Петь или не петь гимн страны в школах?

Общероссийский скандал из-за того, петь или не петь школьникам гимн страны, разразился именно здесь, в подмосковном городе Лобня: коллектив общеобразовательной школы №5 подмосковного города  Лобня считает, что патриотизм должен стать в России  частью  национального образования.

…Все началось с того, что в 2003 году минобразования Московской области разослало в  подведомственные образовательные учреждения письмо об  организации изучения в школах области государственной символики. В том  числе исполнения школьниками национального гимна. Документ носил рекомендательную форму. Однако, посовещавшись в лобненской школе №5  учителя и школьники большинством голосов решили: каждую учебную неделю начинать с прослушивания гимна родной страны. Теперь каждый понедельник  здесь можно увидеть такую картину: выстроившись в коридорах, учащиеся слушают гимн родной страны. Лица озарены и серьезны. Позы строги. Всё по-взрослому, без смешков и ухмылок. Звучит гимн родной страны! Петь школяров никто не заставляет, но слова знают все – от мала до велика. А если и споешь – разве кто-то осудит?

«Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!»

- Что тут плохого? – спросите вы. Всего-то три куплета. Да еще каких! Мурашки по коже.

Однако общероссийская полемика, а проще говоря, «скандал из-за гимна» в СМИ разразился именно здесь - из-за анонимного  звонка мамы одного из первоклассников: «Школьников-малышей  нельзя заставлять петь гимн! – доказывала разъяренная родительница».

К ней присоединились еще несколько родителей, возмущенных обязательным утренним  ритуалом.  По утверждению родителей, каждый понедельник дети обязаны приходить  в школу на 15 минут раньше начала занятий и петь в  коридоре вместе с учителями гимн. Того, кто опаздывает,  - утверждали они, - ждут неприятности:  начала занятий опоздавшие  ожидают на улице, а после непатриотичному ребенку учитель пишет замечание в дневнике.

Особо впечатлило утверждение о том, какое пагубное "психологическое воздействие", дескать,  оказывает эта педагогическая инициатива на первоклашек.  «Теперь наши дети, услышав гимн России по телевизору или по радио, как зомби вскакивают и начинают петь - в любом месте!»,  - жаловались возмущенные родители.- Это перегибание палки в вопросе патриотизма!»

Владимир Зиновьев, директор лобненской школы №5, попавшей у оппозиционных СМИ в опалу,  поначалу отказал в комментарии: "Это мнение родителей, которые сочли необходимым  остаться  неизвестными", - сказал он и справедливо пояснять ничего не стал.  Никто и не ожидал, что настойчивые  родители «пойдут дальше». И вот уже в конце января российский «телеканал-5-Санкт-Петербург» вновь и с куда большей напористостью поднял этот вопрос, - требовательней и ребром: петь или не петь российским школьникам гимн?

Мы попросили руководство школы рассказать о порядке проведения в школе  патриотического ритуала – прослушивания гимна РФ. Вот что нам рассказали. 

- Уроки начинаются, как и в большинстве школ, в 8.30.  В начале недели, по понедельникам, в 8.25 звенит первый звонок – тогда, когда школьники, по идее, уже должны находиться в классах. После первого звонка 4 минуты 19 секунд звучит гимн Российской Федерации. Как и положено, в знак уважения к государственным символам, во время исполнения гимна России учителя и школьники совместно стоят в общих помещениях школы – коридорах. Именно в эти пять минут - один раз в неделю -  доступ в школу и ограничен. Других ограничений не существует. Но если уж основательно подходить к общенациональной программе развития патриотизма в РФ, то  конечно,  пением гимна патриота не воспитаешь! Потому педколлектив школы на протяжении многих лет совместно с родительской общественностью, советом ветеранов города и общественными организациями города прилагает все усилия для того, чтобы  воспитать не просто граждан великой страны, а граждан-патриотов, для чего, собственно,  и существует эта школьная добрая традиция.  Ее признает большинство учащихся и их родителей – это подтвердил проведенный в школе опрос.

Как известно, государственная программа  по распространению знаний о госсимволике в России начала  действовать, как минимум, лет пять назад. Помнится, об этом  во всеуслышание  сообщал государственный геральдмейстер РФ Георгий Вилинбахов: по его признанию, вопрос о создании подобной программы на высшем уровне обсуждался давно и трудно.

Согласимся: безусловно, принуждать школьников и уж тем более наказывать за незнание слов гимна РФ нельзя. Это не учебный процесс, и двойку за незнание гимна не поставишь. Зато многие люди старшего поколения хорошо помнят, как  лет тридцать назад на обратной стороне  школьных тетрадок в клеточку размещалась таблица умножения, а на тетрадках  в линейку – полный текст гимна СССР! В те годы школьники знали советский гимн, как 2х2,  и ничего дурного, поверьте,  от этого не случалось…

Время нынче другое. И  если отталкиваться от общепринятого определения – «патриотизм развивает любовь к стране и родине,  а вместе с тем  прививает к российским традициями культуре» -  встает встречный вопрос: а растить непатриотичное, аморфное, не гордящееся родной страной  поколение можно?!

Не секрет, что наша молодежь не блещет  уважением к символам государственной власти, - ну разве что «Эта любовь» во всю пылает на интернациональных футбольных матчах. Лобненскую школу  № 5  из-за большого числа учеников разных национальностей в местной администрации по-доброму называют "школой дружбы народов". Не потому ли именно в ней и попытались  возродить забытые традиции отечества?

- Если не приобщать школьников с детства к госсимволике – флагу, гербу, гимну, не проводить уроков патриотизма, не разъяснять того главного, основополагающего, не увязывать это с прошлой жизнью российского народа и не проецировать на грядущее - то чего ожидать от растущего поколения дальше? - рассуждают родители и педколлектив.

Давайте бегло пробежимся по самой «истории вопроса». Во-первых,  вопрос «петь гимн или не петь?» глубоко волнует отнюдь не одних российских школяров и их родителей. Сколько «за» - столько и «против». Даже на сегодняшнем интернет-форуме, обсуждающем,  прав ли педколлектив, «навязавший» детям гимн, защитников и противников поднятой проблемы примерно одинаково: 50 на 50. Но надо признать, что патриотов, визуально кажется,  все же куда  больше, да и  мыслят эти люди  как-то логичней и легче, что ли…  Мол, традиция-то хорошая, но главное – не принуждать и не перегибать, - считают они. - Остальное придет само собою.

История знает и примеры куда более массовой «непатриотичности», плавно перераставшей совсем в иную ипостась. Так,  в суды Японии в 2004 году обратилось более 400 японских учителей. Процесс разбирательства длился около двух лет, и уже в 2006 году токийский суд вынес решение в пользу учителей, активно запротестовавших, в первую очередь,  против непопулярных политиков тех лет и принятого ими решения - обязательного исполнения национального гимна в школах. Оно было предписано властями Токио. Примечательно, что при этом учителя и учащиеся обязаны были смотреть на флаг Японии – потому-то учителя  заявили, что  местный закон нарушал свободу мысли.

Суд долго разрывался между законом и идеологией, то бишь самим понятием патриотизма:  ведь со времён Второй мировой войны большинство японцев по-прежнему избегает  навязывания и обсуждения темы патриотизма, за исключением националистических активистов. И все же победил закон! Японская Фемида постановила выплатить каждому из истцов  по  $256 за неудобства и признала, что исполнение гимна не является в стране обязательным.

И все же – заметьте! - этот серьезный прецедент стал толчком  к разработке принципиально новой политики Японии в области образования: нынешняя политика уже требует «плавного введения» патриотизма  в школах. Теперь чиновники и учителя в Японии   придерживаются других руководящих принципов, которые вступят в силу в 2010 году  и коснутся детей в  возрасте от 6 до 15 лет. На данный момент в японских школах гимн  страны  изучается в рамках регулярного курса. При этом в  школьной инструкции четко прописано:  «чтобы дети могли исполнять гимн», - то есть, петь его, - говорится в документе министерства.

Так, шаг за шагом, «непатриотичная» Япония-2004 стала
обрастать в 2009-м национальными символами:  новое время – новые японцы!

Быть может, это покажется несерьезным, но  японская «патриотическая волна» докатилась ныне до многих стран: в прошедшем году, например, правительство Никарагуа издало новый закон, который предписывает  ученикам петь гимн страны перед началом занятий. По мнению министра образования Никарагуа, в последние годы молодежь напрочь потеряла уважение к символам государственной власти, и эта мера была направлена исключительно на то, чтобы возродить добрые традиции старого поколения.

«История с гимном» коснулась и многие страны СНГ. Например, она напрямую задела украинских школьников: во всех учебных заведениях Тернопольской области с 2007 года каждая  учебная неделя учащихся начинается церемонией  поднятия государственного флага Украины и исполнения  гимна страны. Кстати, текст украинского гимна теперь размещается и на стендах учреждений,  организаций и предприятий, воинских частей,  а также заведений образования и культуры области.

Петь гимн или не петь – это, безусловно,  дело добровольное. Но традиция-то отличная! В российских СМИ неоднократно подымаются вопросы о том, стоит ли депутатам законодательных собраний перед каждым заседанием исполнять российский гимн?  Ведь, как выясняется,  многие  народные избранники не знают слов главной песни страны. А иногда по ошибке могут затянуть старый гимн СССР.

Закон нашей страны гласит, что гимн РФ должен  исполняться «при открытии памятников, открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам, а также во время иных торжественных мероприятий, проводимых государственными органами». Но при этом, заметьте, в нашей стране до 2010 года узаконена и обстоятельная госпрограмма по популяризации государственных  символов России. 

Кстати, парадоксы с пением гимнов частенько утомляют не только школяров, но футболистов всех стран и народов. Когда капитана сборной России Сергея Семака спросили, петь или не петь гимн, он ответил, что слова гимна  в его сборной знают все, но все же это  – «личное дело  каждого». И наверное был прав: в конце концов, степень патриотизма не определяется тем,  как громко ты исполняешь его строчки.

И почему, собственно,  «трясет» лишь гимн?  Вот история нашего российского флага. 22 августа 1991 года Верховный Совет утвердил в качестве российского государственного флага бело-сине-красный триколор. За  несколько дней (!) по всей стране на зданиях исполкомов и 
райкомов чиновниками были вывешены новые стяги,однако официальным символом РФ новый триколор стал лишь  спустя два года. А теперь остановите на улице любого прохожего и спросите: что означают эти цвета? Полагаю, правильно ответят процентов 20. А ведь каждый его цвет имеет свое значение:  белый - это чистота и благородство, синий - вера,  тяготение к возвышенному, красный - державность. Именно такой смысл вкладывал  в XVII веке в эти цвета царь Алексей  Михайлович, когда по его приказу триколор был поднят на первом русском корабле "Орел".

И все же вернемся к прослушиванию гимна в школах. Проводящаяся в нашей стране  молодежная политика в целом не отвечает потребностям  развития общества, - так, судя по опросам, считает большинство россиян. Оттого многие государственные деятели и рядовые граждане предлагают начинать учебный день в российских школах с  прослушивания гимна страны. Почему? Потому что государство должно взять под серьезный контроль и воспитание патриотизма в школах, и социальную адаптацию молодежи.

В государственных молодежных программах акцент должен быть сделан на то, чтобы  школа давала молодому человеку не  только знания, но и помогала сориентироваться в социальной среде. А в этом россияне  видят уже практическую ценность патриотизма.


Рецензии
Елена, Вы меня поражаете. Особенно поразила меня эта фраза:
"Зато многие люди старшего поколения хорошо помнят, как лет тридцать назад на обратной стороне школьных тетрадок в клеточку размещалась таблица умножения, а на тетрадках в линейку – полный текст гимна СССР! В те годы школьники знали советский гимн, как 2х2, и ничего дурного, поверьте, от этого не случалось…"
Я закончил школу 35 лет назад, на обложке тетрадок в линейку ничего не было, кроме выходных данных типографии, слов гимна я не знал, недостатка в патриотизме не испытывал. Как только начали печатать гимн на тетрадках, в аккурат через 10 лет страны не стало ("ничего дурного... от этого не случалось…"). Включайте секундомер, господа бывшие товарищи.
А еще стоило бы сторонникам патриотического воспитания с большим вниманием относиться к русскому языку, а не только:
"к российским традициями культуре" – это Ваш текст.
"не разъяснять того главного, основополагающего..." – чего того (с).
"рассуждают родители и педколлектив" – если они только рассуждают, а не произносят вслух хором, то тире перед фразой здесь делать нечего.

"Ведь, как выясняется, многие народные избранники не знают слов главной песни страны. А иногда по ошибке могут затянуть старый гимн СССР". Мне, правда, смешно.

Дмитрий Корсаков   05.02.2009 20:44     Заявить о нарушении