Стигматы и законы симметрии

      Первое упоминание о стигматах относится к святому Франциску Ассизскому, жившему   в 12-13 веке. Томас де Челано в своем "Трактате о чудесах" подробно описал их как плотные выступающие образования, похожие на черные гвозди.
    
     Слово "стигматы" происходит от греческих "stigma, stigmatos", означающих укол, рубец, пятно, знак, клеймо на теле раба. Современное понятие стигматизма включает также  покраснение кожи, язвы, на теле некоторых глубоко верующих людей в местах, где, согласно Библии, у распятого Христа были раны от тернового венца и  гвоздей.

     Атеистический словарь (под ред. М.П. Новикова, 1983 г.) следующим образом  комментирует данное определение: "В основе стигматизации лежит повышенная  склонность к самовнушению и болезненная чувствительность, свойственная больным истерией". Толковый словарь русского языка (под ред. проф. Д.Н. Ушакова, М., 1940,т.4, ст. 516), объясняет "стигматы" несколько иначе: "кровавая язва,  появлявшаяся на теле фанатика в припадке истерически-религиозного экстаза в связи с   его представлениями о язвах на теле распятого Христа".

     В "Словаре иностранных  слов", (18-е издание, вышедшее в Москве в 1989 г.) наряду с традиционным значением слова "стигма", приводятся два дополнительных: "отверстия, которыми открываются на поверхности тела органы дыхания у членистоногих животных" и "светочувствительные  глазки у некоторых одноклеточных класса жгутиковых".
   
    Стигматы  у верующих людей, в отличие, скажем, от насекомых,  чаще всего имеют  фигурные очертания. В форме креста они появились на лбу у священника храма Святой Матери Божией Златко Судака в городе Загребе осенью 2002 года, в виде треугольников, звезд, кровоточащих ран - у итальянского священника Падре Пио. Случалось, они обнаруживались и внутри организма: в частности, у Екатерины  Савеллы при вскрытии, произведенном после ее смерти в 1691году в    присутствии духовенства, стигматы открылись на сердечной мышце в пяти точках, образующих распятие.
    
    Странные свидетельства «оголтелого фанатизма» появлялись и у детей. Так, десятилетняя Клоретта Робинсон из Окленда (Калифорния) никогда раньше не слышала о стигматах, но получила их после прочтения книги "Путь к кресту". В 1972 году, за  несколько недель до Пасхи, во время урока Закона Божьего в школе из её ступней, груди и лба неожиданно пошла кровь. Психиатр Джозеф Е. Лифшиц, осмотревший   Клоретту, не выявил у нее психических отклонений. Он лишь выяснил, что последние  несколько вечеров Клоретта увлеченно читала религиозную книгу Джона Уэбстера "Путь к кресту" о распятии Иисуса.

    Возникновению стигматов предшествовало сильное нервное и психическое напряжение.

    Братья-францисканцы описывают жизнь Франциска Ассизского как насыщенную страданиями и лишениями. Святой собственноручно восстанавливал церкви и никогда не жаловался на трудности. Несколько лет подряд его мучительно одолевала одна и та же  мысль о том, что он далек от Бога. Франциск молился,  постился, хлестал себя бичом, скрывался от друзей и не мог радоваться, даже  когда очень этого хотел. Вместе с тем, он ревностно проповедовал христианское вероучение, и когда один простодушный монах сказал ему: "Отец, умолите Господа, чтобы Он  избавил вас от этих невыносимых болей и скорбей", Франциск ответил, что, если бы не добрый нрав этого брата, он возненавидел бы его и не захотел видеть никогда больше за то, что тот "осмелился осудить Бога", когда говорил, что Он посылает страдания превыше человеческих сил.
   
     И вот однажды во время молитвы в маленькой церкви Пресвятой Богородицы Ангельской он услышал Голос: 

         "- Если будешь иметь веру с горчичное зерно и скажешь этой горе: "Перейди отсюда   туда" - будет по слову твоему.

         - Что это за гора? - подумал Франциск, и снова услышал:

         - Эта гора - твое искушение.

     Тогда он взбодрился и воскликнул:

         - Значит, Господи, да будет так, как Ты сказал. "
      
     Внимательно изучая биографию Святого Франциска Ассизского, нельзя не заметить тех  болезненных состояний, в которые он погружался с неизменной периодичностью:  один раз в десять лет.
   
     В 1204 году в возрасте 22-23 лет это случилось  впервые, когда Франциск возвращался домой из перузианского  плена. Его посещают видения (зрительные галлюцинации), он жаждет восстанавливать разрушенное.

     В 1205 г., отправляясь проповедовать в  Апулию, он видит таинственный сон, из-за которого принимает  решение о немедленном возвращении в Ассизи. Там, в церкви св. Дамиана Франциск  снова слышит голос, доносящийся к нему с креста: "Франциск, иди и исправь дом Мой,  который превращается в руины". И тогда Франциск идет служить прокаженным в  Губио, затем собственноручно восстанавливает церкви св. Дамиана, св. Петра и Божией Матери Ангельской...
    
     В 1214 году Франциск решает идти проповедовать в Испанию, но в пути  внезапно   заболевает и возвращается в Ассизи.

     Ровно через десять лет, в 1224 году,  Франциск постится на горе Верпе, и 14 сентября впервые получает стигматы.
    
     В 1224-1225 гг. Франциск  путешествует и проповедует в Умбрии и Марке,  проводит около двух месяцев в саду св. Клары (при церкви св. Дамиана),и,  уступив просьбам брата Илии, обращается к врачу по поводу болезни глаз. Кардинал Гуголин направляет его в Риети для обследования папским врачом и он проходит лечение в Сиене.
   
     "Инкубационный период" болезненных состояний Франциска Ассизского исчисляется двадцатью годами и сопровождается стигматизаций.

     Симптомы страданий напоминают симптомы проказы - болезни, инкубационный период которой составляет до 30-ти лет.
   
     Клинические варианты проказы, по мнению врачей, зависят, главным образом, от способности организма  вырабатывать эффективный клеточный иммунитет. Современные  специалисты считают эту болезнь незаразной, и, тем более, не смертельной - заболевают лишь 5-10%  лиц, подвергающихся опасности заражения.
      
     Больные с резко выступающими вперед глянцевыми валиками вместо бровей, с  выраженными контрактурами пальцев, деформированными носами, несомненно,  послужили прообразами народного представления о колдунах и ведьмах. Однако, очень мало известно о практически бессимптомном протекании болезни.

     Открытие микобактерии лепры облетело мир во второй половине 19 века, а первый лепрозорий в Европе появился в 570 году, при том, что первое упоминание о проказе встречается уже в "Левите" (Ветхом завете).

     "Левит"  подразделяет заболевших на "чистых" и "нечистых": "И сказал Господь Моисею, говоря: Вот закон о прокаженном…"(Левит; 14:2). "Когда у кого появится на коже  тела его опухоль, или лишаи, или пятно, и на коже тела его сделается как бы язва   проказы, то должно привести его к Аарону священнику, или одному из сынов его,  священников. (Л.;13:2)  Священник осмотрит язву на коже тела, и если волосы на язве изменились в белые, и  язва оказывается углубленною в кожу тела его, то это язва проказы; священник,  осмотрев его, объявит его нечистым. (Л.;13:3  ...Если же проказа расцветет на коже, и покроет проказа всю кожу больного от головы  его до ног, сколько могут видеть глаза священника, И увидит священник, что проказа покрыла все тело его, то он объявит больного чистым; потому что все превратилось в белое; он чист. (Л.;13:12,13) ". 
   
      В конце 20 века в мире насчитывалось примерно 11 млн зарегистрированных прокаженных. Наибольшая их доля приходилась на жителей жаркого континента. "Болезнь самых бедных" процветала в африканской Уганде, в некоторых штатах США (Калифорнии, Флориде и др.), не обошла и  Западную Европу,  Среднюю Азию,  Кавказ. В России  заболевание с симптомами "проказы" называлось в народе "черной немочью". Описание этой болезни встречается у А.С. Пушкина в гл. 4 "Истории Пугачева" (РВБ, А.С. Пушкин, ПСС в 10-ти тт.): "Емельян Пугачев, Зимовейской станицы … был сорока лет от роду, росту среднего, смугл и худощав; волосы имел темно-русые, бороду черную, небольшую и клином... На левом виску имел он белое пятно, а на обеих грудях знаки, оставшиеся после болезни, называемой черною немочью". Далее, в "Примечаниях" 14; 15 к гл. 4: "самозванец показывал сии пятна легковерным своим сообщникам и выдавал их за какие-то царские знаки". Или: "… На левом виску от болезни круглый белый признак, от лица совсем отменный величиною с двукопеечник; на обеих грудях …провалы». Были и некоторые упоминания о "странной болезни", от которой будто бы умерли А. Блок, О. Мандельштам, М. Гоголь, В. Хлебников и даже Ленин. Но нигде не называлась она "проказой".  О проказе на Руси в истории практически не упоминалось, разве что это замечание Александра Сергеевича Пушкина….

     Так что же это такое - стигматы: болезнь или признаки ускоренного распада? ...В перузианском плену Франциск испытывал голод, страдания, страх неопределенности. Единственным его утешителем выступал сам Господь. Поэтому потребность в богообщении для него была отнюдь не иллюзорной, -  думая об освобождении, Франциск желал его и ...молился Богу, уповая на исполнение своего желания.
   
     Освобождение стало для Франциска объективной реальностью, ниспосланной самим Богом. В этой реальности величайшая скорбь воздействовала на него как совершенная радость. Он соблюдал длительные посты (пост в честь святого Архангела Михаила длился с 15 августа до 29 сентября), и когда ему исполнилось 42 года, уединился на дикой горе  Верпе, избрав себе трех спутников - брата Массео, брата Анджело и брата Леоне. И горячо молился в хижине, которую построили для него братья. Каждый день он поднимался все выше и выше в гору, а братья приносили ему воды и хлеба, не  приближаясь, если он не разрешит.  На горе его часто посещали устрашающие видения, но он молился, не прерываясь, до тех пор, пока они не исчезали. 

     Уставший от раздумий, святой молитвенно размышлял о рае и бесконечной славе. Он умолял Бога послать ему какой-либо  знак. И тогда в солнечном ореоле ему явился Ангел. В левой руке у него была скрипка,  в правой - смычок. Святой Франциск в изумлении смотрел на него, и Ангел один раз   провел смычком по струнам. Эта одна-единственная нота прозвучала для него  божественно. Если бы Ангел сделал еще одно движение смычком, душа святого унеслась бы от тела из-за невыносимой слабости, настолько слаб он был.
   
      Ранним утром четырнадцатого сентября 1224 года, в праздник Воздвижения Креста Господня Франциск молился на горе, ожидая чего-то важного. Он просил Господа о том, чтобы любить и страдать, как любил и страдал сам Господь. "После того, как он воссоздал в своих ощущениях Рождество, он горячо  желал воссоздать в ощущениях и Распятие. Он пылал этой мыслью. Из глубины ослепительно сияющих небес к Франциску спустился Серафим о шести  огненных крыльях. Два крыла соединялись на голове и простирались вниз, два другие  покрывали все тело ангела, и еще два были раскрыты в полете. И в этой божественной птице  молнией блистал Иисус. Святой созерцал необыкновенное явление, и в его сердце  поднималось как счастье от лицезрения Господа, так и скорбь от того, что он видел Его распятым. Тем временем, чудесный жар наполнял его душу и проникал в тело,  отзываясь острой пульсирующей болью в ногах, руках, ребрах. Он услышал голос,  который говорил ему: "Знаешь ли ты, что Я с тобой сделал? Я даровал тебе стигматы, зримые знаки Моих страстей, дабы ты был Моим хоругвеносцем". 
   
      Крылатый Серафим исчез, ушла боль. Прошло немало времени, прежде чем святой   Франциск пришел в себя. Он сидел на земле, и деревья приветливо простирали над ним густую зеленую крону. Он посмотрел на руки, на ноги и увидел, что они пронзены гвоздями, черными, будто из железа, с большими круглыми шляпками, вколоченными в ладони и ступни. Он   распахнул рясу и оглядел левую сторону груди, где боль проникала в самое сердце, и  нашел там рану, словно от удара копьем, открытую, красную и кровоточащую. Это и  были стигматы, о которых говорил Серафим."
   
     Если рассматривать потребность Франциска в молитве как выработанный условный рефлекс,  психическим содержанием которого являлось представление о Боге, любящем и любимом всем его человеческим существом, Бог становился для него осязаемым. Это осязание Бога вызывало у Франциска восторг, экстаз, - неподвижное состояние страсти, продолжающееся столь долго, сколько могли выдержать его нервы и мышцы в состоянии более или менее продолжительного столбняка.

     Физиологический механизм возникновения восторга и ужаса один и тот же, поэтому дело не в ужасе, и даже не в восторге, а в психическом содержании рефлекса, который возник у Франциска в безупречном, преданном служении Богу, на котором он сосредоточил все свои мысли. А поскольку мысль - результат процесса задерживания отраженных движений - представляет собой психический рефлекс без конца (И.М.Сеченов, "Рефлексы головного мозга"), то регулярное повторение однонаправленных переживаний (переживание одних и тех же мыслей) сформировало у Франциска  бесстрастный бесконечный рефлекс. Ассоциированные с  событием Голгофы мысли (ощущения) упорядочились в последовательные ряды. И только волевой акт к концу рефлекса - хотение - прервал бы эти бесконечные одинаковые переживания. Франциск сосредоточил своё хотение на кровоточащих ранах Иисуса Христа. 
      
     ...Человек организует свои ощущения, превращая их в числа. Об этом говорил еще Платон (т.3. Филеб) Мах развил эту идею: «Пространство и время суть упорядоченные системы рядов ощущений» (Механика, нем. Изд. 3-е, с.498).
 
     Клайн, математик ("Математика: утрата определенности" с.89), так и не смог найти объяснения происхождению ощущений: «Происхождение наших ощущений необъяснимо; мы не можем сказать, что является их источником: реально существующие внешние объекты, разум или Бог».    
 
     И.И. Шафрановский в книге "Симметрия в природе" с. 26, 39) пишет: "При наличии бесконечного ряда точек возможна трансляция (элемент симметрии, соответствующий переносу фигуры параллельно самой себе). Плоскости скользящего отражения, содержащие перенос (трансляцию), невозможны в конечных телах, они свойственны лишь бесконечным фигурам".  "Плоскости  скользящего отражения  представляют собой совокупность плоскости симметрии и параллельного ей поступания, действующих не по отдельности, а совместно".

     Что   же  это за  «плоскости скользящего отражения», представляющие собой совокупность плоскости симметрии и параллельного ей поступания?   Человеческое восприятие, которое, с одной стороны, "является состоянием сознания, с другой...оно поверхностный слой материи, где ощущающий сливается с ощущаемым" (Анри Бергсон. Длительность и одновременность. С-Пб, 1923 г.). В то же время плоскости скользящего отражения есть касательные к поверхности фигуры.

     «Параллельное поступание» – совместный путь Франциска Ассизского с Богом.

     С точки зрения законов симметрии,  Бог и Его отражение в человеке – одна и та же бесконечная фигура. А пространство с центром симметрии - ничто иное как "геометрическое место точек, обладающих заданным свойством", то есть - сечение.            


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.