***

«Хозяйство: потребление и производство. С.Н. Булгаков и Аюрведа».

            Экономическое развитие последних лет требует более глубокого философского осмысления своих проявлений. Исследование экономики, как философского явления,  не так часто занимало мысли философов. Наши размышления  об экономике мы  поведем вслед за великим русским  философом и священнослужителем  Сергеем Николаевич Булгаковым  и его книгой «Философия хозяйства». Основой экономики или словами С.Н. Булгакова хозяйства являются потребление и производство. Отдельные проявления  хозяйства  интересовали  и индийских философов. Аюрведа, как философская система, посвященная человеку, его жизни, здоровью, взаимоотношениям с природой и космосом, будет для нас также источником  мысли.
            По верному выражению С.Н. Булгакова, хозяйство - это взаимоотношения с природой, её покорение: «Борьба за жизнь с враждебными силами природы в целях защиты, утверждения и расширения, в стремлении ими овладеть, приручить их, сделаться их хозяином и есть то, что - в самом широком и предварительном смысле слова - может быть названо хозяйством».    Аюрведа считает человека не только частью природы, но и  индивидуальностью на фоне природы, взаимодействующей с ней для своего блага. «Мы существуем как индивидуальности на фоне нашей внешней среды – Матери Природы. Никто не может быть всецело индивидуальным, потому что наша индивидуальность обусловлена Природой». 
           Взаимоотношения человека и природы  происходят,  как у человека потребителя благ природы, либо как человека, активно взаимодействующего с природой,  своим тяжелым трудом получающего её плоды. «Большинство из нас живут, ни в чем себя не ограничивая, часто потакая себе и ожидая при этом, что мир будет непрерывно угощать нас конфетками, а Природа будет давать достаточно пищеварительной силы, чтобы потреблять их. Большинство из нас называют это свободой. Однако истинная свобода – это способность приспособиться ко всему».
     С.Н. Булгаков идет дальше и считает, что человек должен зарабатывать хлеб свой напряженным трудом и этот труд является движителем хозяйства, его основным признаком – «признак хозяйства - трудовое воспроизведение или завоевание жизненных благ, материальных или духовных, в противоположность даровому их получению. Это напряженная активность человеческой жизни, во исполнение Божьего слова: в поте лица твоего снеси хлеб свой, и притом всякий хлеб, т. е. не только материальную пищу, но и духовную: в поте лица, хозяйственным трудом, не только производятся хозяйственные продукты, но созидается и вся культура».
           Природа, окружающая  человека, является частью вселенной, которая простирается за природой и является, как  видимой человеку, так и невидимой. Человек является частью вселенной как организованная материя, как живая её часть, «…всякий живой организм, как тело, как организованная материя, находится в неразрывной связи со всей вселенной в качестве ее части, ибо вселенная есть система сил, взаимно связанных и взаимно проникающих одна в  другую, и нельзя сдвинуть песчинку, уничтожить, хотя один атом без того, чтобы не подвиглась - в той или иной форме и степени - вся вселенная…».  Общение человека, как живого, и вселенной проходит во всех частях человеческой жизни, аюрведа говорит, что  «…зависимость от внешней Вселенной, обусловленная всеми видами питания – физического, умственного, эмоционального и духовного».
         Общение человека и вселенной, через питание является словами С.Н. Булгакова потреблением, как частью хозяйствования. Потребление позволяет человеку не только существовать, жить, оставаться живой материей. Весь человек открыт потреблению всеми своими органами и чувствами – «…органы нашего тела представляют собой как бы двери и окна во всю вселенную, и все, что входит в нас через эти окна и эти двери, и делается предметом нашего "вчувствования", а, становясь для нас ощутимым, в известном смысле есть уже наше тело».   Питание постоянно возобновляет тело человека на протяжении всей жизни, после его создания и превращения в живое, посредством «Боговдыхания души человеческой», питание позволяет развивать тело, увеличивать его с возрастом, поддерживать тем самым обмен веществ.   «Под питанием в широком смысле можно разуметь самый общий обмен веществ между живым организмом и окружающей его средой, так что сюда относится не только собственно еда, но и дыхание, воздействие атмосферы, света, электричества, химизма и других сил природы на наш организм, насколько в результате его получается жизнетворный обмен  веществ…».
              Основная часть питания – еда. Еда одновременно является и неживой материей и бывшей живой, словами С.Н. Булгакова: «…в еде граница между живым и неживым реально снимается. Еда есть натуральное причащение, - приобщение плоти мира. Когда я принимаю пищу, я ем мировую материю вообще, я приобщаюсь плоти мира и тем самым реально, самым делом  нахожу мир в себе, а себя в мире, становлюсь его частью. Непосредственно я ем вот этот хлеб».
             Тем самым граница между живым и неживым во вселенной проходит рядом с человеком в природе окружающей его и позволяет живому человеку поглощать неживую материю, общаться с ней, воздействовать на нее. Появляться из неё как часть вселенной, и уходить в неё, становясь частью неживой материи: «…чрез всю вселенную проходит грань, разделяющая ее на два царства: живого и неживого. Пускай наука истощается в попытках как-нибудь перешагнуть или стереть эту грань и, не найдя ее, начинает ее порой и совсем отвергать. Она все-таки если не теоретически, то фактически существует, как есть живое и неживое».
            Из преодоления границы живого и неживого возникает производство или активное воздействие человека (субъекта) на природу (объект) как часть вселенной. Производство позволяет человеку преобразовывать природу, изменять её, активно внедряясь своим разумом в неживую материю, «…производство есть такое активное воздействие субъекта на объект, или человека на природу, при котором хозяйствующий субъект отпечатлевает, осуществляет в предмете своего хозяйственного воздействия свою идею, объективирует свои цели. Стало быть, производство есть, прежде всего, система объективных действий, субъективное здесь объективируется, грань, лежащая между субъектом и объектом, снимается, субъект актуально выходит из себя в объект».
            Активное воздействие человека на природу, его творческое растворение в ней является трудом, «…живой связью между субъектом и объектом, мостом, выводящим я в мир реальностей и неразрывно соединяющим его с этим миром…». 
            Трудовая деятельность человека позволяет творчески преобразовывать природу, создавая культуру, как новый мир, новую природу, хозяйство, являясь тем самым деятельностью человека по творческому изменению окружающего мира: «…хозяйство есть творческая деятельность человека над природой; обладая силами природы, он творит из них, что хочет. Он создает как бы свой новый мир, новые блага, новые знания, новые чувства, новую красоту, - он творит культуру, как гласит распространенная формула наших дней».  Творчество человека является проявлением его собственной воли, его свободы, свободы без ограничений, но аюрведа считает свободой без ограничений, только жизнь после жизни, то есть бессмертие.  «Бессмертие – это истинная свобода, свобода от всех ограничений».  Поэтому отсутствие полной и истинной свободы у человека, как существа сотворенного и живого, не позволяет ему в полной мере обладать творчеством, то есть процессом создания нового. Все что человек создает является лишь проявлением уже существующего во вселенной, словами С.Н. Булгакова:  «Человеческое творчество не содержит … в себе ничего метафизически нового, оно лишь воспроизводит и воссоздает из имеющихся, созданных уже элементов и по вновь находимым, воссоздаваемым, но также наперед данным образцам».
           Тем самым человек обладает свободой, но не абсолютной, без ограничений. Его свобода  проявляется лишь в выборе своих действий в  «…направлении своих сил, в способе использования своей природы, но самую эту природу, основу своего я, он имеет как данную, как сотворенную».
 
 
Литература

Булгаков С. Н. Философия хозяйства // Булгаков С. Н. Сочинения в 2-х тт.  Т. 1. Философия хозяйства. Трагедия философии. М., Наука, 1993. 605 с.
Булгаков С.Н. Догматическое обоснование культуры // Сочинения в 2-х тт.  Т. 2. Избранные статьи. М., Наука, 1993. 412 с.
Радхакришна С. Индийская философия. Т. 1.  М., 2005. 552 с.
Свобода Роберт Э. Пракрити. Ваша аюрведическая конституция. М., 2001. 304 с.

 
    


Рецензии