Земной путь глава 11

11
   Они некоторое время молчали, лениво доедая то, что было у них на тарелках. Затем Роман произнес:
   - Странный ты все же человек, Серега. В то, что ты действительно являешься верующим человеком я, может быть, и не верю. Не верю, уж извини. Я знаю многих людей, которые считают себя верующими христианами, но на деле творят такое, что просто за голову хватаешься. Но вот в том, что ты, в самом деле, не пьешь, я убедился достоверно. Ты пил водку с таким видом, словно перед тобой отрава или же какая-нибудь тухлятина. Но скажу тебе честно, я тебе не завидую, и не хотел бы оказаться на твоем месте. Лишать себя самых лучших наслаждений, которых только может дать жизнь, по-моему, просто глупо. Глупо, и все тут.
   Сергей неопределенно пожал плечами, как бы говоря: «каждый выбирает сам». Но он заметил в Романе то, чего не замечал сам Роман. Несмотря на собственные заверения, что он не желает говорить на подобную тему, Роман, тем не менее, вновь и вновь возвращался к этому предмету. В каждом человеке есть искра любознательности, и эта искра постоянно заставляет человека сомневаться в выбранном пути, хотя человек может и не согласиться с тем, что в нем присутствует эта искра.
   - Ты сейчас безработный? – спросил Роман.
   - Да, уже около месяца, - признался Сергей.
   - И на что же ты живешь?
   - Ну, мне удалось отложить небольшую сумму, пока живу на эти средства. А там, надеюсь, удастся куда-нибудь пристроиться.
   - Снова охранником? – спросил Роман.
   - Охранником. А куда еще можно устроиться в моем возрасте? В наши годы трудоустроиться очень проблематично.
   - А ты думаешь молодым легче? Нет, чтобы устроиться на хорошее место, нужны связи, а без них никто никому не нужен. Каждый сам за себя.
   Роман задумчиво посмотрел на Сергея. Казалось, он размышлял.
   - Ты знаешь, мы с сестрой хотим открыть ресторан, в ближайшем будущем. И я думаю, что нам понадобиться охранник. Ты говорил, что деньги для тебя не главное, но ты же работал не бесплатно?
   - Я не говорил, что мне не нужны деньги, - возразил Сергей. – Я говорил, что не хочу иметь богатство, потому как оно приносит головную боль, что мне достаточно иметь хорошую зарплату, на которую я мог бы нормально жить. Этого все хотят, даже более того, без этого нельзя выжить.
   - Понятие «хорошая зарплата» для разных людей имеет различное значение, - заметил Роман. – Сколько, по-твоему, составляет нормальная зарплата?
   - Учитывая сегодняшние цены и мое одинокое положение, мне вполне хватило бы десяти тысяч в месяц. Таковы мои запросы.
   - А сколько ты получал на своем последнем месте?
   - Ровно столько и получал, - улыбнулся Сергей.
   - И тебе вправду хватало этих денег? – Роман, казалось, был искренне удивлен этим фактом.
   - Хватало. Я же говорил, у меня запросы не слишком высокие, и с годами становятся еще меньше.
   - Все равно, десять тысяч слишком маленькая сумма.
   Сергей развел руками.
   Роман призадумался, и пробарабанил пальцами по столику.
   - Как другу, предлагаю тебе зарплату в двадцать тысяч. Можешь считать, что платить меньше мне совесть не позволяет. Что скажешь на это?
   - Наверное, спасибо, - сказал Сергей. – Это в два раза больше, чем я хотел бы получать.
   - Но ты не отказываешься от двойного жалования? – коварно спросил Роман. – Следовательно, что ты не против того, чтобы тебе платили больше? Почему?
   Сергей смущенно улыбнулся.
   - А я скажу тебе, почему. Здесь действует одна простая истина, которая стара, как мир. Денег много не бывает. Вот и все. И все эти слова о том, что тебе не нужно богатство – просто слова, и ничего больше. Никто никогда не откажется иметь больше денег, чем он имеет.
   - Но ведь двадцать тысяч в месяц – это еще не богатство, - слабо возразил Сергей.
   - А где та грань, когда хорошая зарплата переходит в богатство? – вызывающе спросил Роман.
   - Я не знаю, - признался Сергей, после минутного молчания.
   - Вот то-то и она! – торжествующе произнес Роман. – Здесь пролегает настолько тонкая грань, что ее, практически, невозможно заметить. И этот вопрос еще ой как долго будет оставаться спорным. И сколько бы мы его с тобой не обсуждали, Серега, мы никогда не придем ни к какому выводу.
   - Тогда давай не будем его обсуждать, - предложил Сергей.
   - Это самое правильное решение, - одобрил Роман. – Но мое предложение остается в силе. Ну, так как, ты согласен?
   - Согласен, - произнес Сергей. – Когда мне приступать к своим обязанностям?
   - Э. вот тут не так быстро, - остановил его Роман. – Дело в том, что ресторан мы еще не открыли, и на открытие требуется время.
   Сергей понимающе улыбнулся.
   - Так что придется немного подождать, - продолжал Роман. – Кстати, у тебя есть машина?
   - Да, есть.
   - Какая? – в голосе Романа мелькнуло любопытство.
   - Вазовская «восьмерка».
   - Угу, «восьмерка», значит. Ну ладно, машина есть машина. Дело у нас идет на лад, и мы с сестрой скоро откроем ресторан. Кстати, ты ведь помнишь мою сестру?
   - Угу, я видел ее, когда еще учился в классе восьмом.
   - В восьмом классе? И больше, с тех пор, ты ее не видел?
   - Не думаю, во всяком случае, я этого не помню.
   Глаза Романа загорелись, осененные внезапно пришедшей в голову идеей.
   - Слушай, а давай сейчас поедем к ней. А? Представляешь, какой это для нее сюрприз будет? И тогда вы с ней познакомитесь поближе.
   На лице Сергея отразилось сомнение, смешанное с неудовольствием.
   - Сомневаюсь, чтобы она обрадовалась такому сюрпризу. И зачем это нужно? Это будет выглядеть так, словно ты привел с улицы попрошайку, который ищет возможности пообедать за чей-нибудь счет.
   - Не говори вздора, - сказал Роман. – Должна же она знать того, кого нанимает охранником в свой ресторан.
   Сергей нерешительно улыбнулся.
   - Ну, хорошо. Если так, то думаю, мне действительно стоит к ней поехать.
   - Вот и замечательно, - обрадовался Роман. – Тогда едем прямо сейчас. Чего тянуть-то, а то скоро уж вечер будет. Да, ты сказал, что у тебя лицензия на оружие имеется?
   - Имеется.
   - Ну, значит, вопросов не возникнет! Считай, что ты уже работаешь охранником. А теперь поехали.
   Роман поднялся с места, и подозвал официанта. Расплатившись, он, вместе с Сергеем направился к джипу.
   Роман шел в приподнятом настроении, у Сергея же, напротив, на душе было неприятное ощущение. Он чувствовал себя так, словно попал в стандартную ситуацию: «это мой друг, мы вместе пили». Впрочем, может, оно и на деле так было? Кто знает, пойдут ли эти обещания насчет работы дальше простых разговоров. Тем более что Роман был слегка навеселе. А в таком состоянии обычно обещания даются очень легко, а потом забываются.
   А, может быть, вообще все это было зря. Зря он согласился на эту поездку в кафе, зря завел эти разговоры о Боге, о религии? Сергей корил себя. Зачем он это сделал? Ведь совершенно ясно же было, что Роман придерживается совершенно другой точки зрения. И что он этим хотел добиться? Получилось, что, в самом деле, он пытался себя возвысить над Романом, мол, я верующий, а ты грешник. Конечно, Сергей вовсе не собирался себя возвышать, но так выглядело. Да и какой реакции он ожидал? Может, и вправду в нем заиграла гордыня. Как же теперь жалел он об этом.
   И вот теперь он ехал к сестре Романа. Весьма сомнительно, чтобы она захотела его видеть. Да и сам Роман, разве он друг Сергею? И он, Сергей, разве он друг Роману? Встретились через много лет два одноклассника, ну и что. Разве Сергей рад этой встречи. И почему Роман вдруг предложил ему работу. Может, он себя уже и сам корит, за то, что это сделал. И что представляет собой его сестра? Может, она просто любительница весело провести время, любительница выпить? В таком случае Сергею опять придется пить.
   Нет, хорош же он сам, нечего сказать. Лицемерием пахнет от него за версту. Завел разговоры о том, что ему не нужно богатство, а сам с радостью согласился на двойную зарплату. К чему он завел этот разговор? Причем здесь вообще это? Что он хотел этим сказать? Для чего понадобилось ему вообще затрагивать эту тему? Что и говорить, метко же его поддел Роман, после этого. Где же та грань между богатством и достойной зарплатой.
   Они сели в машину. Роман уже хотел было завести мотор, как вдруг спохватился.
   - Да, я же должен предупредить сестру, что мы собираемся к ней. Может быть, ее и дома нет.
   Роман достал телефон, и набрал номер.
   - Ксюха, ты? Привет, это я, Ромка! Ты сейчас где, дома? Ага! Да вот, я собирался заехать к тебе в гости. Можно? Ага, отлично! Только я не один буду, со мной мой бывший одноклассник. Представляешь, мы с ним почти тридцать лет не виделись. Помнишь, это Серега Дёмин. Ну, я тебе про него еще в школе рассказывал. Не помнишь? Ну, ничего, теперь ты с ним познакомишься. Хороший мужик! Ну ладно, мы скоро подъедем.
   Роман отключил телефон.
   «Как же она может меня помнить, когда она видела меня всего один раз, да и то мельком», - подумал Сергей. – «Хороший мужик! Да откуда он вообще может знать, хороший я или плохой? Да и к тому же, то, что для меня хорошо, для него может быть, плохо. Эх, странные мы, все же, люди, ручаемся за тех, кого почти совсем не знаем, а потом удивляемся, если нас обманут, или же мы разочаруемся».
   - Ну, все в порядке! – воскликнул Роман. – Она дома, и ждет нас.
   Сергей не хотел ехать. Он понимал, что если он будет работать на Романа с его сестрой, это значило, что ему нужно будет водить с ними дружбу. А к чему сводится дружба? Любая дружба сводится, в конце концов, к банальной выпивке, компаниям, гулянкам, всему тому, что было Сергею отвратительно. И отказаться будет нельзя, иначе на него обидятся. А Сергей любил тихий образ жизни, без компаний. Он скорее был отшельником, чем общительным человеком, а это вызывало непонимание со стороны окружающих.


Рецензии