Странник

СТРАННИК



Сергей Карандашов, создатель фильма «Странник , сам настоящий странник. Этот юноша прошел пешком тысячи километров по российской земле, познакомился  с множеством самых разных людей. Именно это определило почти хроникальную достоверность картины, ее героев, не мешая  поэтическому осмыслению происходящего.
    Зачинателем поэтического кино был прославленный режиссер Александр Довженко. Еще его немой фильм «Земля» поражал воображение зрителей своими поэтическими обобщениями. А начало «Аэрограда», когда надпись предупреждает: «Сейчас они будут убиты». Поэзия - это особый строй мыслей.
После длительного перерыва, вызванного подозрительным отношением властей к этому направлению, часто недоступному их элементарному пониманию, в хрущевскую оттепель появились Андрей Тарковский и Алексей Герман. Их творческие пути отнюдь не были усыпаны розами. Как истинных поэтов, таких режиссеров очень мало: сейчас можно назвать  Александра Сакурова, Алексея Германа младшего, а теперь и Сергея Карандашова.
  В центре его фильма судьбы тяжело больного мальчика (Толя Клочев) и опустившегося бомжа Федора, потерявшего всякий интерес к жизни, после смерти близкого человека. В этой роли очень убедителен Виталий Пичик.
   Федора возвращает из небытия православный монах, приобщивший его к молитве, к религии. Монах погибает при загадочных обстоятельствах, а Федор опять вынужден бродяжничать. Жизнь сводит Федора с больным ребенком и его матерью. Мальчику грозит смерть из-за опухоли в мозгу, операция тоже может его не спасти. Отчаяние придает Федору силы. Уступив уговорам мальчика, он совершает таинство омовения :  льет ушата воды на его голову зимой на морозе, молясь за него. В заходящих лучах солнца, потоки воды светятся, становясь символом очищения. Операция уже не понадобилась, мальчик спасен, а Федор уже никогда больше не пытается повторить это чудо.
  У «Странника»  есть определенное сюжетное сходство с прекрасным фильмом Павла Лунгина  «Остров» что не уменьшает его достоинств. Это напоминает две параллельные линии, которые, как известно, не могут никогда пересечься.
    Стилистика «Странника» заставляет вспомнить слова Анны Ахматовой о том  «из какого сора» рождаются часто ее стихи. Жестокость современной жизни, убийства, драки, поножовщина все это каким-то таинственным образом воплощается в поэтические образы, увиденные глазами ребенка, в его веселые оживающие рисунки.
   
               

 


Рецензии