Рецензия на статью Религия и нравственность

       Рецензия на стью "Религия и нравственность" помещена на этой странице,
т. к. сервер почему-то посчитал, что рецензия по этой статье С.В.Метика мною уже публиковалась?! Возможно, виной этому - моя переписка с Сергей Владимировичем по этой проблеме.
 
       Статья написана хлестко и в подавляющей своей части справедливо. В этой части её полезность несомненна. Однако вызывает недоумение отношение автора к понятию "советского патриотизма". Послушаем, что он по этому поводу пишет в рецензируемой статье.

     ..."Но, коль скоро человек современный не лишен страха, степень его нравственной зрелости характеризуется способностью преодолевать его во имя достижения высших целей, в интересах всего человечества.
 
        Блистательные примеры подобного прорыва в человеческое,  показал советский народ в годы Великой Отечественной войны. Сейчас модно объяснять подвиг советских людей патриотизмом. В этом лишь половина правды. Ведь, и французы любили свою родину, и поляки были не меньшими патриотами, и немцы... Вторая половины правды в том, что патриотизм был советским. И борьба шла не только за свою землю, за свой народ, но и за справедливость, во имя человека, в интересах всего человечества. Среди немецких солдат, наверное, тоже были свои герои, но они отдавали свои жизни за благо только для своего народа, так как они его понимали, поэтому исторически были обречены на поражение. И сейчас, когда я слышу слово «святой», оно ассоциируется у меня не с выцветшим ликом на иконе, но с поколением людей отдавших свои жизни за справедливость, за свободу для всего человечества. Святой, в моем понятии, это человек, который смог подняться над своим мелким частным интересом ради общего дела, преодолеть свой страх ради жизни на земле. У советского народа есть все основания гордиться своей историей, Великой Социалистической революцией, Великой победой, и своими святыми, отдавшими жизни за свободу всего человечества"...

        На первый взгляд, все правильно в данной выдержке, если бы не одно НО! Зададимся простым вопросом: как автор относится к патриотизму советского члена трудового коллектива (ТК) на советском предприятии? К обычному «советскому производственному патриотизму», который также имел место в нашей действительности. Здесь налицо требование той же жертвенности собственными интересами во имя общих интересов ТК в условиях, если этим жизненным интересам коллектива (общества) что-то угрожает извне. Трудновато  усмотреть здесь любовь к родному предприятию или больше - "справедливость во имя всего человечества", на что делает упор автор публикации. Более того, подобным пафосным подходом автор уводит нас от подлинного, более практичного с точки зрения "социальной справедливости" определения ПАТРИОТИЗМА, проявление которого связано с реакцией общественной системы на смертельную угрозу её существованию, нависшую извне! Есть патриотизм (будь то "советский", "польский", "итальянский", "бельгийский" и т.п.), общественная система мгновенно самоорганизуется для отражения этой смертельной угрозы. Пример ВОВ - яркое тому подтверждение. Нет патриотизма - система гибнет. Недостатком такого патриотизма в качестве движущей силы (ЭНЕРГИИ) САМООРГАНИЗАЦИИ общественной системы является его кратковременный характер. Есть внешняя угроза, проявляется патриотизм. Снимается угроза, - исчезает патриотизм!

        Подобное замечание имеет далеко идущие последствия с точки зрения решения проблемы достижения "социальной справедливости" в масштабе всего Социума. Однако это требует не только надлежащего понимания смысла ПАТРИОТИЗМА, но и того, что он должен действовать постоянно, как источник энергии самоорганизации общественной системы! Для этого нужно сделать основной  упор на роли СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ в структуре общества. Именно эта его часть представляет если  не всё общество, то ту его часть, над которой постоянно действует ощущение "внешней угрозы" в виде природной закономерности в лице  "старушки с памятной косой"! Именно старшее поколение (ОТЦЫ, как третья точка опоры системы) под влиянием этой постоянной угрозы не только озабочены дальнейшей судьбой своих детей и внуков, но и бессмертием самой общественной системы, выполняющей роль ПАМЯТИ об их ТРУДОВЫХ свершениях, как возможным выражением индивидуального бессмертия ("Все остается людям"). Самое удивительное в том, что сама ПРИРОДА, выдвинув человека на вершину эволюции, снабдила его четким осознанием своей смертности, как возможным источником своего бессмертия  (диалектическое «Отрицание отрицания» или экзотерическое «Смертью смерть поправ").

        Однако одним из необходимых условий для реализации этой парадигмы строительства ранее невиданной общественной системы (СОЦИАЛИЗМА), опирающейся на СТАРШЕЕ поколение как на детерминанту (определитель) системы, является отрицание необходимости всех мировых религий (христианство, ислам, буддизм, шиизм, конфуцианство, индуизм, иудаизм и пр.), отслуживших свой век и пассивных по своей сущности. Эти религии сейчас (в условиях исчерпания природных запасов энергии) являются поистине опиумом для смертельно больного человеческого общества. Однако, как справедливо замечает автор одной из рецензий, религия, как идеология системы, крайне необходима. Именно в этой роли, а не в роли "кормушки" для власть придержащих структур (что также имеет не последнее место), она худо-бедно выступала и должна выступать, но уже в принципиально новом качестве. Вместо множества существующих религий, в современных условиях угрозы исчерпания энергии, необходима одна, интегральная, АКТИВНАЯ, секуляризированная, КОММУНИСТИЧЕСКАЯ религия, берущая от православия все его положительные качества, но лишь по-новому решающая проблему индивидуального бессмертия. Публикации деталей этой парадигмы представлены в статьях на сайте «Академии Тринитаризма»[trinitas.ru], на моём сайте
http://www.v-pedorenko.narod.ru., часть из которых - на странице данного сайта.
 
        Мне представляется, что в части возможной доработки этой судьбоносной парадигмы не последнюю роль мог бы сыграть блестящий талант публициста С.В. Метика. Так или иначе, но в завершении мне остается лишь повторно поблагодарить автора рецензируемой публикации за талантливую и нужную статью. С уважением. Специалист по теории сложных, самоорганизующихся общественных систем, теории вероятностей и математической статистике. Кандидат технических наук, СНС. Педоренко Василий Филиппович. Е-mail: vpedorenko@yandex.ru.


Рецензии