Портреты красавицы

Улица.  В будке таксофона стоит женщина лет семидесяти в черном платье. С трубкой в руке она ждет.
- Бабушка! Не пытайся меня найти! – говорит женщина.

Теперь она сидит за круглым столом в светлой комнате, и пишет акварелью. Лицо ее спокойно. Она создает портрет молодой красивой дамы. Солнце освещает комнату, легкий ветер шевелит светлые занавески со сборками. На диване позади стола разложены остальные акварельные изображения той же красавицы: вот ее профиль, а на втором холсте она помещается в полный рост. На одной картине барышня улыбается, на другой – печально смотрит в угол, отставив острый носок туфли.
Отвлекшись от работы, женщина поднимает взгляд, и останавливает его в зеркале серванта.
- Мне двадцать четыре, - говорит она. По лицу ее скатывается слеза, и художница натягивает кожу щеки, чтобы та упала на картину. Капля падает на очерченный глаз. Пожилая дама слегка наклоняет картину, и слеза сбегает по лицу девушки на полотне.
Раздается звонок в дверь.

Перед входной дверью стоит юноша лет семнадцати, кудрявый, с веснушками. Закатив глаза к потолку, мечтает о чем-то. В руках он держит холщовый мешок на шнуровке, из которого высовывается рыбий хвост. Через плечо парня перекинута лямка стильного чемоданчика тигровой расцветки.

Старая женщина отворяет дверь.
- Здрасте. Меня зовут Павлуша. Я из комитета соцзащиты пенсионеров.
Художница смотрит на рыбий хвост, потом – на шею мальчика.
- Это ошибка, - неуверенно произносит она.

Они сидят на кухне и пьют чай.
- Комитет меня в институт направит. Если буду помогать старикам. В соцнаправлении дальше учиться.
Художница кивает.
- Буду руководить такими, как я.
Она снова кивает.
- И еще хочу влюбиться!
Пожилая дама опускает голову, и постукивает пальцами по столу, остановив на своих руках с неаккуратными ногтями внимание.

Художница и Павлуша сидят в ее комнате. Она подпиливает ногти, он рассматривает портреты красавицы.
Павлуша зачарованно взирает на картины, останавливая внимание то на одной, то на другой, то на третьей.
- Кто она?
- Я, - просто отвечает старуха, и задерживает на мальчике взгляд, выражающий готовность обидеться, ранимый, ждущий.
- Инна Алексеевна, Вы были прекрасны. – И Павлуша лучисто ей улыбается, не замечая смущения женщины.

- Вы были прекрасны!.. - ворчит Инна Алексеевна, задвигая картины по очереди в пространство между шкафом и стеной.
Окно в комнате отворено. На подоконнике - упаковка накладных ногтей; стоит красный лак, разложены разные пилочки в беспорядке. На диване набросано несколько платьев разных фасонов, и  - черная кофта с капюшоном. На столе пара красных туфель на каблуках. Инна Алексеевна включает магнитофон, и начинает звучать техно-музыка. Она садится на подоконник, свешивает ноги на улицу, и принимается за маникюр.

Павлуша гуляет в выставочном зале, изучая портреты дам в старинных платьях.
- Влюбиться бы! Во что-то живое, - говорит мальчик сам себе.
Пожилая музейная смотрительница с робкой улыбкой оглядывается на него. У нее ямочка на подбородке, заставляющая забыть о глубоких морщинах.

Инна Алексеевна, в шортах и бюстгальтере, пытается танцевать перед зеркалом, одновременно поглядывая в телевизор, где идут уроки танцев. Но вот она устало опирается рукой о косяк, и глубоко вздыхает.

Павлуша, сложив руки на груди, идет аллеей парка. Перегоняя друг друга, газон пересекают две блондинки. С одной стороны, они гонятся друг за другом. Вместе с тем – друг от друга убегают.  Каждая стремится свою приятельницу хлопнуть по попе.  Заметив Павлушу, обе одновременно останавливаются. Взявшись за руки, и готовые, кажется, в любой момент продолжить свою игру, они нескромно на него смотрят. Павлуша проходит мимо  них с каменным выражением лица.

Звонок в дверь Инны Алексеевны побуждает ее выключить телевизор. Печально и испуганно глядит она на свое старое, полураздетое тело, и не находит ничего лучше, чем накинуть светлое летнее пальто.

Павлуша моет зеркало в прихожей Инны Алексеевны.

Инна Алексеевна одевается в комнате за отворенной дверцей шкафа. Она уже надела классического покроя брюки, и теперь натягивает на себя кофту с капюшоном.

- В пальто сегодня. Замерзли, что ли? – негромко произносит Павлуша, косясь на оставленное на стуле в прихожей светлое пальто.

Инна Алексеевна, не слыша вопроса, подкрашивает губы.
- Брюки или юбка? – застывает она в недоумении.
Павлуша, закончив мыть зеркало, бросает тряпку в ведро, и идет в комнату с круглым столом, к Инне Алексеевне. Он сразу же оглядывает стол и диван.
- Инна Алексеевна, а где портреты?
Сжав губы, женщина не сразу отвечает.
- Зачем тебе они? – нервно интересуется она, садится на диван, и вынимает из прически шпильки. Тряхнув головой, она смотрит в сторону. – Павлик… ты мне снился сегодня. Я утром о тебе думала.
Павлуша с ужасом на нее смотрит.
- Да. И мне тебя хотелось, - так завершает она свою мысль.
Парень решительно покидает комнату.

В прихожей он схватывает с вешалки за лямку свой чемоданчик тигровой окраски, но появившаяся на пороге комнаты Инна Алексеевна останавливает его.
- Павлуша, подожди! Ты не знаешь всей правды.
Но мальчик уходит.

И снова он в выставочном зале. Смотрительница с выемкой на подбородке сидит недалеко на стуле. Она улыбается так же, как в первый раз.
- Все умирает, - говорит ей Павлуша. – А красота остается.
- И красота умирает,  - отвечает ему женщина. - Любовь остается.
Смотрительница улыбается, не меняясь в лице.

Инна Алексеевна сидит за компьютером. На мониторе – фото Павлуши. Художница, «колдуя» с помощью инструментов «фотошопа», делает лицо мальчика старым.

Она вздыхает и подходит к окну.

Вот на экране в ряд расположено уже несколько фото старичка Павлуши.

- Я к вам в последний раз, - решительно заявляет Павлуша, прямо глядя в глаза Инны Алексеевны.
Художница только плечами пожимает.
- Покажите мне портреты, мне дороги они, - настаивает он с интеллигентным видом.
Рука старухи, дрожа, протягивает мальчику портфолио старика с его телом. Павлуша, недоумевая, смотрит на фотографии, не прикасаясь к ним.
- Это ты, - произносит женщина.
Павлуша разворачивается и собирается уйти.
- Постой! – и художница протягивает вперед руку. – Мне двадцать четыре года. Я больна навсегда. В России это единственный случай.
С этими словами, Инна Алексеевна приближается к Павлуше, и прикасается рукой к его щеке. Пальцы ее скользят по его шее сзади, движутся вверх, «против шерсти», от затылка к макушке. Мальчик на глазах слабеет, очи его теряют ориентир, и закатываются. Он валится на пол, глаза закрываются.

Инна Алексеевна, с упорством маниака, запихивает в портфель Павлуши фотографии старика.
Затем она достает из-за шкафа портреты красавицы. Проходя с ними на кухню, женщина бросает их на пол в прихожей.
На кухне художница наполняет водой из-под крана стакан. Уже поднеся его к губам, она замечает уроненную на пол сигарету. Передумав пить, Инна Алексеевна прикуривает от горящей газовой конфорки, и начинает лихорадочно дымить.

Павлуша, лежа на полу, часто и глубоко дышит. Наконец, он открывает глаза, садится, и замечает один из брошенных старухой портретов.  Схватив картину и свой чемодан, мальчик поспешно удаляется. Его немного шатает от слабости, и он едва не налетает по дороге к двери о косяк. Выходя, он не закрывает дверь, и она слегка шатается после его ухода.

На пороге кухни появляется Инна Алексеевна. Лицо ее выражает опустошение и грусть. Подходя близко к зеркалу, она медленно надевает капюшон. И, глядя на свое отражение, она тихо произносит слово «смерть».

Павлуша сидит на берегу тихой заводи и топит в воде фотографии себя-старика. Он окунает их в воду – они постепенно всплывают. Он снова отправляет их на дно. Рядом с мальчиком лежит портрет красавицы. Как же она хороша! Маленькая роковая женщина, сердцевина сущности которой – эти глаза-льдинки, такие колючие и нежащие одновременно.
Начинает накрапывать дождь. По водной глади расходятся круги. Акварель на портрете растворяется.

Вымокший насквозь, Павлуша заходит в свою квартиру. В руках он держит куртку, в которой что-то завернуто. Разворачивает – оказывается портрет красавицы. Павлуша целует влажную деревянную раму.

Мальчик вешает картину на стену своей комнаты. За окном шумит дождь.

Пара старушек гуляет под одним крупным синим зонтом в белый горох. Обе элегантны, с умными лицами. Одна из них – Инна Алексеевна. Другая женщина схожа с ней чертами лица. Инна Алексеевна плачет, хоть лицо ее не искажено гримасой страдания. Она проводит ладонью по лицу.
- Я люблю тебя, - говорит ей ее бабушка.
И художница сжимает ее руку крепче.


Рецензии
впечатлило! понравилось
очень живо: живой, естественный язык, живые образы

P.S. а ведь, насколько я знаю, действительно есть такая болезнь - читал в газете про схожий случай с одним молодым человеком

Даниил Борисов   11.07.2009 21:25     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.