Скифия

 

Ночная  тьма , черна и непроглядна.
Все в доме снам внимает в тишине.
Один  не сплю и чудится мне в ночи,
Что  я попал  в далекую  страну.
Да Скифия , страна ушедшая в беспамятье.
Погибла не оставив нам следа.
Но наше беспристрастное придание.               
Твой облик  сохранит на долгие года.
Лишь стаи воронья, изсине- черного.
В безмолвьи мертвом, белизне костей.
Растоптана страна  летящей вражьей конницей.
Нет больше радости
Навеки смех затих.
24.02.08.

С глубокой древности юг Русской равнины, степные просторы Поволжья, Придонья и Причерноморья были областью расселения многочисленных кочевых народов, пришедших в движение по территории Великой евразийской степи. Первыми отмеченными в летописных источниках, обитателями Северного Причерноморья и отчасти Нижнего Подонья, имя которых сохранила письменная история, были Киммерийцы, жившие здесь в IХ - VIII веках до н. э.  Древнегреческий историк Геродот сообщает, что Киммерийцы жили в Северном Причерноморье ещё до прихода Скифов. Пребывание Киммерийцев здесь принято относить к концу второго- началу первого  тысячелетия до н. э. Киммерийцы представляли собой сильное государственное образование, сформированное из союза племён.
О Киммерийцах упоминается в Ассирийских клинописных текстах VIII века до н. э. Особенно сильно беспокоили Киммерийцы государство Урарту и Ассирию при царе Ассаргадоне.
В анналах другого Ассирийского царя, Ашурбанипала, отмечается победа над «народом гиммера» (название Киммерийцев в античных источниках). В тех же анналах говорится о борьбе с Киммерийцами Египетского фараона Псамметиха. У Киммерийцев было достаточно хорошо вооружённое и сильное конное войско, отличавшееся большой манёвренностью и жестокостью в бою.
По данным топонимики, Киммерийцы жили и в Приазовьи. Геродот приводит несколько географических названий, сохранившихся здесь до его времени (V век до н.э.). Это Боспор Киммерийский, Киммерийские переправы, Киммерийские укрепления и область Киммерия. На Днестре были могилы Киммерийских царей, погибших во время столкновения со скифами. Геродот считает, что часть Киммерийцев ушла в Малую Азию (Каппадокию), а другая часть была ассимилирована Скифами. Сохранились и следы пребывания Киммерийцев на Нижнем Дону, о которых свидетельствуют находки в окрестностях нынешнего Ростова, в крупнейших городищах: Кобяковском, Нижне-Гниловском, Хапровском, Сафьяновском. Важнейшей базовой культурой, открытой в ходе археологических раскопок курганного типа на нынешней, южной территории нашей страны, в том числе в Подонье и в Приазовьи, является культура ирано-язычных племён - Скифов, Савроматов, и более поздних кочевников Волго-Донского бассейна - Сарматов.
Начало железного века (конец VIII века до нашей эры) на территории Северного Причерноморья, Приазовья, Нижнего и Среднего Дона связано с двумя важными процессами, оказавшими большое влияние на историю последующих веков на юге нашей страны. Этими явлениями были приход и распространение Скифских племен, которые вытеснили Киммерийцев, и начало Греческой колонизации. Пришедший с востока, этот народ (состоявший так же из разных родственных племён) в VII веке до н. э. обосновался на северном побережье Черного моря. Он представлял собой большое межплеменное (протогосударственное) объединение и занимал в VII - V веках до н. э. среднее и южное Поднепровье, Нижний Дон, Кубань и Тамань.
Много ценных сведений о жизни Скифов сообщил Греческий историк Геродот. У Скифов господствовал патриархат. Видную роль в жизни Скифских племен играла война. В VII веке до нашей эры скифы, жившие на Северном Кавказе, совершили опустошительный поход против государств Урарту, Ассирии и Египта. Была захвачена огромная добыча. Война обогащала племенную верхушку. У вождей и знати Скифских племен Дона появляются ценные золотые и серебряные вещи, дорогое оружие, рабы. Могущественная Скифская держава сумела активно противостоять военно-политическим претензиям Персов и Македонян, включая походы Александра Великого. Территорию государства Скифии позднее населяли неоднородные по этническому признаку народы, различавшиеся по хозяйственному укладу и образу жизни: царские Скифы, Скифы-пахари, Скифы-кочевники. С  V века до н. э. по III век н. э. скифы возглавляют государственное объединение в Северном Причерноморье - Скифское царство со столицей на Днепре (Каменное городище). У Скифов которые вели полукочевой образ жизни, было развитое хозяйство в виде земледелия, скотоводства и ремесел. Они активно торговали с Греческими колониями. Скифы имели довольно развитые социальные отношения, выделялись чёткие социальные корпорации: жрецы, воины, рядовые общинники и рабы. Знаменитые Скифские курганы и могильники донесли до нас свидетельства яркой и своеобразной культуры. Они являлись типичными европеоидами, а по языку принадлежали к североиранской группе. Из ныне существующих народов ближе всех к ним по языку находятся Осетины - потомки сарматов и Алан, ближайших родственников Скифов.
Племена Скифов, земледельцев и скотоводов, кочевали в VII - III вв. до н. э. и по южным степям нынешней России, между Днепром и Доном. Донской край был восточной периферией Скифского государства. С конца V века до.н.э. скифы основали в дельте Дона несколько поселений, которые выросли в крупное городище - Елизаветовское поселение. Со временем оно превратилось в достаточно большой и значимый центр греко-варворской торговли во всём Приазовьи и Северном Причерноморьи. Предметы Скифской культуры - мечи, шлемы, бронзовые удила  найдены на территории Ростова, Аксая, у поселка Койсугского и в ряде других мест.
В конце VI в. до н.э. Скифское население покидает городище, на месте которого позднее появится большая Боспорская, Греческая колония-полис.
Образ жизни Скифов, их быт и внешний вид описали греческие античные историки. Из этих описаний следует, что Скифы были русыми, голубоглазыми, искусными наездниками и отличными стрелками. Религия скифов отличалась многобожием, в их пантеон входило 7-мь основных богов, особо почитался бог войны - Арес.
Причерноморские и донские Скифы испытывали большое влияние античной средиземноморской, Греческой культуры.
Сарматы, появившиеся в донских степях позднее, включали в себя несколько ираноязычных этносов: Савроматов, Сираков, языгов, Роксалан и Алан.
Перекочевав в южные степи из Западной Азии (III в. до н. э.- IV в. до н.э.), Сарматы, проживавшие на левобережье Дона, имели сильную по тем временам тяжеловооружённую конницу - «катафрактариев» и, как и Скифы, были отличными воинами. У Сарматов большую роль в социальной структуре общества занимали женщины, часть которых, по свидетельствам, участвовала и в военных действиях, что, по всей видимости, позднее породило известные легеды об Амазонках, женщинах-воительницах.
Сарматские племена разбили Скифов, соподчинив и смешавшись с ними, заняли земли Приазовья, Правобережья и Нижнего Дона, отчасти Причерноморья и Прикаспия. В руках Скифов остался степной Крым, где и возникло новое царство со столицей в Неаполе Скифском.
 В течение нескольких последующих столетий остатки Скифов постепенно растворились в среде новых пришельцев - Сарматов, Алан и Роксалан. Часть Скифов позднее была ассимилирована славянами. Славяне - это то же , как и Скифы, сборный народ из различных племен. Единственное что их в последствии сделало единой группой с именем Славяне, это религия и язык. Торговля и государственность - это было гораздо позже. Назывались  эти группы по-разному, это, Росы (Руссы) и  Поляне, и Кривичи, Уличи (Угличи)…. , но сказать что все они пошли от одного корня или хотя бы из одной местности, просто невозможно.

На нижнем Дону и в Приазовьи сохранились остатки крупных Скифских поселений-городищ: Елизаветинского, Кобяковского, Недвиговского. Более двухсот лет тому назад археологами были начаты раскопки Скифских и Сарматских курганов- мест захоронения знати и военначальников. В Скифских и Сарматских курганах Поднепровья и Крыма (Солоха, Чертомлык, Куль-Оба), в курганах на Нижнем Дону (Пять братьев, Новочеркасский и др.) обнаружены ценнейшие предметы материальной культуры, вооружения и украшений, позволяющие представить внешний облик и форму костюма представителей этих древних племен.
Амазонки донских степей. Ни для кого не секрет, что красивый древнегреческий миф об амазонках - это практически реальность, исключающая некоторые подробности, подчёркивающие дикость, необразованность и варварские нравы. Учёные предполагают, что племена, где женщины имели равные права и даже культовое преимущество (поклонение праматери всего живого), существовали 7-6 веке до нашей эры. Именно в этот временной промежуток жили Амазонки донских степей. 
В устном сказание многих народов в разных частях света можно встретить легенду о существование древнего племени амазонок. Главные их отличия - это матриархат, женщины-воительницы, преимущественно лучники, обособленная жизнь в труднодоступных местах, предвзятое отношение к мужчинам.  Но из древних мифов, мы узнаём о целом государстве на Дону и даже городах, причём они соседствуют со Скифским союзом, возможно, входят в него. Всё просто, об этом говорят результаты последних раскопок курганов древних кочевников. Если раньше определяли пол и датировали захоронения по предметам, найденным рядом в могилах, поэтому женских захоронений казалось было мало. Но проверив кости покойников с точки зрения анатомии, исследовали, заметили, что в могилах со стрелами, мечами и боевыми принадлежностями, обнаружены и женские останки. Это говорит о том, что женщины имели прямое отношение к военному делу и даже управлению военной силой и всего государства. Главным письменным источником о существование Амазонок являются мифические рукописи Геродота. Он пишет, что изначально они жили в Малой Азии, но Греки разбили их войско, а пленённых везли на ладьях в рабство. Но в море Амазонки захватили морские суда и высадились на берегах Азовского моря. С тех пор они стали жить на территории Донских земель, всячески мешая племенам Скифского союза. Когда же Скифские воины осознали, что новые враги это женщины, они сумели не только договориться о вступление в военный союз, но и имели, сними связь для продолжения рода.
Воинственная Амазонка донских степей; Интересно то, что антропологи, изучающие останки погребённых в курганах женщин-воительниц, отмечают их изменения на гормональном уровне. Не редко это женщины преклонного возраста 50-55 лет, имеющие всевозможные прижизненные ранения, искривление позвоночника и изменения черепа в пользу мужских гормонов. Гиппократ, рассказывая об Амазонках, скорее всего, подразумевает женщин Сарматского племени. Им необходимо было до замужества убить трёх врагов. Так же он говорит, что женщины, чтобы быть искусственными воинами прижигают правую грудь в детском возрасте, для лучшей стрельбы из лука. А мальчиков специально калечат, чтобы исключить возможность быть полноценным воином. Конечно, все эти утверждения не имеют подтверждений. На античных вазах и барельефах Амазонок изображали всегда с двумя грудями.
Свидетельства существования Амазонок мы встречаем в курганных захоронениях. Например, недалеко от города Миллерово, в курганном захоронении, обнаружили останки женщины.
С правой стороны лежал меч, с левой копьё и принадлежности лучника. Так же рядом найдены колечко, бусы и зеркальце, а немного в стороне покоились останки нескольких мужчин, по мнению исследователей рабов. В захоронениях курганной группы "Пять братьев" были найдены золотые украшение, принадлежащие женщинам богатого сословия.
Район Кавказских Минеральных Вод издавна привлекал к себе внимание исследователей и путешественников. На этой земле высились причудливые горы, возле которых били целебные источники; почва здесь была плодородна и тут с древности выращивали лучших лошадей; а народы, жившие в этом удивительном крае, были малоизученны, жили по своим законам и слагали чудесные легенды и предания, запечатлённые в фольклоре.
Находясь в районе Кавказских Минеральных Вод, многие путешественники прошлого проявили огромную заинтересованность в получении сведений о местных преданиях и сказаниях. Интерес этот был не случаен - порой только так можно было более полно изучить историю этой земли. Одна из легенд, привлекших внимание западноевропейских путешественников прошлого, - сказание о «Скифском» царе Тульме и об Амазонках «еммечь». Первым эти сведения записал на Кавказе Якоб Рейнеггс, служивший при царе Грузии Ираклии XI. Но не все считали его вполне достоверным автором, и в 1797 - 1798 годах сюда отправляется один из крупнейших исследователей конца XVIII - начала XIX века. граф Ян Потоцкий, одной из своих целей имевший намерение сведения Рейнеггса проверить и уточнить. Видимо, у учёного были для этого свои основания, в частности то, что «Скифский» царь Тульм в древних письменных источниках неизвестен. Не было о нём никаких упоминаний ни у Геродота, ни у Страбона, труды которых
Я. Потоцкий возил с собой. Находясь в районе Пятигорья (Бештаугорья), Потоцкийю.Я , пытается проверить записанные Рейнеггсом древние предания. Вот как легенду о Тульме и женщинах-воительницах «еммечь», живших когда-то на Кавказе, передает другой исследователь XIX века, по национальности швейцарский француз, по специальности геолог, натуралист, археолог - Фредерик Дюбуа де Монпере: «В те времена, говорят кабардинцы, когда наши предки обитали по берегам Черного моря, они часто воевали с эммечами, народом женщин, которые жили в местности, где горы Черкесии и Сванетии образуют угол, и распространялись до современной Малой Кабарды. Они не допускали в свою среду никаких мужчин, но принимали каждую смелую женщину, если она желала участвовать в их походах и вступить в их товарищество. После одной длительной войны без всякого решительного успеха для той или иной стороны оба войска снова встретились для того, чтобы начать битву, когда вдруг предводительница эммечей, владевшая даром пророчества, потребовала тайного свидания с Тульмом, вождем Черкесов, который также обладал даром провидения. В пространстве между двумя войсками раскидывают шатер; туда отправляются пророк и пророчица; несколько часов спустя пророчица выходит и объявляет своим воинственным подругам, что она побеждена и желает взять Тульма себе в мужья; вражда прекращена, и она советует им поступить так же, как она, и избрать себе мужа среди врагов; так и случилось: Черкесы, наши предки, радостные вернулись со своими новыми подругами в свои жилища».
Дюбуа де Монпере говорит о том, что ему представляется поразительным то обстоятельство, что у Черкесов можно найти такое причудливое разобщение мужчин и женщин, причём именно в той стране, где, по мнению древних, находились Амазонки и Савроматы. Амазонки здесь были зафиксированы также археологически, как, впрочем, и в степях на Дону, где были найдены погребения молодых вооружённых женщин VII в. до н. э. Так - что это явление - женщины-воительницы - зафиксировано не только в фольклоре, но и в реальной действительности.
Но, оказывается, здесь существовали не только древние амазонки, но и так называемые «позднейшие еммечь». Речь идет о совершенно разных исторических эпохах, отдалённых друг от друга почти двумя тысячами лет. Так, Прокопий Кессарийский, византийский писатель VI века, хорошо осведомленный о Кавказе, свидетельствует: «Теперь в окрестностях Кавказского хребта нигде не осталось ни воспоминания, ни имени Амазонок». Зато они снова зафиксированы в этих местах в XVIII веке. В современных изданиях фольклора народов Северного Кавказа «еммечь» не встречаются. Но в Нартском эпосе Осетии выявлены столь яркие Амазонские сюжеты, близкие по содержанию текстам древних авторов, что недооценить их невозможно. Если мы вспомним древне-русские предания об отважных степных женщинах-наездницах «поленицах», то также сможем их сопоставить с легендами об Амазонках. Причём встреча русского богатыря с поленицей не всегда заканчивалась его победой. Во многих былинах могучие женщины, ставшие женами богатырей, утрачивали свои полномичия быть женщиной-воительницей.


Рецензии
Вячеслав!
Сильно пИсано!!!
Спасибо!
С уважением,
Владимир

Владимир Хвостов   29.09.2012 12:50     Заявить о нарушении
Благодарю за внимание.
Но в России, история- ничему не учит.
Она только наказывает - за незнание.

Вячеслав Кудяков   30.09.2012 23:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.