Братья Кузьминские, Ермаково войско и Палкино

...если смотреть на прошлое через призму исторических контекстов, то кое-что становится понятным уже в самом тебе. Вот например, братья Кузьминские. Кто они такие? Откуда они? Знать не знаю, и ведать не ведаю. Равно как и дед не знал мой, по папиной линии. Есть только отправная точка - из ермакова войска... И вот тут кое-что начинает слегка проясняться - войско Ермака Тимофеевича было сформировано по Указу царя Иоанна Васильевича. А кто у нас был Ермак Тимофеевич, и почему именно ему было доверено руководство этим походом в Сибирь-матушку? Ермак был сначала атаманом одной из многочисленных казацких шаек(*), разбойничавших на Волге и грабивших не только русских купцов и персидских послов, но и царские суда... Тать, одним словом. Но свой, русский, что характерно. Иван Васильевич здесь поступил весьма прозорливо - сказал, ну ладно, робята, хватит вам дурью-то маяться, приложите-ка Вы силу свою вот в таком направлении, а то аки супостаты какие, не дело это, пора бы и повзрослеть уже вроде как. В общем, идите-ка вы в ханство Синей орды, да послужите верой и правдой Руси, а я вам за то прощение даю от всей земли русской, да и живите себе, коли живы останетесь опосля всего этого на радость семьям своим и детишкам.

Ну, они и пошли. Причём, что характерно, пошли не как грабители или тати уже, а как государево войско.

Мне эти завоевательные походы завсегда были неприятны - война, дело скабрёзное, где, как говаривал Бисмарк, "победитель оставляет побеждённым только глаза - чтобы было чем плакать..." Но вот ведь что интересно как факт - в отличие от всех остальных завоеваний (Америки и протчая), за всю историю завоевательных войн это была абсолютно не похожая на остальные война. Пройдя до Иртыша и Оби и умывшись собственной кровушкой по самое не хочу, дружина ермакова всё-таки победила при всей своей малочисленности. И дело здесь даже не в умении воевать, а в той самой русской душе, которая знала очень даже как - каково это находиться под чьим-то игом. Недавние тати и разбойники, зная, что получат вольную и в каком окружении придётся жить их будущим поколениям, повоевав и положив немало сил при том, приняли очень правильную линию поведения на этих самых "завоёванных" землях - никого не притесняя они пошли по пути торговли с местным населением, начали строить свои поселения, оженились (породнились фактически) с местным населением и зажили себе кому как Бог отмерил. Ну а дальше всё пошло как по накатанному, всё дальше на Восток, до самого Тихого океана...

Два брательника Кузьминских этих всё же вернулись в последствии назад со товарищем своим по фамилии Палкин. Ну так захотелось – место ли какое им памятное запомнилось раньше, пока шли в Сибирь, или ещё что - неизвестно. В общем, пошли назад по окончании ермаковой кампании. Дошли до Исети реки, разбили привал под вечер на берегу, а поутру проснувшись как что-то их тронуло по хорошему – огляделись по сторонам, ну до того ж благодать! Река, рыбки полна, лес сосновый по горкам шумит, белки прыгают, лоси бродят непуганые... Поняли – дальше что толку идти, коль такая благодать вокруг? Опять таки никто над душой не стоит, ни бояр, ни холопов боярских с приказчиками – сами себе хозяева. Построили избушки и стали жить поживать. Потом и оженились как-то в одночасье, детишки пошли и вошла в русло хорошее жизнь этих некогда разбойничков. Душа осветилась светом добрым, а что в принципе народу в этой жизни-то надобно? Живи, трудись, да жизни вольной радуйся, в ладу с природой находясь. Одно плохо – у братовьёв детишки родились год от году, а вот у Палкина, с жёнушкой его чего-то не задалось, не сподобил Господь... Зато сердцем к ребятишкам братовьёв прикипели они – помогали чем могли, к ремеслу приучали, да слова сказки с былями добрые по вечерам рассказывали пока малые те были, ну а как подросли – стали и про походы Ермаковы рассказывать, да про жизнь нездешнюю и народы невиданные.  Так и жили. Со временем к трём их избушкам ещё народ прибавился – кто проходил не задержавшись, а кто и оставался, дома рубил, да поселение расширял тем самым.

По причине сердечной и от переживаний жизненных Палкин первым ушёл... Схоронили его, всё чин по чину, с обрядом, тут же, неподалёку. А потом в честь его и порешили всем сходом поселение это Палкино назвать – хоть какая память о человеке останется, раз бездетным человек хороший ушёл...

А в Палкино нонешнем, на Урале которое, и сейчас Кузьмины живут. Чего и всем желают! Ага!:-)

(*) к XVI в. в Русском государстве "Для пограничных пассионариев были характерны объединения более высокого порядка, поскольку в ходе войны с татарами или ногайцами, отношения со своими боярами переставали иметь какое-либо значение. Например на Дону образовался особый субэтнос, впоследствии ставший этносом, - казаки. Они принимали к себе всех беглых крестьян и чувствовали себя совершенно самостоятельными. Неизменно признавая московского великого князя своим государем, они недолюбливали бояр и представителей тогдашней бюрократии - дьяков. Независимость Дона была зафиксирована в двух ёмких формулах: "С Дону выдачи нет" и "Мы не кланяемся никому, окромя Государя". Казаки не были склонны считаться с мнением московского правительства, часто своевольничали и назвались в царских письмах когда разбойниками, когда ворами, когда убийцами, когда государевыми изменниками. Но всё же московские чиновники и казаки видели в друг друге своих, и потому на Дон неизменно приходили караваны с зерном, водкой, "зельём" (порохом), свинцом и... просьбами к атаманам-молодцам навести хоть какой-нибудь порядок."
/Лев Николаевич Гумилёв. "От Руси до России: Очерки этнической истории", Часть 3 (Царство Московское), глава 1 (Неистовые люди), "В Москве и на границах", стр. 196. Изд. "Айрис Пресс", М.: Рольф, 2000./


Рецензии