Мария Дмитриевна-моя крёстная мама

 Сегодня Татьянин день, и я начинаю рассказ о третьей,самой младшей дочери Татьяны Ивановны и Дмитрия Кузмича.Мария родилась 24 августа 1918 года и была названа Марией,
в честь Марии Патрицианки,день тезоименитства-22 августа.Когда я спрашивала её,какая имен
но Мария её небесная покровительница,она, не задумываясь, отвечала:Мария Магдалина.Она
всегда отмечала очень торжественно оба эти дня:день рождения и день именнин,22 и 24.8.
 Она,единственная из сестёр,пошла в отцову породу и была точной копией своей тети,родной
сестры Дмитрия Кузмича.Она была похожа на своих старших братьев: Ивана и Георгия.Но то,что придавало красоту её братьям,ей не очень было к лицу.У неё были голубые глаза.
У других её братьев и сестёр глаза были серые,сероголубые,голубые.Но таких светло голубых
не было ни у кого.Как прозрачная капелька воды. А волосы...Волосы тоже были необыкновен
ного цвета.Тоже русые,но с каким-то неповторимым розовым отливом.Она унаследовала рыжину
своего отца,но очень разбавленную,если можно так сказать.

 Этот необыкновенный цвет волос она сохранила до своих последних дней:у неё не было ни одного седого волоса,только этот розовый цвет,которого,казалось, нет,наверное,в природе.
 Понятно,что она была любимой дочерью Дмитрия Кузмича.

 Сохранилась одна история из её раннего детства.Один раз, купаясь в реке,-а плавала она
самозабвенно,-она долго не показывалась из воды,и отец бросился в реку и вытащил её из
воды:оказалось,что её великолепные волосы,когда она нырнула слишком глубоко,зацепились
за корягу,и сама она не смогла бы освободиться.Может,это была та самая коряга,под которой
прятался длинноусый сом.

 Некоторые в пылу спора  называли её "рыжей" из-за веснушек,которые появлялись у неё на лице и руках весной,но не могли не уважать её. Она  верховодила в классе,была на равных с учителями,участвовала во всех проделках,затеваемых её сверстниками.Со многими из них она сохранила дружеские,очень
трогательные отношения, до конца дней своих.Особенно, с Шурой Кривенцевой.На склоне дней
своих они мечтали снова поехать в Ст.Оскол,пройти по местам своей юности,вспомнить былое.
 Шура непременно хотела ехать только с Марией,только с ней одной она могла отдаться безраздельно дорогим обеим воспоминаниям.

 Этой мечте не дано было осуществиться.Шура с"ездила таки в город своей юности совсем недавно,лет восемь назад,совершила путешествие
по разным городам вместе со своим мужем.Напрасно звонила она в Москву,чтобы Мария составила им компанию:телефон молчал...
 Может, с Шурой связана история возникновения нового имени для Марии:Римма.
Моей крёстной не нравилось,когда её звали "Марусей".
 Как появилось это звучное,раскатистое имя,которое ей так шло,что невозможно было представить,что можно её называть как-то по-другому?
Когда она представлялась кому-нибудь первый раз,она произносила имя "Римма" так,что все буквы звучали торжественно-ликующе:"Р",двойное"мм"-оно запоминалось.Все звали её только так,даже когда становилось известно,что у неё есть ещё и другое имя.
 Мне кажется,что это имя появилось при повторении "Мари" много -много раз.В итоге слышится именно "Римма"
 Может,она прочла и житие великомученников:Инны,Пины,Риммы -и прониклась  подвигами их.
 Так или иначе,но она действительно стала мужественной воительницей за чистоту Православия,смогла учить добру людей.
 В детстве,однажды она взяла один конёк у своего брата и так лихо прокатилась по льду замёрзшей речки,что вызвала всеобщее восхищение.Движение,стремительность, поклонение всех-вот что было ей необходимо,как воздух.И она заслужила любовь,уважение,благодарность
своих родственников и знакомых и даже почти незнакомых ей людей.
 В 1934 году умер Дмитрий Кузмич,отец Марии.Это была большая трагедия для всей семьи.
Но самая младшая дочь,его любимый ребёнок,пережила это горе,наверное,сильнее всех и как-то по-своему.
 Она унаследовала духовный мир Дмитрия Кузмича,его преданность Православию сохраняла в своей душе до конца.Получила гуманитарное образование,окончила педагогический институт.
Её сравнивали с Макаренко.Ей не было равных в вопросах воспитания подростков.Впрочем,ей
были подвластны все возрасты:каждому она могла дать нужный совет,разобраться в любой ситуации.Главное в её жизни-помогать людям.
  После окончания учебного заведения она была направлена в Томаровку,недалеко от Старого Оскола.Когда моя мама год спустя закончила Институт Народного Хозяйства и получила направление в Иркутск,где уже работал её брат Алексей,Мария,поехала сопровождать Антонину
в этой трудной поездке с грудным ребёнком.Я слышала эту историю много раз,и воспринимала
её,как нечто неизбежное.Но теперь спрашиваю себя:так ли уж была необходима эта изнурительная поездка.
Какая необходимость была замужней женщине с младенцем на руках ехать от родного дома в
неизвестность?Почему с ней не поехал её муж?Что заставило молодую,достаточно честолюбивую
Марию отправиться вместе со своей сестрой в добровольную ссылку?
 Много говорилось о подвиге жён,отправившихся в ссылку за осуждёнными мужьями.Но кто расскажет о подвиге молодых матерей,отправленных с детьми в Сибирь, одних...от мужей?
 Если бы не раннее сиротство,если бы жив был ещё их отец...Дмитрий Кузмич сумел бы
употребить всё своё влияние,чтобы оставить своих дочерей при себе,в родном доме,в своей
усадьбе.
 И что произошло бы с ними,если бы они остались  в центре России,дома?Через два года разразилась война,в которой погиб Павел Морозов.Они бы,может быть,не успели выехать в тыл.И их всегда упрекали бы за то,что оказались на оккупированных территориях.Мария пережила бы это легко,но маме,с её понятиями чести,это было бы невыносимо.
 В Иркутске Мария встретила свою первую любовь.Для неё любовь-это слово."В начале было слово".Они пикировались словами,стараясь превзойти друг друга в красноречии.И их слова преобразились в плоть.Потом его призвали в ряды Советской Армии.Он ушёл на фронт и не вернулся.Погиб,как и Павел Морозов.Это несчастье Мария тоже пережила по-своему,по особому.Она не выставляла своих чувств напоказ.Некоторое время она получала пособие,как вдова солдата,погибшего в Великой Отечественной войне.
 Из Иркутска Мария часто ездила в командировку в Москву от Авиационного завода,где она преподавала русский язык для работников предприятия.Поступила в аспирантуру.
 Попав в родные пенаты,на родину своего отца,Мария преобразилась:исчезли её веснушки,белая нежная кожа,голубые глаза,чёрные брови и ресницы,локоны,платья из шёлка,сумочки,туфли на высоких каблуках при её высоком росте,умение вести себя в любом обществе- сделало её неотразимой.Она была окружена поклонниками.Купаться в словах,не переходя границы дозволенного, доставляло ей удовольствие.
 Здесь произошло знаменательное для неё событие:она познакомилась с Валентиной Владимировной,которая ввела её в свою семью,ставшую для неё вторым родным домом.
 Евгения Тарасовна Кузичкина,вдова известного профессора,приняла мою крёстную маму Марию с радостью.У неё было двое детей:дочь Рита и сын Эдик.Мария быстро подружилась со своей ровестницей Ритой.Возможно,Рита была несколько младше.Они стали неразлучны.Рита была красива.У неё была густая копна ярко-рыжих,медных волос.Когда заходила речь о покупке
зимней, меховой шапки,её муж шутя говорил,что ей шапка не нужна,что её роскошные,густые,
волнистые волосы вполне заменят ей шляпку.
 Мария всегда тянулась к красивым женщинам,не зная,что она тоже очень красива,своей особой красотой.Когда она была в Прибалтике на курорте,когда она поехала в Польшу,
Германию,Швейцарию,её,Марию,везде принимали за свою по внешности,и быстроте реакции в ответах,по манере вести себя.На курорте в Юрмале,где она,имея большой летний отпуск,
проводила почти каждое лето,произошёл курьёзный случай.К ней обратилась по латышски работница санатория,Мария,естественно,не смогла ей ответить на этом языке.И эта женщина проворчала почти про себя:"Латышка!А своего языка не знает."Чем очень порадовала мою крёстную:она любила такого рода происшествия.В Польше таких инцидентов не было,так как она быстро освоила польский язык и худо-бедно могла говорить на нём.В Германии тоже она разговаривала по-немецки, без акцента,и никто не сомневался,что говорит не со швейцаркой.
 Освоение языков у Марии происходило,можно сказать,на генетическом уровне.К тому же, ей
помогало её филологическое образование.
 Вскоре Рита вынуждена была уйти от своего мужа Михаила.Они были вместе недолго,после рождения дочери Нади он надолго исчез,а,когда появился вновь,восстановить прежние отношения было сложно.Наде шёл 10 год.Рита вернулась к матери,к Евгении Тарасовне.После
довал развод.В это трудное для каждого ребёнка время,Надя очень привязалась к моей крёстной,в ней находила поддержку в своих детских страданиях.То один,то другой из членов этой семьи остро нуждался в обществе Марии,и она утешала их,как только она одна умела утешать.

 Вскоре Рита снова вышла замуж.При своей красоте и образованности она не смогла бы долго оставаться одна.Её новый избранник Владимир Кащеев очень подходил ей по темпераменту и образованию.Он был очень внимателен к Рите и Наде,заботился о них,души в них не чаял.
 Но внезапно Рита заболела.Будучи первоклассным врачём,-вся семья посвятила свой талант медицине,-она сама поставила себе диагноз:инфаркт лёгкого,достаточно редкое заболевание.
Тогда считалось неизлечимым и быстро приводяшим к летальному исходу.
 Врачи же,её коллеги,посчитали,что это просто воспаление лёгких.Рита всегда говорила своим пациентам,что больной должен всецело доверять врачу:только в этом случае может быть полное выздоровление.
 И перейдя из позиции врача в положение больной,полностью доверилась врачам,которые её наблюдали.Её положили в одну из ведущих больниц столицы,той самой,где она работала,окружили заботой и вниманием,обеспечили медицинское обслуживание на высоком уровне.Разрешены были посещения подственникам и знакомым.Владимир Кащеев был у Риты
постоянно.Его сменяла в свободное время Мария Дмитриевна.
 Но несмотря на все усилия,Рита неожиданно для всех всё-таки  умерла,когда,казалось бы наступило улучшение в её состоянии.Тогда поговаривали,что лечение антибиотиками,которое
ей назначили,противопоказаны при инваркте дегких.Рита была права,когда определила у себя именно инфаркт лёгкого,а не воспаление,как уверяли её коллеги.
 Владимир Кащеев и после смерти Риты продолжал заботиться о Наде,часто приходил к Евгении Тарасовне даже после своей новой женитьбы.Он ненадолго пережил Риту и был похоронен на Ваганьковском кладбище в семейной могиле профессора Кузичкина,рядом с Ритой,в 10 метрах позади могилы Сергея Есенина.
 В конце пятидесятых из Казахстана вернулся Володя Фогт.Десятилетним мальчиком он был выслан из Москвы за своё немецкое происхождение.В Казахстане он вырос,женился,имел двух детей.Его реабилитировали,вернули квартиру,но это было потом.После возвращения ,первое время он жил у Евгении Тарасовны.Он был красив,строен,одевался так,как было принято на западе.Я помню его макинтош и потрясающие шляпы.Между ним и моей крёстной мамой вспыхнула страсть,которая потом переросла в крепкую дружбу.До этого часа у Риммы не было времени на личную жизнь.Думаю,что она переживала по прежнему из-за гибели своего жениха,хотя она никогда не говорила об этом.
 Римма так ценила слово.Они писали друг другу письма,хотя и находились в одном городе,коротенькие ласковые
записочки.Она быстро находила решения его проблем,давала нужные советы,не забывая при этом заботиться о Наде и о своих бесчисленных учениках.Она могла успевать всё,она была счастлива встречей с Володей.Потом приехала жена с двумя детьми.Это уже после получения
им квартиры в одном из отдалённых районов Москвы.Казалось,ему удалось вернуть то,что
он потерял когда-то.Он жалел только о ройяле,бывшем у его отца.Жена его однако не смогла
адаптироваться в Москве и вскоре уехала в Казахстан вместе с детьми.
 Римма поехала с Володей в Крым к дяде Евгении Тарасовны.
После путешествия в их отношениях наступило охлаждение.Он перестал реагировать на слова.
Но,когда действительно они должны были расстаться,хотя,казалось,к этому не было причин,
Римма переживала этот разрыв тяжело.
 Впрочем,спустя некоторое время,Володя попытался вернуть расположение Риммы,но она не прощала предательства слову.
 Как будто снова вижу я Володю Фогта, в его изысканной шляпе,крёстную,такую молодую и красивую,слегка прильнувшую к нему на плечо.Они были красивой и гармоничной парой.Эту  фотографию сделала я в тот момент,когда Володя Фогт пришёл познакомиться с Татьяной Ивановной.
Тогда я мало обращала внимание на то ,что присходило вокруг,и не сознавала,что разрыв с Володей был большой трагедией для крёстной.Они были так похожи не только  внешне,но и
духовно. Володя Фогт стал ещё одной легендой нашей семьи.Его фотографии бережно сохранялись в фамильном альбоме,часто вспоминали о нём.Когда боль от разрыва улеглась,
Римма вспоминала о нём с большой теплотой,уважительно.
Появление  в Москве Марии Тарасовны для Риммы было очень кстати.
 В начале шестидесятых Евгению Тарасовну разыскала её родная сестра Мария Тарасовна.
Ещё до революции она вышла замуж за поляка,и он увёз её в г.Слоним.Там родилась у неё
дочь,Галина Александровна.Долгое время сёстры ничего не знали друг о друге и вот,наконец,их встреча состоялась.Они были счастливы вновь обрести друг друга.Мария Тарасовна купила туристическую путёвку в Москву на несколько дней.Не знаю,кто сопровождал  её в этой поездке.Может,её муж,директор хлебозавода в Варшаве,которому,конечно,хотелось посмотреть город,из которого он когда-то вывез свою русскую невесту.Или,может,дочь,Галина Александровна.
 После того,как город Слоним  в 1939 году вернулся в состав России,семья Марии Тарасовны
была переселена в Сибирь.При этом,не посчитались с тем,что Мария Тарасовна-русская.
 Когда польскому генералу было разрешено вывести из страны поляков, семья Марии Тарасовны не задумываясь выехала вместе с ним.
 Это рассказывала мне Галина Александровна,дочь Марии Тарасовны.У неё не было сожаления о том времени,которое они провели в Сибири.Видимо,там для поляков были созданы приличные условия для проживания.В этом,видимо,кроется причина,что многие немцы,живущие в Сибири и в Казахстане,не торопились возвращаться в Германию,когда им было это разрешено:они имели в Сибири добротные дома,домашнее хозяйство.Да и Володя Фогт жил в Казахстане неплохо.
 Итак,о годах,проведенных в Сибири,Галина Александровна вспоминала спокойно.Но о том времени,когда они жили в Африке,куда вывез их генерал,она говорила всегда с не скрываемым ужасом.Эти убогие бараки без удобств.Особенно,вой шакалов или гиен по ночам
за стенами их не надёжного жилища.
 Встреча двух сестёр дала стимул для поездок в Польшу.Пользуясь своит продолжительным кандидатским летним отпуском,Римма каждое лето проводила в Польше.Она сопровождала Надю,когда Мария Тарасовна и вся её семья захотела видеть у себя единственную наследницу.
Была там вместе со своим внуком,моим сыном.Они об"ездили там всё вдоль и поперёк,отдыхали летом на полуострове Хель,на границе с Германией.

Поляки гостили у нас всё своё свободное время.Ничто не могло нарушить нашей дружбы. Даже
в тяжёлые 70-е годы, когда мы,в силу сложившихся обстоятельств,не могли бывать в Польше,
Богдан-зять Галины Александровны-приезжал в Москву по делам своего предприятия.В 80-ом
году он даже ухитрился приехать на Олимпиаду в составе польской делегации,посетил все мероприятия,или почти все... Эта наша дружба воистину выдержала испытание временем.
Мы дружим до сих пор,связь не оборвалась со смертью Валентины Владимировны,Евгении Тарасовны,её сына Эдика.Все они похоронены в семейной могиле,за могилой Сергея Есенина,
рядом с Ритой,дочерью Евгении Тарасовны и мужа Риты,Кащеева,которые умерли раньше.

  Марина Цветаева гордилась своей бабкой-полячкой по материнской линии,считая
преобретение положительных качеств,появление творческой жилки принадлежностью к польскому роду.И я где-то в глубине души осуждала её за превозношение польского начала над русским профессорским родством.

  Мы же гордились дружбой с русской Марией Тарасовной,которая нашла продолжение своего рода в Польше,тем,что её удалось сохранить своё православие в католическом окружении по крайней мере на 2 поколения.

  Римма,Мария Дмитриевна,моя крёстная мама,вышла замуж в не молодом,скажем так,возрасте.
Хотя понятие возраст-не для неё:она во все времена оставалась молодой из-за общения с молодыми в силу своей профессии и в силу своего темперамента.Муж её,Василий Павлович,
достойный человек,Ветеран трёх войн,на гражданке-учитель физики.Они жили долго и счастливо,как говорят в таких случаях.Родство профессии,общность интересов,жизнь примерно в тот же времени,хотя его характер сформировался частично в Царское время сделало этот союз прочным,несмотря на все препятствия,которые им пришлось преодолевать.
  У него были пышные усы,с годами поседевшие.
Он был похож на Будённого и очень гордился этим сходством.А,может,это сходство появилось его усиленными стараниями.
  Он умер на 98 году жизни.
И Римма целиком отдалась благотворительной деятельности,которой,надо сказать,не оставляла в течении всей своей жизни.Для неё начались поездки за границу,теперь уже не только в Польшу,но и в Германию,в Австрию,в Швейцарию.
  Через три недели после возвращения очередной поездки из Швейцарии она умерла в своей московской квартире при полном стечении народа 5 января 2001 года.Она пересекла грань трёхтысячелетия,но не смогла в нём задержаться.Было ночное стояние гроба в Церкви,
очное отпевание в присутствии множества друзей и знакомых,было море цветов.Пурпурные
розы,на длинном стебле,целый букет принесла ей её лечащий врач,которая не смогла её спасти.Были венки от организаций,где она осуществляла своб деятельность вплоть до последнего своего часа.Похоронена Римма на Хованском кладбище,рядом со своим племянником Вячеславом,моим братом,который умер в 1995году,тоже в январе.
  До сих пор не верится,что человек-олицетворение самой жизни, больше не живёт.
Она и теперь помогает нам своими советами,данными,как оказалось,на многие-многие годы вперёд.
 

 

 
 



 


Рецензии