Время пришло

Вчера, просмотрев передачу о балерине Большого театра  не будем называть имени, дабы не осквернять его,  просто скажем, ранее любимице Сталина, и о том, что всё завещала она малознакомым людям за десять дней до своей смерти, которые появились в её жизни в последний год, расстроилась. Если верить информации, почерпнутой мной из 1 канала телевидения, то стоимость её квартиры, репродукций картин и скульптур составляет около 10 миллионов, вот только рублей ли,  долларов ли, не помню. Повезло наследникам. Ломают голову завистники и друзья, сама ли умерла, или помогли умереть, и хорошо ли, что появились в её жизни чужие люди?

И мне вспомнились две истории того времени, когда не стоило убивать из за квартиры, не было ещё приватизации,  но квартирный вопрос был и тогда.

Однажды присела отдохнуть около подъезда сев на скамью, на которой уже сидела опрятная женщина, полноватая лет 55. Огромные карие глаза, пухлые губы и вообще мягкие округлые черты лица.   Но взгляд был слишком грустен, что бы начать с ней разговор.

Вечер летний и тёплый. Не хотелось заходить в подъезд. Поздоровавшись, стала смотреть на детскую площадку. Я знала, что эта женщина приезжает к своей дочери, которая жила в нашем подъезде. Так и сидели молча.  Но она вдруг повернула ко мне лицо и представилась: «Клавдия Михайловна»  Познакомились.

Оказалось, она живёт в Подольске. Работает на  заводе. И целый год у проходной её ждёт один мужчина и провожает до автобусной остановки. По дороге они разговаривают. Он знает, что она имеет троих детей. Что живёт тесновато.

«Знаете, он даже замуж зовёт!»
«Ну а Вы, что же»
«Дети взрослые. Что скажут?»
«А у него дети есть?»
«Нет. Жена давно умерла и он жил долго один. Мы ведь на одном заводе работали. Только он на десять лет старше и уже на пенсии. А я скоро выйду! Вот выйду на пенсию, тогда и посмотрим. Говорит, хочу, что бы ты порадовалась и пожила в отдельной квартире. Вот умру и кому квартира достанется? Хочу, что б тебе. Так и сказал.»
«Я была бы рада, если бы моя мама вышла замуж, хотя она и имеет квартиру. Вдвоём веселее наверное», сказала я, хотя домой заходить не хотелось в моё «веселье».

Мы не виделись две недели. И вот медленно возвращаясь домой с работы, вижу Клавдию Михайловну на том же месте, которая сидела с потемневшим лицом, с тёмными кругами под глазами, от чего выражение глаз казалось ещё грустнее. Поприветствовав её весело, как старую знакомую, присела, но встретившись с печалью её,  спросила с сочувствием.
А она заплакала тотчас и стала рассказывать, глотая слёзы.

«Помнишь, я тебе рассказывала о моём старичке. Ну вот  выхожу я тогда, в понедельник из проходной, а он рад радёхонек и  спрашивает, ну подумала, согласна? Он ведь мне давал два дня подумать, два последних дня. Ну я ему с улыбкой отвечаю, почему два последних. А он, я плохо себя чувствую. Давай завтра в  Загс пойдём, а сейчас ко мне, я торт купил. Посмотришь, где тебе жить. Ну пошла с ним. А стыдно то как. Кажется все на меня смотрят. А он по дороге и говорит, что один живёт, а многие соседки хотели выйти за него, но он как увидел меня на работе, так с той поры и любит. Пришли домой. Торт. Как же он был счастлив. Ну чай попили я засобиралась и пошла. Он оставлял, но я стеснялась очень. На другой день ждал меня. Но я его уговорила, что сегодня зарегистрироваться не успеваем, но завтра. Отпрошусь пораньше. Жди меня в 4ч 00. Он загрустил как то, сник. А я на автобус торопилась. А завтра не встречал он меня. Так на душе стало не хорошо. Я опоздала, работы было много и задержалась. Квартальный отчёт. Хоть и стыдно без приглашения, но пошла таки. Дверь приоткрыта. Никто не отвечает. Прошла в комнату (у него однокомнатная была, получил как участник войны) а он холодный лежит. Телефон рядом с диваном  валяется. Позвонила в скорую. Видно не дозвонился. А на столе письмо для меня, написал как любил меня всё это время. Описал, в чём была я одета и когда и что он чувствовал когда видел меня. Знаете, меня никто никогда так не любил. Ну, вот и всё. Похоронили его от завода. А я так и живу с детьми»

«Ну почему же Вы не согласились раньше, когда он Вас звал замуж! Ведь целый год ухаживал. А любил и того больше, с той поры, как Вы пришли на работу»
«Да так видно Богу было угодно»

А произошло это ещё за  пять лет до приватизации квартир. Как мы иногда слепы.

А тут приехала ко мне кузина и рассказала про свою свекровь. «Знаешь, моя свекровь замуж вышла. Да такой старичок замечательный, такой добрый и детей любит, её внуков приглашал. Дом моя свекровь купила на паях с сестрой своей. А у сестры сын подрос и как выпьет, так вынуждены они выбегать на улицу от гнева его пьяного. И вот однажды ночуя в спортивном зале (она же его и убирала ночью) на скамеечке, лежала сжавшись. Озябла.. Пришла утром буфетчица. Увидела её в таком плачевном состоянии и говорит: Мы вчера у одного дачу купили. Он лектор, участник войны. Лирик. Стихи читает. Ищет женщину, которая бы убирала у него. Говорит, если ей жить негде, то может и кровать поставить. Ну и отвела её к нему. А свекровь, ты знаешь, женщина  трудолюбивая. Вывела тараканов у него. Он как поднял клеёнку, а там ни одного таракана, так и заплакал. Предложил её переехать к нему. Привезла она раскладушку и узелок.  Навела порядок. Наделала сибирских пельменей ему и  за две недели он даже поправился, похорошел. Ну и говорит, давай-ка мы поженимся. А она и говорит, зачем я тебе без зубов. А он ей, а ты сходи к доктору. Вот деньги. Если нужно. Ну как вставила зубы, оказалась такой молодой и красивой. А тут и дочь отыскалась. Говорит: « папа возьми маму к себе, а то она ходить не может и будете доживать вместе. А мне легче будет ухаживать за Вами двоими в одном месте» А он ей так грубо и говорит: «Твоя мама раньше должна была думать, когда от меня убежала к другому. Из-за неё получил я инсульт. Теперь у меня есть женщина. И  он наутро повёл мою свекровь в Загс.. Представляешь, сходили, подали заявление. Расписались. А моя свекровь  знай его балует  разносолами».

И я  почувствовала в словах кузины гордость за свекровь. От былых недоразумений и следа не осталось.

Приехала кузина на другое лето. Спрашиваю о свекрови, донимает ли?
«Да, теперь, когда умер её муж, то да.
Ты ведь знаешь, готовить она мастерица. То пирожки, то пельмени. Он уже стихи стал читать ей, но она их не понимала. Посмотрит на него своими серыми глазами, а он и рад. И ты представляешь, так поправился, что второй инсульт настиг  и умер. Она на могилку ходит в любую погоду. Разговаривает с ним, как с живым. Благодарит. Все его вещи хранит, как стояли, не трогает. Плачет, говорит, никому она не была так нужна как ему. Жалеет, что не встретились они  раньше.

А то, что оба героя умерли, один от одиночества, другой от большой любви, так может просто время пришло? Так решили мы беспечно с кузиной и праздновали нашу встречу весело и непринуждённо. Нам думалось, тогда, что наши 60 лет наступят не скоро. И вот кузина уже 3 года как  на пенсии. А я старше её на пять лет. И мы обе в роли свекрови. Только у меня нет ничего за душой из-за чего бы ссорились близкие после смерти. Даже квартира съёмная. Ничего собственного.
И вряд ли станут ссориться из-за пепла. А жизнь так прекрасна! Сегодня плохо себя чувствую. Но ведь завтра будет лучше чем вчера.


Рецензии
Очень тронуло!
С уважением,

Владимир Иванович Макарченко   17.09.2009 08:14     Заявить о нарушении
Спасибо, что не забываете иногда заглянуть ко мне. Ещё большее спасибо за "Тронуло".

Валентина Карлстрём   17.09.2009 20:28   Заявить о нарушении