Сто рублей не деньги, или Зачет по социологии в ка

Рассказ

 – Здравствуйте, уважаемые студенты, вернее, студентки! Садитесь, пожалуйста! Меня зовут Игорь Петрович, я буду преподавать вам социологию. Вы заочники, поэтому у нас всего десять часов и зачет на следующей неделе. Начнем с первой темы, записывайте: «Общество как система»…
  «Какой у него вид несвежий: волосы грязные, глаза водянистые и к тому же бегают, а одежда выглядит так, будто он в ней спал», – отметила про себя одна из студенток, Светлана.
– Существует несколько теорий происхождения общества, – продолжал Игорь Петрович, – одна из них – сексуальная, – он сделал многозначительную паузу, –  да, среди дневников эта теория вызывает большее оживление. Конечно, когда гормоны играют, постоянно только об этом и думаешь.
Аудитория готовно засмеялась.
– Еще одна теория называется гендерной. Ее придумали феминистки. Я надеюсь, среди вас нет феминисток? А то, признаться, я их не люблю. Когда остаешься наедине с нормальной женщиной – знаешь, что с ней делать, а с феминисткой…
 «Остаться с ним наедине, подумала Светлана, – экая мерзость! К тому же феминистки, кажется, и придумали сексуальную революцию. Сказать, что ли? Не поймет. Наверное, мнит себя выдающимся оратором, не меньше».
– А сейчас мы запишем вопросы к зачету, продолжал лекцию преподаватель, – их всего тридцать. И так, пишем… Я понимаю, что это слишком много. Но у меня есть два варианта: бедные и жадные учат все тридцать вопросов, а богатые и ленивые покупают у меня книжку за сто рублей. И я им ставлю зачет автоматом. Вот весной у меня выйдет новая книга за 150 рублей, это дорого, но, наверное, некоторые будут брать.
«А он, однако, циник, продолжала наблюдение Светлана. Только что сетовал на то, что у нас образование не ценится и тут же готов простить отсутствие знаний по своему предмету всего за сто рублей. А я считала социологию весьма интересной наукой»…
– Сейчас я объясню, чем наше общество отличается от современного. Например, посмотрите, как у нас отдыхают: пьют! – искренне возмутился Игорь Петрович, – и все потому что у нас денег нет на что-то лучшее. Была бы у нас возможность, мы бы здесь не сидели, все бы за границу уехали!
«Ну это уже слишком! Пьют от безделья, поэтому и денег нет. Да и богатые пьют. В общем, мужики всегда найдут оправдание своему свинству».
– Извините, – не выдержала Светлана, – а что, вы считаете, что в Америке все классику запоем читают и в консерватории ломятся?
– Надо смотреть по телевизору, как они отдыхают. Туризмом, например, занимаются. А у нас это знаете, как дорого? Вот в Междуреченске построили горнолыжный комплекс, но нам с вами он недоступен!
– Но все же, у кого есть желание, тот и возможности находит... – Светлана замолчала. Ее никто не слушал.
На перемене вся группа, за исключением Светланы и ее подруги Ларисы, поднялась на кафедру и приобрела книжки. Кто – пособие по социологии, кто – сказки для детей. Некоторые сообразили, что их покупки будут просто незаменимы в отделах краеведения их библиотек. Все были рады тому, что хотя бы из-за одного предмета можно не волноваться. Зачет-то, считай, в кармане, а сто рублей – разве это деньги? К тому же их не просто так отдали, а за книжку.
Лариса решила, что расстаться с сотней никогда не поздно, можно попытаться сдать зачет. Она была особой практичного ума. Свету же оскорбляла сама мысль о том, что с нее хотят взять взятку.
Дома подруги долго обсуждали предстоящий зачет. Ларису несколько смущало то, что при столь малом количестве сдающих «шпору» навряд ли вытащишь… Решили, что он поставит зачет за смелость. Но готовились, конечно. Правда, Лариса не очень усердно – ведь сто рублей, действительно, не деньги. А Света подумала, что если возникнут проблемы, она отдаст деньги, но книжку не возьмет. Даже речь приготовила: «Мне будет неприятно читать книгу непорядочного человека. А вам она пригодится: кому-нибудь еще продадите».
И вот настал долгожданный вторник. Вся группа зашла в аудиторию, где Игорь Петрович тщательно сверял фамилии в зачетках со списками проданных книг, ставил подпись, благодарил за покупку, поздравлял с успешной сдачей зачета и желал всего хорошего. Через 15 минут в аудитории осталось три человека.
– Рассаживайтесь по разным рядам, а то будете мешать друг другу, – произнес сразу сделавшийся строгим преподаватель, – если не ответите на первый билет, можете взять второй, но если и на второй не ответите, – голос его уже звенел, – встретимся в другой раз.
Света пошла отвечать первой. Она пыталась охарактеризовать функции социологии, когда преподаватель прервал ее
– Я вам зачет уже поставил, хотя функций социологии не две, конечно, – он небрежно бросил зачетку.
– Я, вообще-то, пять называла, – безуспешно пыталась оправдаться студентка.
Ларису он тоже перебил:
– Зачет я вам уже поставил, хотя вы говорили совсем не то. Ну ладно, ведь я не давал вам эту тему, – опять зачетка, подобно подачке, полетела в сторону владелицы. Было видно, что общение с бедными и жадными автору пособия по социологии уже наскучило.
Студентки вышли. На душе было как-то мерзопакостно. Даже сэкономленные сто рублей не грели душу. Да и радоваться было рано: на следующей неделе в расписании стоял экзамен по экономике…


Рецензии