Наводнение

        (вольная экранизация по рассказу Замятина)
               


Раннее летнее утро. Небольшая комната, сквозь прозрачные занавеси светит солнце. С улицы доносятся звуки метущей по асфальту метлы – шарк, шарк. Рабочий день дворников уже начался. Проносятся машины. Где-то вдали с проспекта слышится вой сирены. Видимо, кто-то пытался протолкнуться сквозь обычную и привычную в утреннее время пробку.
На расправленной кровати лежит молодая беременная женщина. Она в сорочке, и ее большой живот, кажется, вот-вот разорвет тонкую ткань. Рядом с кроватью мужчина, ее муж Дима, он надевает брюки. Потом оборачивается к жене.
- Ты не вставай. Я сам все приготовлю, - говорит он ей.
- Дим,  ты сегодня тоже поздно будешь? – спрашивает она.
- Скорее всего. Работа такая. Я же не для себя стараюсь, а для тебя и малыша.
- Я понимаю. Но мне хочется, чтобы ты и мне уделял немного времени, а я тебя совсем не вижу, - с тоской говорит она.
- Сонь, ну ты опять за старое, мы же договорились, потерпи чуть-чуть, скоро тебе рожать, а ты нервы себе портишь. Полежи, отдохни, - муж целует ее. – Пойду я, а то опоздаю.
- Дим, отпусти меня домой, - просит она. – Я здесь погибаю.
- Здесь теперь твой дом. И хватит глупости говорить.
- Я задыхаюсь тут, я хочу снова увидеть Неву, родной дом... Здесь я как в тюрьме, на необитаемом острове, где я одна и никому не нужна. - объясняет Соня.
- Ты не одна. И ты не на острове, ты теперь живешь в столице. Ты ведь меня любишь?
- Люблю.
- Молодец! И я тебя. Ну, я пошел, - Дима машет ей рукой и выходит из комнаты.
Соня остается одна, она берет с тумбочки книгу, начинает читать Из кухни доносятся голоса.
- Твоя жена опять тебя без завтрака оставила?
- Пусть отдохнет, ей нехорошо.
- Ну, лишь бы поваляться в постели! А муж пускай голодный ходит. 
- Перестань, ба, не лезь к ней.
Соня тихо плачет.

Соня стоит перед окном. На подоконнике опрокинутая вверх дном стеклянная банка, а под банкой жужжит мужа. Муха отчаянно бьется, бьется о стекло, а потом затихает на какое-то время и снова начинает биться. Соня поднимает банку, и муха, почувствовав свободу, улетает прямо в открытую форточку. Соня смотрит в окно на улицу. По тротуару идет пара, парень и девушка, взявшись за руки. Девушка тонкая, стройная. Время от времени пара останавливается и целуется. Проходит женщина с коляской, в которой сидит малыш. Соня тихонько шепчет стихи:

В этом раю,
на самом краю
острова
говорила люблю,
кораблям и судам
просто так…
Любовалась с утра
и опять до утра
рострами.
Обходила
дворами
мосты
и
углы
острые.



На кухне Соня и старая Любовь Васильевна, бабушка мужа. Соня наливает себе чай в большую кружку, кладет туда лимон. Бабка исподлобья наблюдает за ней.
- Ты нож-то после колбасы помой, - говорит бабка.
Соня молчит, но нож моет. Слышится лай соседской собаки, плач ребенка.
- Давай, завтракай, а после будем кабачки чистить, икру варить, - вставляет бабка. – Ты как себя чувствуешь?
- Хорошо, спасибо.
- А Димка сказал, что плохо, соврал, паразит, лишь бы тебя выгородить.
Соня ничего не отвечает, садится пить чай.
- Хоть рассказала бы чего. Все молчишь, - ворчит бабка, - Не разговариваешь со мной что ли?
- Да что рассказывать, Любовь Васильевна, - возражает Соня. – Вы спрашивайте, я скажу.
- Ну, молчи, молчи, скрытная ты какая-то. Когда рожать-то тебе?
- Врач говорит, на следующей неделе. Но может в любой момент начаться. Перехаживаю я, тяжело. Мне бы домой поехать, там родить, да Дима не пускает.
- И правильно. Жена должна быть при муже.
- А я домой хочу, - возражает Соня.
Бабка смотрит на нее неодобрительно.
- Конечно, дома мамка все за тебя сделает, а здесь нужно за мужем смотреть. Ну что, позавтракала? Давай икру закрывать, для вас же стараюсь.
- Дима икру не любит. И я тоже, - говорит тихо Соня.
- Сегодня Наташенька приедет, - перебивает ее Любовь Васильевна. - Надо прибраться к ее приезду.Ты Диме позвони, напомни, что мать нужно встретить.


В комнате Соня разговаривает по телефону с мужем.
- Я нормально,вот только живот немного прихватывает. Дим, мне сегодня странный страшный сон приснился, хочу рассказать... Ну. извини, если отвлекаю, но когда же нам с тобой общаться?.. Ладно, позвони как освободишься. - Соня ложится нка кровать. - Полежу немного, совсем чуть-чуть, - говорит она сама себе.
Перед глазами лежит голая коричневая земля. Соня бежит по ней, бежит тяжело со своим животом. Кто-то кричит ей вслед: "Лови ее!" Соня бежит, бежит. Потом спотыкается и летит...куда-то вниз, в пустоту, в яму...  В темноте она видит руку с топором, которая поднимается и опускается на чье-то человеческое тело, вернее, это оно раньше было телом, а теперь просто мессиво из крови, слизи и еще чего-то белого...
- Это не я, - шепчет Соня, - я не убийца....
Вспышка, и нет больше темноты. Слышится плач ребенка.
- У вас девочка, - говорит чей-то голос.
- Девочка, - Соня плачет, слезы текут, текут. и вот уже они превращаются в целый потом, наводнение. Вода накатывает на Соню. Она задыхается.
-Соня, - зовет ее откуда-то Любовь Васильевна. - Поди сюда.
Соня просыпается.



Снова кухня. На столе аккуратно в ряд стоят банки закрытой на зиму кабачковой икры. Соня моет посуду и - чистую - подает ее Любовь Васильевне. Та нюхает ее и только потом обтирает тарелку или чашку полотенцем. Если ей что-то не нравится, она возвращает тарелку Соне и говорит коротко:
- Перемой.
Соня молча перемывает, спорить с бабкой бесполезно. Огромный живот Сони неловко ударяется о раковину. Соня вытягивает вперед руки прямо к крану, пытаясь оградить себя от новых столкновений совего живота с раковиной. Внезапно Соня замирает, обхватывает мокрыми руками живот.
- Кажется. схватка, - обеспокоенно говорит она.
- Ты уверена? Ведь еще рано для схваток, - замечает Любовь Васильевна. - Ладно, иди отдохни. я домою.

В своей комнате Соня безуспешно пытается дозвониться до мужа. Гудки идут, но к телефону никто не подходит.
- Дима, возьми же трубку, - шепчет Соня, - Где же ты?




Осеннее солнце на редкость ярко светит над Васильевским островом. Нева. кажется, дремлет, умиротворенная. под теплыми лучами. Бабье лето. Соня и Дима стоят на берегу. В руках Сони букет из желто-красных листьев.
- Мне не хочется обременять тебя ребенком, - говорит Соня. - Ты не обязан...
- Что за глупости! - прерывает ее Дима. - Конечно же, мы поженимся.
- Но я не хочу...
- Сонечка, дорогая, я делаю тебе предложение, здесь на берегу. Выходи за меня, я буду хорошим мужем и отцом, клянусь, - Дима встает перед ней на колени. Она смеется, пытается поднять его. - пусть эта река будет свидетелем нашей помолвки. Я торжественно обещаю жить с тобой до конца наших дней.
- Дима, встань, хватит паясничать, - смеется Соня. - Вон, люди смотрят.
- И пусть смотрят. Сегодня счастливый день в моей жизни. Мы поженимся и поедем ко мне в Москву.
- В Москву? - тихо переспрашивает Соня.
- Ну, конечно, жена должна жить у мужа.- Дима встает с колен, отряхивает брюки.
- Но твои родные вряд ли примут меня. Ты сам говорил, что твоя бабушка...
- Неважно. что я говорил, и неважно, что скажут мои родные. Главное теперь - это наш ребенок.
- Хорошо, - говорит Соня. Она смотрит на реку. Потом бросает осенние листья. Река лениво несет их по течению.


Снова квартира и комната, в которой живут Соня и Дима.
Соня перебирает в шкафу вещи, достает рубашки мужа, складывает их в стопку, некоторые отбрасывает в сторону, для стирки. Из кармана одной такой отброшенной рубашки выпадает бумажка. Недолго думая, Соня поднимает ее, разворачивает. В записке губной помадой написан телефон и имя "Катя". Соня аккуратно сворачивает бумажку и кладет ее обратно в карман рубашки. Она берет телефон, набирает номер и, подождав некоторе время, сбрасывает звонок.


До Сони доносится крик и ругань бабки.
- Ах ты, Боже мой! Сволочи! Затопили! Все испортили! Соня, иди же скорее сюда!
Соня слушается. Любовь Васильевна в комнате напротив, это комната свекрови. Дверь нараспашку. В комнате с потолка по стене стекает ручьем вода. Бабка голосит, причитает, носится бесполезно из угла в угол. На стене висит репродукция картины неизвестного художника - пейзаж: водная гладь озера, в котором плещутся лебеди, и крохотные домики вдали. Вода течет по картине вниз.
- Посмотри, какие гады, целое наводнение устроили, а мы ведь только ремонт сделали. А сегодня Наташенька приедет, что с ней будет, когда она это увидит, - бабка охает и тут же кричит Соне - Что ты стоишь истуканом, неси скорее тряпку и ведро.
Соня идет на кухню, бежать она не может. а лишь пытается удержать в равновесии свой большой живот. На кухне из-под раковины она достает ведро и тряпку. На разделочном столе курица и топорик, которым бабка рубит кости, он весь в куриной крови. Соня завороженно смотрит на него. Ей видится, что на столе не курица, а части человеческого тела, повсюду кровь. Соня зажмуривается, потом открывает глаза. На столе по-прежнему лежит курица и топорик.
В комнате Наташеньки Любовь Васильевна все так же причитает, картину со стены она уже сняла и теперь обтирает ее полотенцем.
- Тебя как за смертью посылать, - ворчит она на Соню. - Мой пол.
Соня нагибается и начинает собирать воду с пола, выжимая мокрую тряпку в ведро. Внезапно она хватается за живот. Слегка стонет.
- Что такое? - недоверчиво спрашивает бабка.
- Больно очень, - шепчет Соня.
- А ты не торопись, потихоньку выжимай тряпку, и все будет хорошо,- советует Любовь васильевна.
- У меня все болит.- говорит Соня, потом кидает тряпку в ведро. - Не могу я мыть. Вызывайте скорую. кажется роды начались.
- Да что ты распричиталась. Тоже мне, нашлась неженка. Я вон в свое время перед родами пахала на заводе и ничего. И родила,не пискнув. Ладно, посиди, я пойду скорую вызову. - Бабка уходит.
Соня садится на стул. Она слышит, как бабка ворчит в коридоре:
- Нашла время рожать, когда тут такое творится.
Этого уже Соня не выдерживает и кричит ей вслед, морщась от боли:
- Да, мне пришла пора рожать. Извините,что вам не угодила, не домыла ваш пол вашей драгоценной Наташеньки!
- Что ты сказала? - орет ей из коридора бабка. - Смелая стала, да? Живешь тут, давно бы тебя выгнали, если бы не Дима.
- Да я сама уйду. Как вам вообще не стыдно, Любовь Васильевна, говорить такое! Вы используете меня, как прислугу, несмотря на то, что я ношу вашу правнучку.
- Еще неизвестно, правнучка ли она мне на самом деле, а то может Дима и верит тебе, а я вот нет. - кричит бабка и потом уже совсем другим голосом говорит, - Алё, скорая, тут девушка рожает. Записывайте адрес....

Соня идет в свою комнату. Она собирает вещи в роддом, складывает в сумку документы и деньги. У серванта она останавливатся. Там в рамке стоит свадебное фото ее и Димы. Соня вынимает фото из рамки и рвет его.


Скорая везет ее по Москве. Соня сидит, поддерживая живот. Рядом сидит докторша. Машина останвливается.
- Так-так-так...Ну, вот, снова пробки. Андрюха, включай сирену, - весело обращается докторша к водителю.
Соня смотрит на дорогу, на скопление машин. Закрывает глаза. Перед глазами Нева, уносящая желто-красные осенние листья вдаль.


В приемной роддома сидит молоденькая медсестра, она записывает в тетрадь данные Сони.
- Сколько длятся у вас схваткки? Время засекали? - спрашивает она у Сони.
- Не знаю, не засекала. - Соня осматривает кабинет. Кушетка, стол с медсестрой, металический столик, накрытый белой простынью.
- Давайте руку, померим давление, -  медсестра берет со стола прибор.
Соня подает руку.
- Вы извините, - говорит Соня, - Но схватки у меня прекратились. Видимо, это ложная тревога, я читала, что так бывает.
- А вот мы сейчас вас осмотрим и разберемся, ложная это тревога или нет.
У медсестры звонит мобильный телефон, и она радостно сверкнув глазами, убегает в другой кабинет.
- Сашенька, а я думала, что ты не позвонишь....
Когда медсестра возвращается в приемную, Сони уже нет. Медсестра удивленно смотрит на пустой стул. Потом кричит в коридор:
- Девушка!


Соня идет по набережной Москвы-реки. Лучи солнца пытаются пробиться сквозь ветви деревьев. Соня останавливается и смотрит наверх. У нее падает сумка. Какой-то прохожий поднимает ее и передает Соне.
- Спасибо, - говорит Соня.
- Не за что, - отвечает прохожий и смотрит на ее живот. - Берегите себя! - и уходит.
Соня садится на скамейку. Достает из сумки телефон, отключает его. Она сидит так, греясь в лучах летнего солнца. Тихо шепчет стихи:
Солнце есть!
Солнце нам!
А вдали- Валаам-
Странникам.
Солнце здесь,
Солнце там.
Фаэтоновый храм
В пламени.

Обойди и забудь
Весь васильевский путь
Истинный.
Обойдись как-нибудь,
Чем-нибудь,
и не будь-
Выстрели!


К ней на скамейку подсаживаетя пожилая женщина.
- Не помешаю? - Женщина достает из сумочки очки и вязание. - Погода хорошая. Посижу тут немного. - она смотрит на Сонин живот. - Кого ждете? Мальчика или девочку?
- Девочку, - с нежностью говорит Соня. Она смотрит, как быстро мелькают сверкающие на солнце спицы в руках женщины.
- А рожать скоро? - интересуется женщина.
- Да, но нужно сначала до дома доехать.- улыбается Соня.
- А дом далеко? Может я вам помогу, провожу до метро?
- Спасибо, но мой дом в Питере. Я сегодня туда еду.
- Ой, как далеко. Как же в вашем положении ездить в такую даль. - забеспокоилась женщина. - Вы тут одна?
- Одна?- задумчиво переспрашивает Соня, а потом поправляет себя, - Нет, я уже не одна, я  больше никогда не буду одна - она встает. - Мне пора. Всего доброго!
- Здоровья вам! - кричит  ей вдогонку женщина.

Соня идет по набережной. В лучах солнца вода в Москве-реке блестит, точно серебро.

Следующая картина. Так же в лучах солнца блестит вода в реке Неве. Соня идет по набережной Невы. Впереди нее неловко семенит малышка.


Рецензии