Сувенир из Португалии

               
    Зимой 198* года, когда я работал консультантом при Гостелерадио Монголии, когда стояли трескучие морозы и звенел под ногами асфальт,  не знавший снега,  мы  с женой пригласили  на суп из белых грибов  Петра Егоровича, занимавшего не самую последнюю должность в разветвленной структуре  ГКЭС СССР  ( Государственный комитет по экономическим связям, прим. Б.А.). Пригласили,  как говорится, по-соседски. Жил он с нами  на одном этаже  высотного дома для советских специалистов в самом центре Улан-Батора. Монголы его приезда очень ждали и торопили, а потому он ринулся в дальние края из Москвы один, без жены и дочки. Теперь же, по прошествии месяца, он поджидал телеграмму со словами «Встречай!». Настроение у Петра Егоровича  с каждым днем становилось все более приподнятым.

  По утрам, поджидая лифт, мы с ним встречались и, пока спускались с десятого этажа, обменивались бытовыми новостями, вроде:  «А не отключали ли у вас свет или воду?  Где можно купить хорошую баранину?  Какую водку предпочтительнее пить зимой «Столичную» или монгольскую «Архи»?  Петр Егорович поддерживал разговор на любую тему охотно и высказывался  со знанием дела, как и положено специалисту его ранга. Общаться с ним было приятно еще и потому, что был он не только обаятелен, но и любознателен, что, несомненно, подкупало ввиду ограниченной распространенности этого столь редкого качества, присущего людям интеллигентным.  У меня несколько раз возникало желание пригласить его на обед в воскресный день, поговорить о житье-бытье, но я ждал подходящего случая. И он подвернулся неожиданно.

  Однажды в обеденный перерыв Петр Егорович остановился в вестибюле в какой-то нерешительности, принюхиваясь к чему-то. Пообедав, я неспешно направлялся к лифту. Поздоровались. « Вот стою я  и пытаюсь угадать, из какой квартиры так бешено пахнет грибами? Не из вашей ли случайно, Борис Николаевич?»
- Угадали! Жена сварила грибной суп из португальских белых грибов!
- Португальских? - переспросил удивленно Петр Егорович. - Да не торгуем мы с Португалией грибами! Что за глупость! Уж поверьте мне старому торговцу! Винишко,  маслинки,  кое-что из ширпотреба для советских людей из задворок Европы, это поставляют португалы, а про грибы, извините, не слышал. Нет такой статьи экспорта-импорта. Своих  грибов, простите, у нас до хрена и больше! Откуда они у вас, эти португальские?
- А не поверите! Сам насобирал! – сказал я не без гордости и с вызовом.
- А как вы  оказались в Португалии, да еще по лесам гуляя и грибы собирая? – удивлялся  Петр Егорович.
- Долго рассказывать. Вот приходите в воскресенье к обеду на грибной супчик я вам и расскажу их историю.
- Думаете, откажусь? Нет! Приду обязательно и с удовольствием. Настоящий грибной суп это пища богов!

   Петр Егорович пришел  без опоздания и не с пустыми руками. Из пакета достал бутылку экспортной водки «Столичная» и балычок из омуля на закуску.
   - Боже ты мой, что за волшебный аромат исходит из вашей кухни, Наталия Витальевна!- обратился Петр Егорович к жене. Эта многоэтажная обитель для советских спецов, пожалуй, и не знала досель подобных благородных грибных запахов! Все тушонкой  разит с этажей, да щами с голубцами и котлетами. А у вас, прямо-таки, царский запах!
   - Так проходите к столу! Сейчас и суп подам, чтобы не томить ожиданием,- улыбнулась жена.
   - Нет уж, вначале отведаем омуля, а потом перейдем к супу из португальских боровиков. Верно?
   - Как скажете, Борис Николаевич. Омуль свежайший, уверяю вас!
   - Не сомневаюсь, Петр Егорович. Только не встречался мне сей продукт даже в спецмагазинах.
   - Правильно! Этот балык такая же редкость, как и ваши португальские грибочки! Из закромов он, загашников для партноменклатуры !  Для белой кости, так сказать! Для  слуг  народа кочевого! Ну, имеем же право хоть как-то скрасить свое монотонное существование среди пустынь и сопок маленькой радостью?
   - Имеем!
   Как водится, выпили, закусили божественной рыбкой, отдав должное изысканному, нежнейшему вкусу балыка. Расхвалили жирок дивной рыбы, не преминули  и обсудить среду ее обитания, объемы вылова и поставок на экспорт. Исчерпав тему омуля, перешли к грибам. Разлитый суп по тарелкам, щекотал ноздри.
   Отведав две ложки супа, Петр Егорович, посмотрел на жену:
  - Категорически заявляю вам, Наталия Витальевна, и утверждаю, что подобного блюда за свои сорок два года жизни на этом свете не пробовал! Нет-нет, говорю  без лести, а отдаю должное вам, как творцу этого супа! Суп – восторг! А вы, Борис Николаевич, обещали рассказать про эти грибы. Португальские говорите?
 
    - Не поверите, Петр Егорович, эти чистопородные белые из-под самого Лиссабона! Собственноручно собирал и сушил. Ароматище  стоял непередаваемый, когда сушил их целую неделю то в каюте, то на палубе.

  - А вы что, моряком были?
  - Журналистом, редактором судовой газеты, но об этой стороне дела, расскажу в другой раз. А вы кушайте! Кушайте, пожалуйста! Грибной суп надо есть горячим, чтобы чуточку обжигал.
    Петр Егорович налил еще по одной рюмке. «Давайте за маленькие радости жизни! Вот так сидим здесь среди унылых  монгольских сопок и довольствуемся воспоминаниями о красивой жизни. Пусть они согревают нас и придают нам новые силы!
   
   - Летом позапрошлого года океанский лайнер «Михаил Лермонтов»,  на котором я находился в командировке, совершал круизы по Атлантике и несколько раз заходил в Лиссабон, - начал я свой рассказ. – Каждый раз судно встречали два наших корреспондента из Москвы. Оно и понятно, скучно беднягам на «задворках Европы» в сонном царстве. Отшиб он и есть отшиб! Посидят в баре, пообщаются с барменами и каждый раз извиняются:
  - Ну,  некуда вас везти в Лиссабоне! Не на что смотреть вам, морякам! Нечего покупать здесь! Дыра!

  Корреспонденты были людьми общительными, дружелюбными, откровенными и говорили то, что думали. И очень им хотелось как-то отблагодарить за гостеприимство на судне.
  Однажды как-то и возникла идея организовать загородный пикничок под Лиссабоном с шашлычками и сбором грибов. Договорились, что через десять дней, когда судно снова зайдет в Лиссабон, тогда и поедем  на «пленэр». 
Идею жарить шашлыки  и собирать португальские грибы, бармены, избалованные и пресыщенные  географической экзотикой,  одобрили энергичными возгласами «заметано!».

  Через десять дней утром все было для загородного отдыха готово: ведро замаринованного мяса, соусы, специи, напитки, длиннющие шампуры, как рапиры, шезлонги, складной столик и даже пляжный зонт, под которым могли найти тень не менее шести человек.
   Ехали приятно минут сорок. С побережья Атлантики тянуло морской свежестью, со стороны суши теплый воздух волнами задувал в машину запахи  трав, сосен, эвкалиптов. Смесь запахов с моря и суши пьянила своей композиционной первозданностью. Воздух хотелось пить,  жадно глотать и не выдыхать.

   - Простите, но странно как-то слышать от вас эти восторги, дорогой, Борис Николаевич! Вы же туда приехали не из загазованного Лондона или чадящей Москвы! Вы, как я понимаю, бороздили Атлантику и надышались вдоволь чистым, морским воздухом! Разве не так?
   - Все так! Но к воздуху океанских просторов привыкаешь и кроме морской свежести никаких особых нюансов не чувствуешь. У океанского воздуха нет аромата, нет вкуса. Вы никогда не отличите запахи океана Тихого от Атлантического или Индийского. У них нет специфики, потому что все океаны одно целое. Это во-первых. А во-вторых, я говорю о смеси запахов океана и суши. Запах океана как бесцветная плазма и лишь в сочетании с запахами хвои, эвкалиптов, трав, кустарников, цветов он превращается в живительную субстанцию, вроде крови. Вот я о чем.
  - Понятно. А до грибов далеко еще ехать?
  - Да, нет. Приехали уже. Остановились на краю то ли рощи, то ли леса из сосен и эвкалиптов, сразу и поймешь. Любители шашлыков остались готовить и обустраивать место, а любители сбора грибов, в числе которых был я, отправились на «охоту». 
    Грибы я довольно часто ходил собирать с женой в Подмосковье. Найти белый гриб было событием! Продирались в поисках лесных красавцев сквозь ветки, паутину, высокую траву, валежник, заросли бурьяна,  овраги. В общем, кучка белых стоила усилий нескольких часов преодолений всевозможных препятствий. Добавьте к этим  «охотничьим  радостям» назойливых комаров, пауков, коварных клещей. Вся эта тварь словно стояла на страже, защищая грибы от непрошенных  гостей. И как бы далеко мы не уходили вглубь леса, искомой тишины не находили и там. Вездесущие грибники встречались с лукошками, корзинами, кошелками.  Глаза у всех горели азартом добычи. То и дело в лесу раздавалось: «А-а-у –у! Гриша! Ты где!» - «Да здесь я! Отстань!» - «Иди быстрее сюда!»

 - Знаю! Знаю, это все! Вы мне рассказывайте лучше о Португалии. Насобирали много?  Или так себе?
 - Насобирал то достаточно, как никогда в жизни! Поначалу был дикий восторг. Едва вошли в рощу, Володя корреспондент говорит: Смотри! Вот один, рядом еще один, а вон и третий! Такой картины я отроду не видел: из опавшей листвы эвкалиптов, лежавшей плотным настом,  торчали три темно-коричневые шляпки классических белых грибов. Они  растянулись неровной шеренгой в тени эвкалипта. Их не надо было искать! Они красовались, забыв про нашу русскую грибную таинственность, скромность, недоступность. Эти же белые,  ни от кого не прятались, не маскировались, и вели себя с вызовом, как девицы легкого поведения.

  Да, да! Не смейтесь, Петр Егорович! Очарование сбора грибов не в том, чтобы их надергать, как морковку в огороде. Поиск грибов, как и ловля рыбы на удочку, приносит удовольствие после известных усилий. Найденный гриб, пойманная рыба – это вознаграждение за терпение, ожидание, смекалку.

 - Так, чем вы не довольны, уважаемый? – смеялся  мой гость. Нет грибов плохо! Есть грибы, тоже ворчите!
 - А вы слушайте дальше! Сорвал я эти три гриба, сделал десяток шагов и увидел под деревом безобразную картину: из отборных ножек белых грибов, кто-то аккуратно сложил штабель, как из поленьев дров. Я осмотрел внимательно одну, потом другую ножку из этой горки, пытаясь понять, в чем дело?  Даже разрезал ножки в поисках какого-нибудь изъяна. Подумал, кто мог и, главное, зачем решил отказаться от великолепных ножек?
Бродивший неподалеку Владимир внес ясность: « Понимаешь, старик, португальцы грибы не собирают, а наши посольские, торгпредовские и прочие советские работники, отрезают у боровиков только шляпки, а ножки, как менее душистые и вкусные, оставляют в роще.
 - Зажрались вы тут! – вырвалось из меня.
 - Возможно, ты и прав. Но, если грибов очень много, можно и поизголяться! У нас белые грибы деликатес, а здесь, они, вроде, забавы. Их же и собирать неинтересно. Верно? Растут в лесу, как на плантации. Ты обратил внимание на тишину в этом леске? Птицы здесь не водятся, потому что нет насекомых. А насекомые отсутствуют, потому что лес эвкалиптовый! Могучие эфирные масла торжествуют здесь в воздухе. Почва пропитана эвкалиптовым перегноем. В общем, старик, смерть комарам, муравьям и мухам!
 
  Слова Владимира о том, что здесь уже прошлась ватага совработников, меня несколько озадачили. Если прошли наши, оставив одни ножки, то впереди рассчитывать не на что.

 - Да не переживай! Грибов полно! Не дотащишь! Пойдем в сторону! Наши ходят только по краю леса!
   Я последовал за Володей и через пять минут я не разгибался: глаза разбегались от необъятной картины  полчищ грибов. Несметное количество темно-коричневых шляпок на толстых, упругих, пышущих здоровьем, белых ножек, представляли неправдоподобную картину грибного изобилия.
Нахальные, бесстыжие, не привыкшие бояться ни людей, ни зверей, из-за их отсутствия, они чувствовали себя хозяевами этого леса, где жилось им, на удивление, вольготно, как цветам в оранжерее.

 - Вот раздолье-то! А?
 - Да, изобилие серьезное испытание для неподготовленной души к нему. Поначалу я срывал каждый попавшийся под ногами гриб. Мой пятикилограммовый пакет стремительно заполнялся боровиками. Я даже подумал, а не срезать ли мне одни шляпки? Нет, рука не поднималась корнать это чудо, этот дар природы! До таких экзекуций над грибом надо было дорасти сознанием, окрепнуть умом. Возможно, если бы я жил и работал в Лиссабоне, то со временем привык бы к тому, что грибы эти будут всегда, что их много и что они никуда не денутся. Я же не забывал, что через пару часов уеду из этой эвкалиптовой рощи очень надолго, а точнее, навсегда.
  В общем, собирал я грибы все подряд. Да и как можно отделить один от другого, если они отличались лишь размером, как арбузы на бахче.
  Удивительно устроен человек: еще полчаса назад я пребывал в детском восторге от грибного изобилия, а теперь привык к нему и воспринимал это грибное царство, как нечто само собой разумеющееся.
  Когда я почти заполнил доверху и второй пятикилограммовый пакет, Володя, надоумил меня нарвать листьев эвкалипта, как прекрасное средство для ингаляции при простуде. Эвкалиптовой листвой я и прикрыл грибы, чтобы они продолжали чувствовать себя, как дома.   

 - Ну, а шашлыки-то ели?
 - Ели. Но они меня как-то не впечатлили. Жарили их на эвкалиптовых ветках, так что вкус был лекарственный или,. черт его знает, какой. А может быть я передышал с избытком этим эвкалиптовым духом и он осел на языке. Не знаю. Да и солнце в три часа дня жарило немилосердно. Но главное, я очень хотел поскорее вернуться на судно и заняться грибами.   
 
 - Сушить что ли? А где?
 - Вот это самый сложный вопрос, но мне кажется, я его решил довольно успешно. Нарезанные и нанизанные грибы на нитки я сушил трое суток в каюте над вентиляцией с регулятором подачи воздуха; а когда грибы подвяли как следует, выносил их на пеленгаторную палубу, самую верхнюю, куда моряки ходят загорать. Сижу я читаю, а рядом на горячей палубе сушатся рядами грибы на низках. Сморщились они, усели, но запах издавали необыкновенной силы, мимо которого пройти морякам было невозможно. Остановится один: Можно взять кусочек грибка понюхать? – Бери! – говорю. – Нюхает он, шумно вдыхая аромат, и говорит: «Родиной пахнет!» За ним другой подходит за запахом родины, потом третий. И каждый просит кусочек Родины с собой на память. Нет бы им догадаться взять, собираясь в рейс, грибков сушеных, навевающих ностальгические чувства по Родине, по семье, так о другом они думают, но не о грибах.
   Вот и сказал я очередному вздыхателю по Родине: Португальские грибы это! Наши советские пахнут иначе! Уже и запах забыл родной? - Парня как ветром сдуло.
   
  - Да, вкусный Вы доставили в Москву сувенир из Португалии!
  - Пожалуй, эти белые грибы из эвкалиптового леса были лучшей памятью о моей последней командировке. Полтора года наслаждаемся их вкусом. Мои родители в каждом телефонном звонке не преминули упомянуть, что опять ели суп из двух грибков по аромату равным нашим пяти боровикам. Как они это высчитали, остается загадкой.
  - А я с ними согласен. Грибы бесподобные. Спасибо за обед и рассказ.      

24.01.09
    
   
    
 
   
   

   


Рецензии
Уважаемый, Борис Аргунов! С большим удовольствием прочитала Ваши произведения. Спасибо!

Аксинья Вишня   28.01.2009 11:05     Заявить о нарушении
Спасибо, Аксинья, за отзыв. Это вдохновляет. И Вам творческих поисков и удач.

Борис Аргунов   28.01.2009 11:58   Заявить о нарушении