Похождение друга

. ПОХОЖДЕНИЯ ДРУГА..
ФЕЛИЧКИН. МЕМУАРЫ,
Я решил еще дать кусок из воспоминаний Юрия Михайловича Феличкина, моего доброго  знакомого, друга, эмигранта, разведчика, человека с «феерической биографией».Книжку его я в свое время издал.  В письмах ко мне он обращался только так: "Дорогой друг» .
   «Мои родители все еще были в Турции. Отец работал грузчиком в порту (полковник русской армии в прошлом), а мать портнихой в ателье мод .Из Чехословакии, где я окончил русскую гимназию, которая  создали в свое время и содержали на золото, вывезенное чехами из России, я решил податься в Бельгию.
Денег на билет не было, а главное получить загранпаспорт и бельгийскую визу- никакой возможности.Оставался только нелегальный переход границы из Чехословакии в Германию, а там видно будет…
    Тогда существовали такие как бы местные поезда между приграничными областями Германии и Чехословакии, населенные немцами, в которых виза не требовалась. Так я  попал в Германию .Родители выслали мне два доллара. Курс немецкой марки каждый день падал. Утром давали за доллар 100 марок, в обед 120, а вечером уже 150…Так что мой «капитал рос не по дням, а по часам», что дало мне возможность купить билет в 4-ый класс. Эта «теплушка» с «буржуйкой» посередине и туалетом в виде «будочки с очком внизу» в  углу. Доехал  я до Рурской области. Она была оккупирована французскими и бельгийскими войсками по соглашению, подписанному побежденной Германией в первой мировой войне. В Кельне наш поезд остановился. Забастовка. Поезда дальше не ходили. Пришлось пешочком. За 8 часов отмахал я километров 50.Около полуночи встретил старушку, тащивщую на веревке козу: " Мадам, еще далеко до Верьве?» «О, месье, вы уже давно прошли мимо..»
Так…Как теперь добираться до Брюсселя? Бельгийских денег нет. Ливерная колбаса, купленная в Германии, съедена, силы на исходе. Залез я в какой-то товарный вагон и заснул…Проснулся от стука  колес. Везут,  куда? Утром промелькнула надпись: «Льеж-Товарный .Спасен. Еду в нужном направлении.
     В Брюсселе была крупная колония русских эмигрантов. В  основном это были состоятельные люди  с громкими фамилиями: Голицыны, Долгорукие, Апраксины…Они успели кое-что прихватить и жили безбедно. Ну, а те, кто бежал в чем мать родила, работали на шахтах. Нанялся туда  саночниках и я. Работа очень тяжелая и скучная- целый день толкать тележки с углем, а заработки никакие. И решил я поступить в Левенский католический университет. Для вступления в него деньги не требовались, но студенты не получали стипендии. Но как-то питаться надо…Я «зарабатывал» игрой в покер. Правда, однажды проиграл  даже пиджак и остался в одних штанах…
    В Брюсселе, кстати ,жили Пушкины. Правнук поэта Александр Николаевич, работал инженером. Сын Саша-студент Льежского политехнического  института. Дочь Наташа, учившаяся в пансионате при католическом университете, была красавицей. Называли ее, как прабабку,- «косая мадонна».  Действительно, редкий случай наследственности. Я влюбился…Благосклонно ко мне относилась только мать Наташи  Луиза Иосифовна-фламандка, папа же был категорически против: тоже мне- жених! Студент и еще не аристократического происхождения. Позже Наташа вышла замуж за герцога Гревеница, сына бывшего херсонского губернатора.
     Через некоторое время состоялось позорное, с моей точки зрения, примирение  двух семейств   Пушкиных и Дантесов.
    Была и друга  титулованная семья, с которой мне довелось познакомиться: некая княгиня Шаховская содержала кафетерий «Самовар».Он был рассчитан на посетителей-американцев. Стены расписаны под русский терем. Мы, студенты, изображали публику,- клиент скорее останется, если в зале уже кто-то сидит. Изредка  княгиня угощала нас кофе.
     По субботам из Левена мы ездили в Брюссель, как ни странно, трамваем. Стоило это дешево.  Двадцать шесть километров, разделяющих оба города, соединяла трамвайная линия. Кажется по всей Бельгии можно было проехать на трамвае, пересаживаясь с одного на другой.
     Поскольку университет был католическим, то у нас учились англичане-католики( в Англии англиканская церковь.)Со мной  на экономическом факультете учились братья Джонсоны. Их отец был директором завода «Сандим». В один прекрасный день братья позвали нас помочь им выгрузить «посылку» из Великобритании. На платформе стоял длиннющий ящик, в котором оказалось шасси  двенадцатицилидрового гоночного автомобиля. Братья были с юмором. Они «навесили» на это шасси старенький кузов какой-то колымаги и написали на борту  «Малярные работы». Едет по шоссе  «роллс-ройс» и какой-то драндулет его  обгоняет. Скорость 70 км. Шофер «роллса», а особенно барин, в  бешенстве. Обгоняют нас. Скорость у них 100 километров. Мы снова их легко обходим-130… «Роллс»  разгоняется до 150, и тут  Джонсоны включают форсаж и на скорости 250 километров скрываются в «туманной дали» на глазах  у изумленного владельца «роллс-ройса». Несколько лет спустя  я познакомился с Ремарком в  Париже в кафе «Куполь « на Монпарнасе и рассказал ему эту историю. Думаю, что он не забыл ее потому, что похожая история  у него встречается  в романе «Три  товарища.»
    На летние каникулы студенты университета разъезжались по монастырям. Я сначала попал в монастырь  Ордена Траппистов, расположенного в Арденнах в лесистой местности, где много лет спустя мне пришлось воевать уже майором французской армии. Увы, монахи этого монастыря оказались  молчальниками: церковные службы отправляются молча, между собой объясняются на языке глухонемых. Это еще можно было стерпеть .Но питались они исключительно отварной картошкой  и кислым молоком. Я выдержал там.. неделю. Потом я  отправился в  бенедиктинский монастырь  «Мон- Сезар»( гора Цезаря). По преданию  Юлий Цезарь при завоевании Галлии останавливался здесь.В этом монастыре  было «веселее».Монастырь изготавливал знаменитый  ликер «Бенедиктин». Это был монастырь- миллионер. Ароматные травы для изготовления ликера поступали исключительно   из Германии, из знаменитой  Люденбургской пустоши, неподалеку от Гамбурга.
    В курс монашеских распорядков вводил нас монах Давид. Он объяснил нам, что в монастыре не должно быть никаких  «особ» женского пола, в том числе  даже кур.. Зато трапезы тут были отменными.Трижды в день накрыли обильный стол  с изысканными мясными или рыбными блюдами( в  зависимости от дня недели).
    Приором, то есть заместителем настоятеля, был герцог  де Леньи, а настоятелем граф дю  Руа  де Блеки. Ему было 95 лет. Монах Давид однажды подвел меня к нему. Подсказал, как надо себя вести. Я поцеловал аметистовый перстень, а Давид объяснил глухому как пень старцу, что я русский. После  этого настоятель, перепутав все эпохи, заявил: " Есть ведь Сперанский, Милютин, Столыпин, Распутин..Почему они не пойдут крестным ходом  и не скажут большевикам- довольно, господа?..»
   Все  гости-студенты имели ключи от входных дверей. Это меня и погубило .Иногда я  ходил на танцульки в город. Однажды меня черт попутал , и я привел в свою келью  подружку с вечера…На этом  моя карьера была закончена ,и на другой день с позором меня изгнали из монастыря.


Рецензии
Дорогой Игорь Михайлович!
Получаю истинное удовольствие, читая Ваши удивительные миниатюры!
Столько искромётного, сердечного, "непритянутого" ЮМОРА!
Спасибо, мой добрый друг!
И в ответ, приглашаю Вас на мою страничку - "Не плачу..." - в память о Татьяне Николаевне Морозовой.

С теплом,
Мария

Мария Борисова-Ипокрена   06.03.2009 15:46     Заявить о нарушении