Чертовски интересные грибы

              Грибы созданы для того, чтобы нарушать гармонию природы, смущать
              начинающих ботаников и приводить в полное недоумение и растерянность
              маститых учёных!
                Вайан, французский естествоиспытатель.

Порядок грибов есть хаос – сказал великий систематизатор Карл Линней, который так и не смог систематизировать царство грибов. Их и сейчас по настоящему не систематизировали, в том смысле, что принятая систематика искусственна, "грибной" Менделеев еще не родился. В настоящее время описано 120 тысяч видов грибов, и ежегодно описывается еще около тысячи – некоторые из них существовали, но не были открыты, а некоторые появляются вновь: процесс видообразования продолжается.
Царство грибов таинственно. Что такое гриб? Он растет и отмирает, как растение, но белковый обмен идёт у грибов по тому же типу, как у животных, а в оболочке гриба содержится хитин, как у насекомых и членистоногих. Зачем некоторые грибы содержат в себе страшные, смертельные яды - ведь у гриба нет естественных врагов? Зачем ядовитые грибы растут словно напоказ, предлагают себя грибнику, и кто на кого охотится на "тихой охоте"?
- С грибами так – чем больше вопросов, тем меньше ответов, - говорит Людмила Алексеевна Сарычева, заведующая лабораторией микологии заповедника Галичья Гора. Нельзя сказать, что она знает о грибах всё – это по определению невозможно. Но можно твёрдо сказать, что очень немного найдётся людей, знающих о грибах столько.
Из 100 заповедников России только 3 обследованы в микологическом плане. А  между тем заповедная территория – идеальный "фон" для экологического мониторинга: как ведут себя грибы на заповеданной территории? А на той, что подвергается антропогенному воздействию?
Ведь грибы – надёжнейший показатель состояния окружающей среды и степени нашего отрицательного воздействия на нее.
В заповеднике Галичья гора микологические исследования ведутся на самом высоком уровне. В настоящее время фондовая коллекция заповедника содержит 3670 образцов грибов из 380 родов. На территории заповедника выявлено 1180 видов грибов (макро- и микротмицеты), и все они, конечно, подтверждены гербарными образцами коллекции. За каждой деревянной дверцей многочисленных шкафов – целая жизнь. Но сбор коллекции (и ее сохранение от насекомых и прочего такого) – это "дополнительная нагрузка". Жизнь грибов изучается в заповеднике вдоль и поперёк – как влияют на них режимы кошения, некошения, выпаса, пала, рекреации? как меняется при этом численность, видовой состав? как взаимодействют грбы друг с другом и с представителями иных природных царств? Все это исследуется экспериментально, как в природе, так и в лаборатории, полной химической посуды и микроскопов. Все это обрабатывается математически и учитывается статистически. На основе этих данных выполняется множество научных работ (Галичья гора так и осталась в вузовской системе, что определяет перевес научной составляющей в триединой задаче заповедника (охрана, изучение, распространение экологических знаний). Здесь проходят летнюю практику студенты, здесь составляется посвященный грибам раздел Красной книги Липецкой области, куда вошло 16 видов шляпочных грибов, из которых 8 входит и в Красную книгу России. Здесь… да впрочем, всего не перечислишь. Скучать Людмиле Алексеевне некогда. "Чертовски интересная работа, но очень сложная!" – так охарактеризовала она свою без малого двадцатилетнюю деятельность на микологическом поприще.
Порой Людмила Алексеевна ставит просто уникальные эксперименты.
- Вот колбочка. В ней осталась агаризованная среда. Я занималась посевами чистых культур микромицетов из почвы и просто открыла пробочку, и в колбу попали споры, витавшие в воздухе. С тех пор я не открывала эту колбу 13 лет. Пробка притёртая: она обеспечивает полностью анаэробные условия, и абсолютно исключает доступ питательной среды. Уже не одно поколение студентов смотрело на эти колонии микроскопических грибов, которые не только до сих пор живы, но и размножаются – видите этот налёт на стенах? Это не грязь, это молодые колонии, которые ползут вверх. Количество ферментов у этих грибов  доходит до 18 видов, то есть когда заканчивается одно питательное вещество, гриб начинает перерабатывать другое. Вот этот вид – аспергеллиус - разлагает все, вплоть до легированной стали, алюминия, нефтепродуктов и кожи человека, т.е. любые углеродсодержащие вещества. Грибы моментально приспосабливаются к любым условиям, именно поэтому так трудно бывает справиться с грибковыми заболеваниями. Мы в заповеднике занимаемся общей микологией, но есть ведь медицинская, ветеринарная, пищевая, промышленная, космическая микология, и каждая из них бесконечна! Каждые два года проходит симпозиум по биоповреждениям – это касается именно грибов, они, редуценты, основные биовредители! Космическая микология – это не как выращивать грибы в космосе, а как бороться с грибами в космосе. Не успел человек изобрести какой-то новый полимер –моментально появляется штамм гриба, который его разлагает. Все без исключения грибы, и наши любимые (с кулинарной точки зрения) шляпочные грибы – все они редуценты, их задача – разлагать. Например, древесину, сложную молекулу целлюлозы, разлагают только грибы. Уже потом она становится доступна иным организмам.
- Людмила Алексеевна, 20 лет мониторинга микобиоты – это серьезно. Каковы же основные выводы проделанной огромной работы?
- Основной вывод тот, что идет обеднение микобиоты. Исчезают не только виды, но целые таксоны, в первую очередь грибы с крупными плодовыми телами. Зато появляется множество синантропных видов, которые следуют за человеком. Выживают самые приспособленные – а они, как правило, далеко не самые желанные. Плохо влияют на грибы неоправданно частые палы, характерные для последнего времени. Развиваются головнёвые грибы-паразиты, ржавчины усиливают свою деятельность, потому что растения ослаблены, их сопротивляемость недостаточна. Вот такой короткий вывод, за которым – вся жизнь. Очень интересная жизнь! О каждом грибе можно рассказывать бесконечно. Не зря бытует выражение "планета грибов". Это действительно так. В одном грамме почвы сосредоточено такое количество грибных клеток, что, выстроив их в ряд, можно опоясать половину земного экватора.
И Людмила Алексеевна разворачивает папки, коробки, пакеты, в которых хранятся образцы (доставать их из шкафов не потребовалось – только что, перед нашим приходом, с ними работали студенты). Разворачивает папки, раскрывает бесконечное разнообразие особого царства микобиоты.
Каких только грибов не бывает на свете! Что мы знаем – подберезовик да свинушка? А что бы вы сказали, если бы нашли гриб в виде шара диаметром полметра и весом без малого пуд? Именно таков ложный дождевик гигантский (langermannia gigantea). Как и все дождевики, он съедобен на ранней стадии (пока внутри плодового тела, напоминающего поролон, не начнут созревать споры, придавая ему темную окраску). Это гриб, занесенный в Красную книгу, образует плодовые тела раз в 15-20 лет. поэтому он может "выскочить" на перепаханном поле, внезапно взломать асфальт на городской улице; его сила жизни такова, что он в состоянии даже разрушить капитальный фундамент – такие случаи бывали. Это гриб – рекордсмен по количеству спор, их в плодовом теле содержится 7 миллиардов. Если бы все они проросли, потомство одного плодового тела покрыло бы территорию, равную по площади японским островам, а следующее поколение превысило (бы!) по массе земной шар  в 800 раз. В жизни же эти споры прорастают очень редко. А жаль, ведь лангерманния содержит в себе противораковые вещества, так же, как и широко известная  чага (трутовик скошенный, Inonotus obliguus) – гриб-лекарь. Еще в старинных травниках 14-го, 16-го веков сохранились указания об использовании чаги в лечебных целях, ею лечили от рака Владимира Мономаха. Сами наросты на березах – это гипертрофированная древесная ткань, которая наполнена мицелием.
Мицелий, или гифы  – это то же самое, что и грибница, то есть вегетативное тело гриба, которое находится в субстрате (субстрат – это для разных грибов земля, вода, древесина, а для иных и мы с вами) и где сосредоточена вся жизнь гриба. А то, что мы зовем грибами и что приносим домой в корзинках - это только органы размножения гриба, которые можно уподобить цветку у растения и которые у одного гриба появляются ежегодно, у другого - один раз в несколько лет. Соотношение плодового и вегетативного тела гриба - 1 : 125. То есть, если вы сорвали гриб весом 100 граммов, его грибница весит двенадцать с половиной килограммов.
Вот чешуйчатый трутовик. Он несколько напоминает лишайник, но тем не менее съедобен. Среди трутовиков, питающихся древесиной, нет ядовитых грибов. Интересно взглянуть (особенно в такой микроскоп, как в этой лаборатории, с увеличением в 400-600 раз) на гименофорум, т.е. "книжку" трутовых грибов – трубочки, пластинки, лабиринты… Зачем все эти загогулинки? А затем, чтобы увеличить поверхность спороносного слоя. Поверхность пластинок у шампиньона превосходит поверхность шляпки всего в 13 раз, а у трутовика – в 900 раз!
А вот бокальчик мусорный, который можно увидеть по соседству с навозными кучами. Сначала его плодовое тело закрыто, и в нем формируются яички  со спорами. Когда они созревают, бокальчик раскрывается, и капля дождя, попадая внутрь, выбивает оттуда яички и рассеивает их.
А вот плоды, на которых присутствует очень знакомая любому садоводу болезнь – та, что портит яблоки, покрывая их словно чешуйчатой корочкой. Оказывается, это тоже гриб - монилия серая (Monilia cinerea), который не образует плодовых тел, споры "отпочковываются" прямо от мицелия.
Каких только грибов не бывает на свете! Гриб-баран, например. Он имеет около 200, а то и тысячу шляпок одновременно, при этом общий диаметр до полуметра! Это трутовик разветвленный, он же грифола зонтичная – гриб съедобный, но очень редкий.
Самые быстрорастущие организмы на планете – грибы. Есть тропические грибы, "прибавляющие" 5 миллиметров в минуту. такой гриб живет всего 15 минут – этого времени достаточно, чтобы его, вместе с уже созревшими спорами, полностью растащили мухи, привлекаемые умопомрачительным запахом гниющей падали. А наши среднерусские грибы (будем точны, их плодовые тела) проходят полный жизненный цикл – от крошечного грибочка до трухлявых останков – в среднем за неделю.
Для того, чтобы увидеть необыкновенный гриб, не обязательно отправляться в джунгли Амазонки. Если повезет, на обычной поросшей кустарником опушке можно увидеть нечто вроде маленького тёмно-коричневого осьминога, который приподнялся на щупальцах, да так и стоит. Это звездовик, он же тригастер черноголовый (Trigaster melanocephalus). Забегая вперед, скажу, что один такой живой сувенир Людмила Алексеевна мне подарила. Теперь он стоит на аквариуме, и все мои гости спрашивают: что это? Отвечаю – сушеный осьминог из Китая. А почему у него только 5 ног, ведь должно быть 8 – докапываются некоторые. Все остальные осьминожьи приметы у странного существа, видимо, в наличии…
Есть в коллекции и обычного вида грибы, которые всем нам знакомы. Впрочем, в этой коллекции, как в Греции, всё есть. Макромицеты, т.е. "нормальные" грибы (предварительно высушенные в термостате при особом щадящем режиме) хранятся в двойных стандартных бумажных пакетах в герметичных коробках. Коллекция слизевиков, начатая в 1993году и активно пополняемая в настоящее время, "живёт" тоже в герметичных коробках, но уже не в пакетах, а в чашках Петри. Микромицеты хранятся вместе с пораженной ими частью растения (или гриба, т.к. друг друга эти редуценты по призванию тоже разлагают успешно). В этом-то и беда, нужно не только регулярно обрабатывать хранилище инсектицидами и репеллентами, но и следить, чтобы сами экземпляры не "скушали" друг друга…
Пользуясь случаем, задаю Людмиле Алексеевне простые житейские вопросы, которые давно интересуют меня, как и любого грибника.
- Когда мы ходим по лесу, мы вытаптываем при этом грибы?
- Четыре раза ступил человек ногой на квадратный метр почвы – и всё, структура почвы уже нарушена. Соответственно, гибнут прежние виды грибов и появляются новые – поверхностные, для человека и животных не представляющие ценности. Это и есть то, что мы называем антропогенным воздействием.
- Одни говорят, что гриб нужно срезать ножом, чтобы по возможности меньше принести вреда грибнице, а другие – что лучше его "выкручивать" из земли. Как правильно?
- Совершенно неважно, как именно вы сорвали гриб. Главное – обязательно притоптать ногой то место, где он рос, чтобы грибница не пересыхала. Ещё лучше – прикрыть, присыпать лесной подстилкой, чтобы не оставалось ямки.
- Значит, грибнице сухость вредна? Но этим летом стояла такая сушь, не погибли ли от этого грибы?
- Мицелий сосредоточен в верхних 15 сантиметрах почвы, и засуха, таким образом, является для него критической, стрессовой ситуацией. Но зато первый дождь после засухи – это для грибов как провокация: ведь они должны оставить потомство, и они моментально выбросят шляпки!
- Если я подозреваю, что гриб червивый, я не срезаю его, а рассекаю шляпку ножом, чтобы убедиться. Если червивый – оставляю расти, чтобы споры дал… Это правильно?
- Нет. В этом нет никакого смысла. Когда гриб поврежден, разрезан – он умирает и разлагается.
– А правда ли, что, если в грибе черви (личинки, поправляет Людмила Алексеевна) то гриб не ядовит?
- Ошибочное мнение. Есть множество примет, как распознать ядовитый гриб – серебро темнеет, луковица синеет, еще что-то… Все это заблуждения. Не существует никаких примет, позволяющих распознать ядовитый гриб подручными средствами. Если есть сомнения в пригодности гриба в пищу –  немедленно выбросить! 
- А с чем связаны массовые отравления грибами в 99, да и 2000-м году?
- На самом деле грибами травились всегда. Вспомните, у Лескова, "Леди Макбет Мценского уезда": "умер, поев каши с грибами, отравился, как травились и умирали и его деды и прадеды..." А дело вот в чём. По составу своего тела грибы гораздо более животные, чем растения. И когда тело гриба гниет, продукты его разложения практически идентичны трупному яду. Массовые отравления в жаркую погоду происходят вовсе не потому, что неопытные грибники путают бледную поганку с сыроежкой. Дело в том, что жара убыстряет процессы разложения, и вероятность того, что в теле гриба окажется трупный яд, многократно увеличивается. Именно поэтому в жарких тропических странах все трубчатые грибы, имеющие мясистые плодовые тела (как наш  белый) считаются ядовитыми. А на севере, в холодном климате, как известно, малые народы даже мухоморы использовали в пищу (как галлюциногены, правда). На севере отравиться грибами насмерть почти невозможно – трупный яд в них на холоде практически не образуется. Между прочим, некоторые виды мухоморов съедобны и в средней полосе. В Липецкой области их 8 видов. Серо-розовый можно есть, но при этом не перепутать с красным! Есть и мухомор – цезарский гриб, который считался в Древнем Риме деликатесом.
Ну, а самый ядовитый в мире гриб, бледная поганка, содержит в себе сразу 10 видов различных ядов, поражающих и нервную и пищеварительную, но главное - кроветворную систему. Гемолитический эффект таков же, как у яда гюрзы, и так же отсутствует противоядие. Смертельная доза для большинства людей – 0.03 грамма яда, такое количество его содержится в половине плодового тела гриба-убийцы. Полный цирроз печени наступает на вторые сутки, и спасения нет. Учёные постоянно работают над поисками противоядия, но те белковые соединения, которые им удалось получить, оказались пока эффективными для мышей и абсолютно неэффективными для людей.
Постепенно разговор переходит на социальные, так сказать, срезы грибных загадок.
Страшная вещь – грибная токсикомания. Существуют грибы, волоконницы и некоторые другие,  которые содержат сильнейшие галлюциногенные яды. За такими грибами в настоящее время идет яростная охота.
Существуют и мирные, так сказать, способы заработать деньги на грибах. Помню ещё из детства, как здесь, в Липецкой области, летом жительницы деревень, расположенных на трассе, обязательно ходили в лес по грибы, и перебирали их потом, сидя на пороге: налево – себе… направо – на продажу… Слева стояла при этом маленькая кастрюлька. Справа – здоровенный чан. С тех пор никогда, нигде, ни при каких обстоятельствах не покупаю грибов.
Но теперь этот деревенский бизнес стал более цивилизованным. Дело в том, что "крутые", купив на трассе баночку грибов и обнаружив в ней нечто неподобное, не ленятся вернуться и перебить незадачливому торговцу все банки до одной. А это очень серьёзное наказание, ибо за лето семья при благополучном раскладе продаёт до тысячи трёхлитровых банок и зарабатывает на этом до трехсот тысяч рублей. Одно время существовал даже грибной рэкет – грибников на опушке встречала братва, предлагала высыпать грибы в машину и идти себе подобру-поздорову. И на чем только у нас в России бабки не срубают…
За границей такого быть не может хотя бы потому, что там грибы в принципе не собирают. У мусульман грибы кушать запрещено Кораном. Да и во всем остальном мире только у славян осталась традиция собирать грибы в дикой природе.
- Это наш менталитет, наша генетическая память, - считает Людмила Алексеевна, - и нам говорить, что этого делать нельзя – бесполезно. Удовольствие ходить по лесу с корзиной и искать грибы все равно оказывается сильнее и страхов, и запретов. Ну, а раз нашёл – надо съесть… Такие вот особенности национальной охоты.
А в завершение добавлю, что Людмила Алексеевна – прекрасный рисовальщик, и эта статья проиллюстрирована ею, так же, как и вышедший два года назад каталог коллекции "Грибы и микромицеты заповедника Галичья Гора". (это когда в газете печаталось - примечание автора)

2001


Рецензии
Большое спасибо за интересную и познавательную статью. Я занимаюсь поиском редких видов грибов, а также провожу биологические экскурсии. И всегда рад новой информации.
Удачи Вам!

Алексей Захаринский   13.07.2019 19:02     Заявить о нарушении
я рада, что пригодилось!
и вам удачи, и особенно в поисках редких видов, это классно!

Ольга Шевелева -Статьи Про Путеш   19.07.2019 00:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.