Буквенный напев

      Как-то раз удивительное сочетание букв привело меня к не менее удивительному дому. Однажды утром, выписывая маршрут экспедитору, стала тихонько напевать слова из песни «коло, коло, колокольчик, колокольчик голубой… Коля, Коля, Николаша, где мы встретимся с тобой?» И пристали ко мне эти слова до самого обеда! С чего бы это? И вдруг меня осенило: мало того, что все улицы, как на подбор, начинались с букв «коло» - Коломенская, Колокольная, Коллонтай, Коломяжский проспект, так ещё и экспедитор нашей фирмы… Коля!
      Допелась до того, что в этот же вечер поехала на Колокольную улицу, наверное, для того, чтобы песня отстала. Другие «коло»-улицы меня в тот день не интересовали, потому что на Коломенской я жила несколько лет и ходила в 294 школу на этой же улице, а рядом с Коломяжским проспектом живу сейчас. Только улица Коллонтай обделена пока ещё моим вниманием. А вот по Колокольной улице доводилось мне прогуливаться, и не раз. В память навсегда врезался один дом – одиннадцатый.
     Из-за (в смысле – благодаря) колокольчиков и Коли-Николаши я вспомнила об этом красивейшем доме и решила исправить ошибку молодости – съездить, увидеть дом, узнать его историю и рассказать о нём.
    Сначала чуточку о Колокольной улице. Она была проложена в 1740-х годах по проекту Комиссии о Санкт-Петербургском строении и проходит в Центральном (бывшем Куйбышевском) районе между Владимирским проспектом и улицей Марата. В середине XVIII века именовалась Столовой улицей, в 1770 - 1850 годы – Басманной, так как на ней жили служители Басманной слободы, выпекавшие басманы - казённые хлебы для царского двора. Слово «басман» тюркского происхождения, от глагола «давить»: на хлебе выдавливали изображение герба. Кстати, на этой улице около 250 лет назад появилась первая в городе блинная-чайная.
     Современное название улицы - от колокольни Владимирской церкви, рядом с которой в 1783 – 1791 годах по проекту итальянского архитектора Джакомо Антонио Доменико Кваренги, сына живописца и внука живописца, была построена трехъярусная (изначально) колокольня Владимирского собора (четвёртый ярус надстроили позже).
Стою у дома № 11 и знаю, что это памятник архитектуры. А ещё?
     Пятиэтажный дом - собственный доходный дом архитектора Николая (!) Никитича Никонова (самая известная в Петербурге постройка архитектора – Иоанновский монастырь на набережной реки Карповки) - построен в 1899 - 1900 годы в русском стиле. Н.Н. Никонов - выдающийся мастер «русского стиля». Это направление в русской архитектуре XIX - начала XX веков основано на традициях древнерусского зодчества и народного искусства.
     Используя приёмы московско-ярославского зодчества XVI - XVII веков, здание щедро и со вкусом украшено красочной керамикой, изразцами. Глаз радуют разноцветные колонки и наличники, обрамляющие окна, майоликовые вставки с растительным орнаментом, фриз, расположенный под карнизом эркера. Особое удовольствие – это смотреть на портал главного входа и завершение эркера, в орнаменте которого чётко выделен номер дома. Эдакий «пряничный» фасад!
Одиннадцатый дом убранством своего внешнего вида удивительно красив: двойные и тройные арки с подвешенными «гирьками», своеобразный шатёр над эркером, ажурные «гребешки» на крыше, разорванные фронтоны оконных наличников, квадратные вставки, украшенные цветными изразцами… Все декоративные детали здания контрастно выделяют дом Никонова, концентрируют внимание на его ярком фасаде на фоне соседних построек улицы старого Петербурга. И сегодня дом на Колокольной – самый «видный».
     … Пока любовалась внешней эффектностью дома, ко мне подошла пожилая женщина и спросила, что это я здесь фотографирую.Выслушав мой ответ, она рассказала, что давно живёт в этом доме в коммуналке на втором этаже, что потолки в её комнате три с половиной метра, что в доме кроме парадного входа есть вход со двора, что в некоторых комнатах сохранились изразцовые печи, паркет, старинные деревянные двери, что в её парадной - самые красивые витражи, а многие её соседи уехали в новые квартиры. Посетовала, что раньше дом был ухоженнее и всегда выглядел, так сказать, независимо и самодостаточно, особенно в советские времена при массовых типовых застройках в городе, и что смотрелся дом рядом с «облупышами» сказочно, нарядно и, проходя мимо дома, стоило только взглянуть на него, как сразу же поднималось настроение.
     А самое интересное, о чём поведала старейшая доможительница, что на месте дома № 14 по Колокольной в 1850-х годах находилась редакция журнала «Современник» и в нём жили его издатели Н.А. Некрасов и И.И. Панаев, и что они часто-часто ходили мимо дома № 11 и тоже («абсолютно точно известно!») любовались Никоновским творением – собственным доходным домом талантливого архитектора, уроженца Ярославской губернии.

     На следующий день, в офисе, спрашиваю Колю-экспедитора:

     - На Колокольную успел?
     - Успел.
     - Видел дом под номером 11?
     - Видел.
     - Ну как, понравился?
     - А то!


Рецензии