Игра в сказку

                Игра в сказку
                (миниэссе)

  Когда в очередной раз отключают электричество и я зажигаю свечу, ко мне неизменно приходят мысли о природе жанра «фэнтези» в современной литературе и о причинах его возникновения.
И в самом деле, вполне закономерным кажется появление жанра научной фантастики (НФ) в веке, жители которого назвали его НТР.
Технический прогресс, шагающий в ногу с развитием науки, приветствовал логику как орудие познания мира и упорядочивал действительность согласно точным законам и лабораторным анализам.
Предвиденье будущего облекалось в форму научно-технических произведений, популяризующих науку как единственный способ познания законов Вселенной и приспособления окружающего мира под потребности человечества.
  Хотя и этот жанр не особенно приветствовался в литературе для взрослых (речь идет о территории бывшего СССР), а скорее предназначался для детей и юношества. Почему так - сказать нынче сложно, но стереотип действует до сих пор. Все, что за гранью сугубо материалистической действительности и не поддается непосредственному восприятию или опытной проверке - относится к категории выдумки и фантазерства.
  Впрочем, каждый волен понимать, как ему угодно. И лишь со сменой поколений забудутся старые установки и появится новое восприятие.

  Однако, почему же гипотезы, выраженные в художественной форме и, следовательно, попадающие в разряд НФ, имеют меньше прав на жизнь, чем гипотезы официальной науки. Конечно, они основываются на минимальной базе доказательств, но ведь и заглядывают они гораздо дальше и смелее, чем их нефантастические собратья.
Хотя не всегда фантастика бывает так уж фантастична.
Если герои И. Ефремова строили коммунизм в масштабах космоса, то в то же время в западной литературе там же выстраивался капитализм. То есть макеты отдельно взятых стран переносились на просторы галактики.
  Совсем иначе обстояло дело с жанром фэнтези. Его, как такового, в СССР вообще не существовало.
  Хотя сейчас можно причислить к нему произведения А.Грина и булгаковский роман «Мастер и Маргарита», а также гораздо более позднего В.Орлова («Альтист Данилов»), однако, официально они причислялись к иному разряду - романтических и психологических драм.

  С другой стороны, в XX в., несмотря на огромные успехи науки, одновременно сильно пошатнулся ее авторитет всесильности и единоистинности. Возник парадокс, предугаданный еще древними мудрецами, - чем больше научные открытия приоткрывали завесу картины мирозданья, тем сложнее и непознаваемей она оказывалась. То есть раскрыв одну тайну, ученые наталкивались на десять новых тайн.

Появилась необходимость зайти с другой стороны, чтобы дать оценку с совершенно иной позиции, начать (или продолжить) поиск истины без привлечения научных средств. Так у НФ появилась сводная младшая сестра, долго считавшейся незаконнорожденной. Причем признания и права на жизнь она длительное время не получала не только у «чужих», но и от «своих». Ведь фанатизм присущ не только религии, но и науке, а также литературе.
Наверное, стоит оговориться, что на самом деле фэнтези гораздо старше НФ, и тому есть неоспоримые примеры - «Одиссея» Гомера, гетевский «Фауст», приключения Гулливера в изложении Дж. Свифта и т.д. Но в данном случае мы говорим о рождении жанра, а не о появлении отдельных произведений.

Сейчас главенствует мнение, что приверженцы фэнтези - это люди, стремящиеся уйти от действительности, от проблем современного мира с его стрессами. В какой-то мере это так, но отнюдь не относится к основной цели жанра.
Если человек берет в руки книжку как средство релаксации и проводит свой вечер с выдуманными героями и их переживаниями, то в таком терапевтическом приеме нет нечего особенного. А тем более плохого. И литературный жанр здесь может быть самый разнообразный, потому как одного расслабляют романтические отношения героя и героини, а другого - кровавые разборки крутых парней, живущих лишь на бумаге и замолкающих, когда книга захлопнута.

Фэнтези, по моему мнению, имеет гораздо более глубокие задачи.
Из книги М. Анчарова «Самшитовый лес»:
«Фантазия - это прозрение, это когда вообразишь несусветное и оно оказывается правдой».
Именно прозрение можно считать наивысшей целью и достижением для устремившихся в небо на крыльях фантазии. Тем более что вполне вероятна ситуация, когда то, что реально в одном мире, в другом является всего лишь плодом фантазии, и наоборот
Итак, что же тогда является темой фэнтези?

На страницах этих книг ставится эксперимент глобального масштаба по альтернативному мироустройству, ведутся поиски вариантов спасения миров от величайших катастроф, решаются морально-этические проблемы взаимодействия систем мировоззрения
Вопрос о смысле жизни можно считать риторическим и одновременно вопросом на засыпку. Каждый автор пытается по-своему ответить на него, и за одно это они достойны уважения.
Задается множество вечных, неразрешимых вопросов:

    - Кто мы и откуда?
    - Что было вначале и что будет в конце?
    - Бог создал человека или человек Бога?
    - Кто во всем виноват и что с этим делать?

А главное, поиск ответов не прекращается, и результат размышлений автора доносится до читателей. Рождаются новые космогонические теории или переосмысляются старые, ведутся теологические изыскания, которые вплетаются в ткань повествования и излагаются по ходу странствий героя.
Рвутся плоды с древа познания, и вкус их разнится от вполне узнаваемого до очень экзотического.
Итак, жанр при всей своей развлекательности исключительно серьезен.
Уместно вспомнить слова китайского писателя XVII века Юань Юйлина из предисловия к его роману «Путешествие на Запад».

«Если литература не фантастична, то она не литература, а если фантастика не доходит до крайности, она не фантастична. Так можно понять, что самые фантастичные события в мире самые подлинные.
Посему лучше говорить о чудесном, чем о действительном и лучше говорить о бесовщине, чем о божественном. Ибо бесовщина указывает на нечто, существующее в нас самих, и, поняв это, можно стать Буддой».

Границы фэнтези как жанра более зыбкие и неясные, чем любого другого и событийно он отнюдь он не ограничивается войнами в средневековом королевстве с применением магии и других Оккультных средств.
Современные классификации достаточно сильно разнятся, но все они лишь грубо очерчивают контуры этой волшебной страны под название «Фантазия» (впрочем, это название тоже не более чем условность и не является точным отражением сути, — хотя какая уж точность у фантазии!).
По большому счету никакое произведение не укладывается в жесткие рамки классификации, но все же можно попробовать выделить общие черты:
              Схема-классификация
                Тип І -  эпический;
                тип II – героический.

             Подтипы места действия:
1. альтернотивно-исторический
2. новообразованный мир
3. чужие у нас

           Разновидности: психологическая / социальная / лирическая мистическая / сакральная мифологическая / сказочная
сюрреалистическая философская / теологическая космогоническая юмористическая / ироническая / сатирическая

Как видно из схемы, любое произведение можно отнести к одному из двух основных типов - к эпическому, где своеобразным главным героем выступает страна или же целый мир, и картина подаётся масштабно, и к героическому, в котором личность является движущим фактором развития событий и центральным персонажем, от которого нередко зависит судьба целого мира. Однако не исключен вариант, когда используется комбинация этих двух типов - к примеру, главный герой изображен на фоне огромной империи, и в описании им уделено равное внимание.
В свою очередь эпос может разворачиваться в альтернативной реальности, за основу которой взята наша с вами действительность (различные исторические эпохи) или же автор буквально заново создает свой мир, отличный от нашего по многим параметрам, вплоть до физических констант и геометрических аксиом. В третьем, редком варианте, возможно столкновение цивилизаций - «родной» и «пришлой».
То же может ждать и героя: или он уже изначально рождается в неведомых нам и науке краях, либо он чудодейственным и необъяснимым образом перено¬сится в иную действительность, где его ждут великие дела и великая любовь, либо же просто идя за хлебом он нос к носу сталкивается с несомненно приблудными индивидуумами из параллельного мира. В этом третьем варианте нечто фантастическое вторгается в нашу повседневность, и события разворачиваются не на чуждой территории, а у нас под носом (почему бы и нет, наверняка бы сказал Михаил Афанасьевич, берясь за «Мастера и Маргариту»).
  А дальше вниз по схеме.

  Любые события имеют свою подоплеку - мистическую или мифологическую, лирическую или иррациональную, и объясняются психологией персонажей или государственной политикой Империи, а описываются либо с крайней серьезностью, либо шутя по поводу и без. Родится ли в итоге всего этого новая философская концепция - решать автору, а извлекать мораль - дело читателя.
  Из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод, что более чем какому-то другому жанру, фэнтези присуща эклектичность, что объясняется самой природой жанра.

  Потому смею предложить к дегустации гурманов от фэнтези универсальный рецепт приготовления фэнтези «а 1а III тысячелетие»:
  - Для начинки взять одну или несколько сюжетных линий, очистить их от лишних деталей, порезать на порционные главы, подсолить юмором и подперчить интригой, а также добавить пряности экзотики.
  Замесить не слишком крутое тесто из мифов, мистики и эзотерических воспоминаний подсознания, завернуть в него начинку. Запечь на огне фантазии, время от времени поливая соусом иной реальности и многомерности.
  В качестве гарнира подаются психологические нюансы человеческой души.
  Приятного вам аппетита!
  Пожалуй, основная черта, отличающая фэнтези от уже традиционной фантастики - это отрицание технологического направления эволюции человеческого общества.

  А как тогда прикажете классифицировать роман, повествующий о противостоянии двух цивилизаций, имеющих совершенно различные направления развития - техническое и магическое? Этакий гибрид НФ и фэнтези, но вполне жизнеспособный гибрид, обладающий большой выразительностью и незаурядным творческим потенциалом.
Что ж, парадоксы чувствуют себя в родной стихии, плавая в бурных волнах буйной человеческой фантазии.

  В основном все миры фэнтезийных произведений застыли в историческом пути на уровне, соответствующем нашему Средневековью. Причем это касается не только уровня быта и инструментов, но и социальной организации общества. Сохраняется структура:

   Вершина власти:   император, властитель, сюзерен, король, феодал и т.п.
   Среднее звено:   вассалы, жрецы, духовенство, маги.
   Подножие пирамиды власти, исполнители:   воины, торговцы, ремесленники, крестьяне.

  А на этом фоне разворачиваются события по выбранному сценарию: война, междоусобная вражда, дворцовые интриги, заговоры и перевороты, поиски могущественных талисманов и амулетов, поиски и освобождение похищенных принцесс и потомственных волшебников, сопротивление вторжению потусторонних (обычно враждебных) сил; в некоторых случаях - борьба с самими богами, контролирующими данный мир (в большинстве своем богоборческие тенденции проявляются лишь предъявлением претензий к. несправедливому мироустройству и не касаются поиска причин, а лишь исправления следствий).
  Действующими лицами могут выступать люди, сказочные персонажи и животные, боги и иные сверхъестественные создания, вымышленные существа и сущности, вплоть до абстрактных форм.

  Достаточно обычно противостояние добрых и злых сил, но что отрадно - все чаще грани между ними стираются, и нет уже однозначного деления на белых и черных, и последним уже не приписываются все грехи мира, а невиновные оказываются не такими уж невиновными. Конфронтация между ними перерастает из вооруженного конфликта в нечто более напоминающее философский диспут.

  Хотелось бы добавить, что герой, являющийся осевой линией сюжета, не обязательно является Героем с большой буквы. То, что помогает победить ему всех недругов и спасти своих друзей, не всегда его лично¬стные качества - сила, ум, ловкость. Почти всегда он - любимчик судьбы, которая образует благоприятное стечение обстоятельств для его карьеры настоящего Героя. Наверное, везение - тоже заслуга.

Но это так, не с завистью сказано. Просто интересно обнаруживать закономерности в лавине случайностей
Увы, нельзя также не отметить черты деградации у столь молодого жанра. Становясь на путь коммерческого успеха, и стремясь идти по уже хорошо протоптанной дороге успеха у публики, появляются посто¬янные повторы и самоповторы, подражания и пародии, постоянные продолжения и римейки, что образует порочный круг жанра, замкнутого сам на себя. Ничего качественно нового не появляется, а если появляется - то не публикуется.
Издатели боятся не распродать тираж, а авторы опасаются, что их оригинальные идеи не заинтересуют издателей. Обидно, что больше всех в этой ситуации страдают читатели. Существующие на голодном пайке однообразной пиши.

Я не хочу рассматривать литературу как сиюминутное развлечение, способ забыться и отдохнуть, получить удовольствие как от вкусного и питательного (или же изыскано сервированного?) ужина. Такая литература уже теряет право называться собственно литературой как видом искусства и быть принадлежной культуре. Это уже скорее относится к сфере услуг, - бытовое обслуживание населения, так сказать, иначе - беллетристика.

По китайским представлениям в картине живописца обязательно должен скрываться секрет, поскольку произведение требует не любования внешними предметами, а усилия внутреннего прозрения.
Читатель не должен находиться на положении иждивенца. Конечно, приятно, лежа на диване с книжкой следить за беготней героев в поисках всемогущего кристалла, способного расставить добро и зло на свои места в этом неспокойном мире. Но элементарные истины, не требующие доказательств, разжеванные до малейших подробностей, не являются пищей для ума, - а лишь красивой оберткой от иной пищи.

Если автор прямым текстом разъяснит свою основную мысль, подвигнувшую его на создание данного произведения, то вы окажетесь в положении школьника, заучивающего басню. Ведь все получится как в пресловутой басне - изложение событий и следующая из них доходчивая для основной массы населения мораль.
Впрочем, даже если мораль последует и непрямым текстом, то не намного усложнит задачу.

Гораздо интересней и поучительней, если из обыкновенной басни будут вытекать две и более моралей, а если еще и взаимоисключающие друг друга, то и во всем здорово. А захлопнув книжку, придется сделать вывод, что истины не существует. Или же она многолика. Или же автор просто издевается над своим читателем. Однако сие уже невозможно, поскольку отношения писателя и читателя - это святое. Они почти как добро и зло, в том смысле, что друг без друга не имеют права на существование.
Конечно, возможен вариант, когда из всего происходившего на страницах книги никакая мораль не извлекается вовсе и концовка являет собой либо типичный хэппи-энд, либо вообще похороны (это уже по вкусу). Но подобное приемлемо для газет, не делающих далеко идущих выводов, а лишь освещающих события. Предназначение же литературы собственно иное. Ее задача - выявление причинно-следственных связей того происшествия, которое попало на газетные полосы.

Полагаю, не заставлять задумываться, а пригласить к обсуждению за круглым читательским столом - вот та цель, на реализацию которой стоит положить усилия адептам этого волшебного мира - фэнтези...


Рецензии
Замечательная стаья. Жаль, что для большинства людей фэнтези остаётся просто развлекательной литературой, эдакие сказки для взрослых, несмотря на то, что эти "сказки" порой наделены куда большим смыслом, чем некоторые "серьёзные" произведения. Люди забывают, что в сказках бывает ещё и мораль.

Крис Вормвуд   25.08.2009 12:35     Заявить о нарушении
Вот о чём мне и хотелось сказать!
Большинство обывателей причисляют фэнтези и фантастику к "низким" жанрам, зачастую даже не прочитав ни единой страницы. И голословно судят.
Очень обидно.

Анастасия Вихоцкая   25.08.2009 13:05   Заявить о нарушении
У меня к примеру мать литератор, она за свою жизнь не прочла ни одной книги фэнтези, но упорно считает это низшим чтивом, основываясь на каких-то обрывочных сведеньях, мол фэнтези это тупое мочилово орков с эльфами. Так же потому что в институтах это не входит в программу, по причине того, что большинство преподавателей всё же люди старой закалки и слыхом не слыхивали про другие произведение помимо "Властелина Колец" да и то не всегда такой вот советсткий менталитет, хотя я не уверен, что на западе дела обстоят намного лучше. Фэнтези - это наверное один из самых универсальных жанров, который может вместить в себя боевик, детектив, хоррер, любовную драмму и многое другое. Возможно ещё причина в том, что многим людям это просто не понятно им подавай всё на блюдичке про реальных людей в реальном мире.

Крис Вормвуд   25.08.2009 14:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.