одном месте, и все тихо сидели и ждали своей очереди, даже не разговаривая друг с другом. Никто не спорил и не выяснял, кто за кем, домохозяйки не обсуждали бытовые проблемы и не ругали правительство, как это часто можно наблюдать в очередях.
И вот я вхожу в небольшую пустую комнату. В центре комнаты два стула, один напротив другого – между ними не более полуметра. На одном стуле сидит Леди Ди, на другой садится гость. Я села. Мы поздоровались. Странно, мне всегда хотелось написать ей письмо о том, как я сочувствую ей в её неудавшемся королевском браке, но в тот момент, может быть, от волнения, я не вспомнила всё это. Она – истинная леди – утончённая и воспитанная – заговорила со мной о том, чем я интересуюсь – о поэзии. Как она узнала? Я сказала, что мне нравятся стихи Роберта Бернса, они лёгкие и умные, и полны юмора. Мы вспомнили несколько стихотворений, потом я прочла ей одно из своих стихов.

Как трудно писать по заказу!
Как странник, что сбился с пути.
Все мысли мешаются сразу,
И рифмы никак не найти.

Слова ускользают куда-то,
Размера не слушает слог,
И, словно шальные ребята,
Все буквы бегут наутёк.

Эпитет, метафора, стойте!
Ложитесь послушно в строку!
Мир новых эмоций откройте
И прочь прогоните тоску.

Но белый листочек бумаги
По-прежнему пуст предо мной.
Где вы, мои мысли-бродяги?
Вернитесь скорее домой!

Оно было написано в марте 1996 года. После этой «встречи» я перевела его на английский язык, специально для Принцессы, чтобы она могла прочесть его на своём родном языке.
How hard is to write by purpose!
Like a stranger who lost the way.
Your mind gets immediately close
And all thoughts are running away.

All words slip away to some places,
The style doesn't fit to the meter.
And letters escape their faces
As if they are frolicsome kids.

Where are you, epithet and metaphor?
Lay down into the line.
Let's open new world of emotions
And let us dispel the boredom.

But white sheet of paper is virgin,
No letter, no word and no line.
My thoughts, where so far do you wander?
Come back to your home – to my mind.

Мне было интересно её мнение об этом стихотворении, но тут время аудиенции истекло. Встречи с Дианой были очень короткими из-за большого количества желающих поговорить с ней. Я с сожалением встала и вышла из комнаты. И тут случилось невероятное, то чего не было больше ни с одним из собеседников. Принцесса выглянула из двери и сказала мне вдогонку: «Это похоже на элегию…» Видимо, она знала, как важно было для меня её мнение.


Рецензии