Куколка

Ванная. Шестнадцатилетняя девочка с нарочито небрежно подобранными волосами проводит лезвием опасной бритвы по наружной стороне запястья. Перед ней раковина, в которой сток загорожен затычкой, полная воды. Тонкие струйки крови витиевато расплываются по воде. Девочка наблюдает за ними.


Магазин эксклюзивной одежды. У входа дежурит широкоплечий охранник с пронзительно голубыми глазами. Он косит ими на нашу девочку, изучающую стеллажи со шляпами.  Она выбирает взглядом маленькую черную шляпку с вуалькой, - элегантную, претенциозную, - и неотрывно смотрит на нее. Оборачивается и встречается взором с охранником. В ее глазах тоска.


Школьная аудитория. Класс пересекает высокая худощавая красавица. Надменная, на каблуках, барышня лет семнадцати.

КРАСАВИЦА: Как ты плохо одета, Леля!

Наша героиня, снова причесанная кое-как, сидит на стуле, подобрав под себя ноги, и смотрит на красавицу взглядом затравленного волчонка.  Красавица усмехается, поглаживая скулу длинными пальцами с отточенными ногтями-стрелками.
Вокруг стоят девочки, собравшиеся в три аккуратные группы, и улыбаются, глядя на Лелю. Несколько из них, подобно худощавой надменной красавице, поглаживают себе кто щечку, кто шею, кто подбородок.


Школьная уборная. Леля стоит перед зеркалом, закусив нижнюю губу.  Распускает волосы, и долго, энергично мотает головой. За окном проносятся петарды.


Школьный двор. Группа мальчишек лет по двенадцать, свистя и подпрыгивая, пускают, поджигая, светящиеся огоньки. Один из них, рыжий, веснушчатый, приседает. Плутовато прищурив веко, он наблюдает за летящей петардой.

МАЛЬЧИК (шипя): Давай, лети, егоза!..


Леля наблюдает через окно за проносящимся огоньком.  Петарда взлетает, и плавно, полукругом опускается на землю.

ЛЕЛЯ (глядя на падающую «звезду»): Быть красивой, как Алиса!


Крыльцо жилого дома. К входной двери идет Леля. Она видит тушь для ресниц, лежащую на ступенях, нагибается, поднимает ее.


Комната со старой мебелью. Леля сидит за письменным столом, на котором стоит зеркало на подставке, и красит ресницы.

По коридору, мимо комнаты Лели, проходит мужчина лет сорока, с аккуратной треугольной бородкой, с палкой в руках, на которой нанизано огромное количество галстуков разных цветов.  Он бегло взглядывает на девочку.


Мужчина стоит перед зеркалом в ванной.  Старательно приглаживает бородку, любуясь своим отражением. Затем переводит взгляд на галстуки.

МУЖЧИНА (потягивая конец одного из галстуков): М-да, м-да. Все вы хороши…


Большая комната. Женщина с грустными, тревожными глазами стоит перед гладильной доской. На той лежит малиновый, парчовый, мужской жилет.
Мужчина с треугольной бородкой входит в комнату. Поверх белой рубашки он надел темно-бордовый шелковый галстук.

МУЖЧИНА (указывая на жилет): Подай!

Не отвечая, женщина покидает комнату.
Он, проводив ее коротким недовольным взглядом, сам идет к гладильной доске, и надевает жилет.


Леля уже накрасила ресницы, и теперь слегка приглаживает волосы. В комнату заходит женщина, и подходит к окну.

ЛЕЛЯ: Ну, что?

Женщина, не оборачиваясь, отрицательно мотает головой.
Леля выходит.


Она входит в большую комнату. На диване сидит мужчина с бородкой. Он держит на коленях подарочную коробку с розовыми ручками, и упаковывает в нее миниатюрную фарфоровую куколку. На кукле – шляпка с вуалькой.
Он закрывает коробку. На коробке написано: «Алиса». Леля вопросительно и потерянно смотрит на мужчину. Он отводит взгляд. Встает, и идет мимо нее в кухню.


На кухонном столе лежит черный чемодан. Мужчина открывает его, и перебирает внутри него какие-то предметы.


Леля натягивает поперек коридора в двух сантиметрах от пола шелковую, светлую, витую нить, крепя ее конец к стене кнопкой.  Нить расположена между кухней и входной дверью


Женщина все так же стоит у окна в комнате Лели, и беззвучно плачет.

Леля перешагивает нить, и отступает несколько шагов от нее в сторону большой комнаты. Она застывает в нерешительности.


Кухня. Мужчина защелкивает чемодан. Клацает замочек.


Натянутая нить срывается. Увидев это, Леля отступает еще на шаг.
Мужчина появляется из кухни с чемоданом и подарочной коробкой в руках. Бегло, равнодушно взглянув на Лелю, он покидает квартиру.
Дверь захлопывается. Из комнаты Лели раздается отрывистое, приглушенное рыдание женщины.
Леля заходит в свою комнату.

ЛЕЛЯ: Не плачь!
ЖЕНЩИНА: Я старая, старая!


Балкон между этажами жилого дома.  На деревянной скамейке слоит блюдо, устланное сухими листьями и сеном. В нем, на подстилке из заячьего меха выложены в ряд куколки бабочек. У ножки скамеечки сидит некрасивая, бесцветная, пластмассовая кукла-пупсик. Перед лавкой, на корточках сидит Леля, рассматривая личинки бабочек. Гладит пальцем одну из куколок. Берет куклу-пупсика за ногу, и отходит к барьеру балкона.
Леля смотрит на пупсика.

ЛЕЛЯ: Алиса… Мой папа подарит тебе хорошую куклу…

И Леля сбрасывает пупсика с балкона.


Магазин эксклюзивной одежды. Леля заходит, и сразу встречается взглядом с голубоглазым охранником.  Он нескромно на нее смотрит.

ЛЕЛЯ: Привет.

Охранник энергично жует жвачку. Девочка направляется к стеллажу со шляпами.


Большая комната Лелиной квартиры. Женщина с заплаканными глазами роется в шкафу. На пол летят мужские костюмы, галстуки, классической формы шляпа. Женщина запускает руки в карманы висящего на плечиках пиджака, вытаскивает оттуда зажигалку.

Мужчина с бородкой идет аллеей, приложив к уху мобильный телефон. Из телефона раздается: «Привет!»

МУЖЧИНА: Алиса! Ты где?
ГОЛОС АЛИСЫ: «Сейчас я недоступна, перезвоните!»

Мужчина с бородкой выключает телефон.


Дверь кабинета директора школы. Табличка на двери это поясняет.

Кабинет директора школы. На столе, загнув в колене одну ногу, сидит худощавая надменная красавица Алиса. В углу, глядя на нее и улыбаясь, полулежит белокурый парень, и курит сигарету.

ПАРЕНЬ: Ты подари химичке конфеты. Она прожорливая.  Главное, успей до двадцать второго.

Алиса порочно облизывается, глядя на парня.

АЛИСА: Боишься, что меня на второй год оставят?
ПАРЕНЬ: Я отцу скажу, тогда не оставят.
АЛИСА (усмехаясь): Сыночек директора школы! Вот кадра себе подцепила!

В кармане брюк Алисы начинает вибрировать телефон. Он издает веселую мелодию.

АЛИСА (в трубку; капризно):  Ало!

Мужчина с бородкой стоит у столба и разговаривает по телефону.

МУЖЧИНА: Алиса, где ты?

Белокурый парень бросает в корзину для мусора сигаретный окурок, и с интересом изучает содержимое корзины. Там, среди деловых бумаг, он обнаруживает фотокартинку. Белокурая вульгарная леди в черных кожаных трусиках, держащая за загривок лохматого кота, изображена на ней.

АЛИСА (в трубку): Что преследуешь? Все кончено, ты старый, я молоденьких люблю! (Выключает телефон.) (Парню) Ненавижу развратителей юности!

ПАРЕНЬ (провокационно улыбаясь): Ненавидела бы – не развращалась!
АЛИСА: Да что ты знаешь! Он дочке юбку нормальную купить не может! Она ходит, как бомжиха.
ПАРЕНЬ: Лелька?

Алиса кивает и закуривает.

ПАРЕНЬ (слегка сощурив веки): Так ты с ее папочкой?

Алиса закатывает глаза.

ПАРЕНЬ: Ну, Алиса-лиса! (Хохочет.)


В магазин эксклюзивной одежды заходит трансвестит в черных стрельчатых чулках и коротком платье. Сначала он задерживает внимание на ногах-манекенах, демонстрирующих разнообразие чулочных изделий. Затем идет к шляпам. Леля стоит пред зеркалом в ковбойской шляпе.

ТРАНСВЕСТИТ (указывая на ковбойскую шляпу): Вам это нравится?
ЛЕЛЯ: Нет. (Снимает шляпу и ставит ее на место.) Мне нравится другая. (Указывает глазами на шляпку с вуалькой.)
ТРАНСВЕСТИТ (примеряя шляпку с вуалькой): Мне тоже она нравится. И давно.

Пришелец ставит на место шляпку, и идет к кассе. Леля со страхом смотрит ему в спину.
За кассой сидит миловидная молодая кассирша в блузке с оборкой.

КАССИРША: Шляпку присмотрели? Хорошая, да.

Трансвестит просматривает содержимое своего кошелька.

ТРАНСВЕСТИТ: Она же восемь? У меня только семь пятьсот. (Отходит от кассы и идет к стеллажу со шляпами.)

Трансвестит снова примеряет шляпку с вуалькой, плаксиво подобрав губы. К ним подходит голубоглазый охранник.

ОХРАННИК (Леле): Ты что здесь все время торчишь?
ЛЕЛЯ: Привет.

Девочка покидает магазин. Следом за ней выходит трансвестит. Он приостанавливается около Лели.

ТРАНСВЕСТИТ: Завтра приду. Пятьсот рублей не хватило. Ты завтра придешь?

Грустная Леля не смотрит на него.

ТРАНСВЕСТИТ: Приходи. Тебя что возбуждает? Латекс, подвязки? У тебя есть страпон?
ЛЕЛЯ: Ты завтра шляпу купишь?

Трансвестит кивает.

ЛЕЛЯ: Во сколько?
ТРАНСВЕСТИТ (с готовностью): Я приду сюда в семнадцать часов.
ЛЕЛЯ: Хорошо. (Уходит.)
ТРАНСВЕСТИТ (вдогонку): Ты придешь?


Леля входит в квартиру. Из кухни раздаются звуки разбивающейся о стену стеклянной посуды.

Кухня. На стуле сидит Лелина мама. Лицо ее совершенно безумно. Она берет из стопки одну за другой тарелки, и бросает их в стену над плитой. Отец стоит у окна, куря лакированную трубку, и со странной исследовательской улыбкой наблюдает это действо. На пороге кухни возникает Леля.

ЛЕЛЯ: Что с тобой, мама? Перестань!

Мама опускает руки, роняет очередную тарелку, и, содрогаясь, отрывисто плачет. Но быстро прекращает, и остается сидеть с опущенной головой.

ЛЕЛЯ (бросаясь на отца): Это ты  виноват, ты!

Леля вцепляется в треугольную бородку своего отца. Но он хватает ее, и грубо отталкивает. Леля падает на пол. Разъяренный отец наклоняется к ней и ударяет  рукой по ее лицу.

МАМА: Оставь мою дочь!

Женщина бросается на мужа сзади, и хватает его за руки. Он, круто развернувшись, грубо отталкивает ее. Мама Лели падает. Отец Лели наступает ногой в ботинке на руку девочки, и выходит из кухни. Леля приподнимается, садится, смотрит на мать, и начинает истерически смеяться. У нее разодрана щека.

В кухне появляется отец. Борода его вся растрепанная. В одной руке он держит ножницы, в другой - радиотелефон. Слегка медлит, зверски вращая белками глаз, а затем перерезает провод у холодильника. Ноздри его раздуваются. Вот он ломает телефон, бросает на пол, и давит аппарат ногой.


Комната Лели. Девочка и ее мама лежат, обнявшись, на кровати, при слабом свете старенького абажура. В дверь колотят. Свет абажура гаснет. Ручка двери шевелится, но дверь не отворяется.

ЛЕЛЯ: Как хорошо, что замок поставили.
МАМА: Я старая, старая.
ЛЕЛЯ: Он Алисе подарил куклу красивую. А нас он не любит.
МАМА: Любит, Леля.
ЛЕЛЯ: Не любит!

Перед дверью в комнату Лели стоит ее отец с уложенной гелем бородой, и со всей силы колотит кулаком в дверь. В руке он держит недопитую бутылку шампанского. Делает глоток, ударяет ногой в дверь, отходит. Он пьян и шатается.

ЛЕЛЯ: Я хочу писать.
МАМА: Возьми вазу на окне.

Леля встает, идет к подоконнику. Мама издает свое отрывистое рыдание.

Отец  курит перед большим зеркалом в коридоре, любуясь, по привычке, своим отражением. Затем, прищурившись, метает недокуренную сигарету к двери Лелиной комнаты.

ОТЕЦ (глядя на сигарету): Давай-давай!

Но сигарета гаснет.

Леля писает в красивую, широкую, цветочную вазу. По щекам ее текут слезы.

МАМА (негромко): Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благосотвори.

Коридор. Пьяный отец шатается, медленно оседает на пол. Ложится и застывает. Открывает рот.

Леля заходит в магазин эксклюзивной одежды. Вместо голубоглазого дежурит другой охранник. Девочка проходит мимо него в магазин. Тот не обращает на нее внимания. Леля идет к шляпам. Схватив шляпку с вуалькой, она заходит за занавеску примерочной.

Леля надевает шляпку, бегло взглядывает в зеркало, и смотрит на ручные часики. Они показывают 16.30. Она прячет шляпку в сумочку. Крестится и выходит.

У стеллажей со шляпами Леля выбирает головной убор с белым страусиным пером, и стоит некоторое время, разглядывая его. Затем ставит на место, и идет к выходу.

Мама Лели красит губы перед зеркалом в прихожей. Раздается телефонный звонок. Мама берет трубку.

МАМА ЛЕЛИ: Буду через тридцать минут.  (Помолчав.) Грибы взяла.

Она вешает трубку, направляется к входной двери. На пороге большой комнаты появляется отец Лели.

ОТЕЦ: Ты куда?
МАМА: К сестре.

Она смотрит на него, словно что-то ожидая, но он скрывается за дверью комнаты, и закрывает ее.

У выхода из магазина стоят охранник и красивая женщина лет пятидесяти. Они о чем-то беседуют.
ЖЕНЩИНА: Добро спасет мир.
ОХРАННИК: Главное – верить.

Леля идет мимо них из магазина. На выходе из сумки раздается монотонный звук. Леля порывается проскочить быстрее, но охранник хватает ее за руку, потом - за другую, после чего заламывает обе Лелины руки ей за спину.

Светлый кабинет с киотом, и изящным прозрачно-голубым продолговатым шариком над ним. Красивая пятидесятилетняя женщина сидит за столом, сложив руки. Лицо у нее доброе, понимающее. Напротив нее сидит Леля. На столе между ними лежит шляпка с вуалькой. Леля смотрит в стол, она смущена и подавлена.

К магазину приближается трансвестит.

Видим табличку на двери, гласящую: «Кабинет директора».

Красивая женщина с добрыми, материнскими глазами держит в руках шляпку с вуалькой и рассматривает ее. У нее классический маникюр. Леля закусила нижнюю губу.

Перед дверью в кабинет директора сидит на стуле задержавший Лелю охранник. У него скучающее выражение лица. Он зевает.

Трансветит подходит к стеллажу со шляпами, ищет взглядом среди них, и, не найдя, строит разочарованную гримасу.

Кассирша улыбается ему со своего рабочего места.  Он идет к ней.

Трансвестит подходит к кассе, и аккуратно складывает руки на груди.

ТРАНСВЕСТИТ: Привет. Тебя что возбуждает?

Кабинет директрисы.

ДИРЕКТРИСА: Хочется красивой быть. Понимаю. (Подавая Леле шляпку) Она твоя.

Леля берет шляпку. Лицо ее покраснело.

ДИРЕКТРИСА: А теперь дай мне твой паспорт.


Трансвестит смотрит на кассиршу, ожидая от нее ответа.

КАССИРША: Латекс, подвязки, чулки.
ТРАНСВЕСТИТ (восторженно): О да!

Кабинет директрисы. Она что-то переписывает в записную книжку из Лелиного паспорта. Леля сидит в шляпке, которая контрастирует с ее небрежной одеждой. Девочка держит в руках рюкзак. Директриса отдает Леле паспорт.

ДИРЕКТРИСА: Пойдем, выведу тебя через черный ход. А шляпку не снимай.

Леля сидит за большим деревянным столом во дворе. Весна. Березовые сережки постлали землю и поверхность стола. Леля плачет, положив головку в изысканной шляпе на сложенные руки. На стол приземляется ворона, и ходит едва не по Лелиным рукам, но девочка этого не видит.

Квартира Лели.  Стена коридора. В стену летит фарфоровая куколка, предназначавшаяся Алисе, и разбивается. Раздается звонок телефона.

ГОЛОС ОТЦА ЛЕЛИ: Да! (Пауза.) Я ее отец!

Кабинет директрисы. Директриса, поигрывая кружевным платочком, разговаривает по телефону.

ДИРЕКТРИСА: Я просто должна была сообщить вам. Поговорите с ней,  объясните все, ведь вы ей родной человек.

Отец Лели нахмурен. Лицо его покраснело, глаза налились кровью.


Кабинет директрисы.

ДИРЕКТРИСА: Вообще, я хотела говорить с ее мамой. Девочку надо поучить, как правильно одеваться, нужно воспитать хороший вкус.

Директриса прикладывает ажурный платок к щеке.


Леля входит в квартиру. Она в шляпке. Вешает на крючок ключи, печально вздыхает, медленно бредет в свою комнату. По дороге замечает на полу осколки фарфоровой куколки, но не берет их.


Комната Лели. На кровати, у окна сидит ее отец.

ОТЕЦ: Ну что, сучка? В мать пошла? Ту тоже голытьбой взял да одел.
ЛЕЛЯ (истошно; глаза ее горят): Ты, ничтожество! Молчи, гад, тиран!

Отец Лели срывается с места, хватает дочь за плечи,  кидает на кровать, и начинает избивать. Леля рвется в его руках, пронзительно кричит. Между тем он успевает снять с пояса ремень. Он замахивается им на Лелю.

ОТЕЦ (нанося удары): Ах, сука! В мать пошла! В мать пошла! Ах, сука, голытьба!

Леля теряет сознание. Голова ее откидывается набок.

Большая комната. Отец достает из бокового отделения шкафа палку с нанизанными на ней галстуками.


Комната Лели. Она лежит, привязанная за ногу галстуками к ножке кровати. Девочка вся в крови. Со стоном слегка приподнимается, но тут же падает, обессиленная.

Кухня. Отец сидит за столом, и нервно курит, скривив челюсть. На спинке стула висит его ремень.

ОТЕЦ (интонация раздраженного зверя): А-а-а!

Вот он резко встает, берет со стола сигареты, и покидает кухню.

Выставка цветов. Около роскошного букета стоят Лелина мама, и другая женщина, похожая на овечку.

МАМА ЛЕЛИ (приложив руку к сердцу): Что-то у меня на душе неспокойно. Домой поеду.

Арка жилого дома. Полутьма. Друг против друга стоят Лелин отец, и еще один мужчина. У второго красивые, но таящие в себе глубокий ужас и скорбь, глаза.  И порванные на коленях штаны.

ВТОРОЙ: Я ВГИК окончил. Имею диплом. Режиссер.
ОТЕЦ (неопределенно и зло): Ага. (Бросает на землю окурок, и с силой давит его ногой.)
РЕЖИССЕР: Пойдем, наклюкаемся?
ОТЕЦ (еще злее): Ага.
РЕЖИССЕР (весело): Жена - актриса, дочка - красавица!
ОТЕЦ (интонация раздраженного зверя): А-а-а!

Они уходят из арки вместе, рядом.

В Лелину комнату входит ее мать. Она застывает на пороге. В глазах ее ужас.


Леля лежит на диване в большой комнате, накрытая одеялом. Она не плачет,  не двигается. Мама собирает в чемодан вещи отца.

К дому Лели подходит ее отец. Он пьян.

Лестничная площадка. Мама Лели ставит собранный чемодан за дверь. Подъезжает лифт, отворяются его двери, выходит отец Лели. Он смотрит на чемодан, переводит вопросительный взгляд на жену.

МАМА: Уходи.

Ванная. Леля стоит перед наполненной раковиной. Несмотря на то, что раковина полна почти до краев, вода из крана продолжает течь. На руке девочки рана, и Леля сильно надавливает на нее. Из раны начинает сочиться кровь. Тонкая струйка крови витиевато расплывается по воде. Леля начинает смеяться тихо и истерично.

В коридоре хлопает дверь. Леля садится на край ванны.
Дверь в ванную открывается, на пороге появляется мама.

МАМА: Он не придет. Все будет хорошо. (Тянется к Леле и обнимает ее.)

Вода из раковины стекает на пол.

Лестничная клетка. Чемодана уже нет. У лифта лежит дымящийся окурок.

Балкон между этажами, где были разложены на скамейке в блюде куколки бабочек.
На  лавке сидит бабочка махаон, и двигает крыльями.


Рецензии