Сольдо второе - скрытая сторона

ЧЕТЫРЕ СОЛЬДО
"Универсальный эквивалент": здравый смысл против экономической мысли.
(продолжение)

Начало:
http://www.proza.ru/2009/02/01/799/

СОЛЬДО ВТОРОЕ - СКРЫТАЯ СТОРОНА

"Монетаризм, как и марксизм, постигло самое худшее несчастье,
которое может случиться с теорией:  она была применена на практике"
Иэн Гилмур, британский политик-консерватор


Итак, подаренная человеку Природой идея менять ТОВАР на ТОВАР, была им, при помощи изобретения письменности и счета, расширена до формулы «ТОВАР» => договорное обязательство => «ТОВАР».

Конечно, это были пока еще не настоящие деньги, а лишь «задел на будущее» в виде заявки доверия к партнеру по товарообмену. Причем доверия не на словах, и не к старому приятелю, а к любому незнакомцу-чужаку и в форме некой «твердой копии» обязательств честного окончания взаиморасчетов между обеими сторонами данной товарообменной операции.

Правда, такое нововведение вносило элемент риска. Поэтому старую систему «чистого бартера» не забыли, а, соблюдая и совершенствуя строгую регламентацию всех ее правил, продолжали интенсивно использовать вплоть до времен позднего средневековья. Вот как это выглядело на примере одного из крупнейших торговых потоков Европы – партнерской связки «Ганзейский Союз»–«Новгородская Республика»:

«Устройство ганзейской конторы в Великом Новгороде, организация быта и торговли во дворах, взаимоотношения с новгородцами строго регламентировались специальными постановлениями, записанными в скру (что означает «книга законов» или «судебник»), которая была своеобразным уставом конторы. С изменением условий торговли, политической обстановки, торговых взаимоотношений между Великим Новгородом и его западными партнерами менялась и скра. Известно семь ее редакций, пять из которых относятся ко времени независимого Великого Новгорода: первая дошедшая до нас редакция скры датируется первой третью XIII в., пятая - рубежом XIV-XV вв. Скра строго регламентировала не только весь распорядок жизни и быта ганзейских купцов, но и само ведение торговли. В IV и V редакциях содержится немало статей о правилах торговли воском, мехами, тканями, вином, пивом. Основным местом торговли был Немецкий двор, куда приходили новгородские купцы, чтобы договориться о сделках и забрать товар. Ганзейские купцы также приобретали новгородские товары непосредственно на усадьбах русских партнеров. Торговля носила оптовый и меновый характер. Ткани продавались поставами, запечатанными специальными пломбами, соль - мешками, мед, вино, сельдь, цветные металлы - бочками. Даже мелкие штучные товары продавались большими партиями: перчатки, нитки, иголки - дюжинами, сотнями, тысячами штук. Русские товары также закупались оптом: воск - кругами, мех - сотнями шкурок.
Строго соблюдался и меновый характер торговли, т.е. наличный товар за наличный товар. Категорически запрещалась торговля в кредит под угрозой конфискации товара, приобретенного незаконным способом.»
["Устройство ганзейской конторы" ]

При этом большая часть населения вообще проигнорировала все эти «новые экономические веяния», образовав «…особое место, которое в период с XV по XVIII век занимал огромный сектор самодостаточного натурального хозяйства, остававшегося, в основном, совершенно чуждым экономике обмена. Даже в Европе, наиболее развитой части мира, вплоть до XVIII века, и даже позднее, имелись многочисленные зоны, мало участвовавшие в общей жизни континента и упорно продолжавшие вести замкнутое существование в условиях почти полной изоляции.»
[Фернан Бродель Динамика капитализма]

ОК, пора возвращаться на исходную позицию. Но только, прежде чем перейти к вопросу о преобразовании договорных обязательств товарообмена между продавцом и покупателем в денежную систему, уточним текущее положение с моралью участников данной «сделки». Компенсировало ли развитие коллективных норм и правил развивающейся цивилизации первые пункты из "шести способов присвоить чужое добро"?
Ю.А.Семенов, один из ведущих специалистов по истории раннеклассовых обществ и древних цивилизаций, подробно разбирает все экономические и социальные аспекты этого и множества других вопросов, и делает однозначный вывод:

«На вопрос о том, существуют ли в первобытном обществе нормы поведения, которые поддерживаются исключительно силой общественного мнения, можно дать только утвердительный ответ. Присущи людям первобытного общества и чувства долга, чести и совести. Таким образом, в первобытном обществе существовали чисто моральные нормы, а тем самым и мораль в точном смысле этого слова.»
[Ю.И.Семенов  Формы общественной воли в доклассовом обществе]

При этом, в случае нарушение норм общественного поведения, срабатывали соответствующие «механизмы контроля»:
 
«Важной особенностью в какой-то степени уже первобытно-престижного и в полной мере предклассового общества было существование своеобразной иерархии ячеек разрешения конфликтов. Низшей ячейкой являлась семья, чаще всего большая. Все конфликты, которые происходили между ее членами, включая убийства, были ее частным делом. Никто не имел права в них вмешиваться.
Если конфликт происходил между людьми, принадлежавшими к разным семьям, но одной родственной группе (ближайшей филии, парафилии и т. п.), он становился делом двух данных семей. Как мы уже видели, на стадии первобытнокомунистического общества кровная месть внутри рода была немыслима. Она случалась только между родами. С переходом к первобытнопрестижному обществу и появлением иерархии филий кровная месть (и соответственно возникшая на этой стадии компенсация за убийство) стала возможна и внутри рода (генофилии), вначале только между самыми высшими медифилиями, а затем и филиями более низких порядков, кое-где даже между минифилиям и реже семьями. В последнем случае конфликт между семьей убитого и семьей убийцы разрешался путем кровной мести или уплаты цены крови даже в том случае, если убийца и его жертва принадлежали к одной минифилии. Вмешательство минифилии в этот конфликт сводилось лишь к посредничеству.
Если убийца и его жертва принадлежали не только к разным семьям, но разным минифилиям, входившим в состав одной ближайшей медифилии, конфликт становился делом этих двух минифилий. Вмешательство ближайшей мидифилии сводилось лишь к посредничеству. Если убийца и его жертва принадлежали не только к разным семьям, минифилиям, и ближайшим мидифилиям, но входили в состав одной медифилии более высокого порядка, в конфликте принимали участие ближайшие медифилии. По этой лестнице можно подниматься до тех, пока не будет достигнута генофилия.

Наряду с филиями существовали общины. Ядро последних и на этой стадии могло совпадать с ядром какой-либо филии. Но оно могло состоять и из ядер нескольких неродственных филий. Община была заинтересована в мирном разрешении конфликтов между всеми своими членами, между всеми, входившими в ее состав семьями и родственными группами.
В самостоятельных пракрестьянских общинах постепенно возникает постоянный орган, который разбирает конфликты между членами разных семей и родственных групп, входящих в состав общины. Этим органом становится общее собрание всех взрослых мужчин общины. На этом собрании, происходившим под председательством старосты общины, тяжущиеся стороны излагали свои аргументы, затем выступали свидетели и, наконец, высказывались все желающие. В заключение староста подводил итоги и формулировал общее мнение присутствующих. Общинная воля требовала от сторон выполнения решения общинного суда. Каких-либо мер физического принуждения община обычно не предпринимала.
Однако если проигравшая сторона не хотела следовать этому решению, то выигравшая сторона при одобрении общественного мнения применяла различные средства, включая использование физической силы, с тем, чтобы добиться его выполнения. Человека, постоянного нарушавшего покой общины и отказывавшегося выполнять решения ее суда, могли изгнать. Перечень дел, которые рассматривало общинное собрание, был, как правило, ограниченным. Вне его компетенции обычно находились дела об убийствах. Они решались вовлеченными в них сторонами прямо, с помощью посредников или через посредство третейского суда. Мелкие дела разбирал единолично староста в присутствии заинтересованных сторон.

Судебная организация в предклассовых обществах разного типа была не одинаковой. А в некоторых обществах, чаще всего в протодомимагнарных и протонобимагнарных, нередко существовали специальные выборные суды, которые взимал штрафы с виновных.»
[Ю.И.Семенов  Формы общественной воли в доклассовом обществе]

Итак, все общественные должности выборные. Пока никаких денег (и никаких империй). Более того:

«В первобытном обществе государства не было. Соответственно не было и столь привычного для нас права. В раннепервобытном обществе экономические отношения собственности закреплялись в морали, в которой выражалась воля общества в целом. Важнейшей нормой первобытнокоммунистической морали было предъявляемые к каждому члену коллектива требование делиться пищей с остальными его членами. Соблюдение этой нормы обеспечивалось лишь силой общественного мнения. Однако сказать, что общественное мнение принуждало человека делиться пищей с остальными членами коллектива, было бы неверно. Эта норма входила в плоть и кровь человека. Она была столь само собой разумеющейся, что никому не могло прийти в голову не поделиться с членами своего коллектива. В этой норме выражалась и закреплялась общественная собственность на пищу.
Таким образом, и в раннепервобытном обществе существовали не только экономические отношения собственности, но и волевые. Но если в обществе с государством волевые отношения собственности были правовыми, юридическими, то в раннепервобытном обществе - моральными. В раннем первобытном обществе социально-экономические отношения определяли волю отдельных людей через общественную волю, мораль. Для людей раннепервобытного общества дележ продукта в масштабах общества, т. е. общины, выступал прежде всего как требование морали и осознавался как норма морали, а не как насущная экономическая необходимость, каковой в реальности он был.»
[Ю.И.Семенов  Формы общественной воли в доклассовом обществе]

Вот теперь можно вернуться на земли Ноумании:

- Salut, брат Таксидермиус!
- Salut, брат Клиентий! С чем пожаловал?
- Да, говорят, тебе мои хомячки нужны? Вот – аж десять мешков наловил!
- Саблязубые ежики!! Конечно нужны!! Хочешь тебе чучело саблезубого жиржирафа сделаю? Эксклюзив! (А остатков шкурок мне как раз на четыре саблезубых мартышки для брата Шамания хватит…)
- Не-а, мне геопарда хватает! Вот если бы ты мне за них десять бочек кукурузных палочек от брата Сельхозиуса подогнал!
- Так брат Сельхозиус у меня ничего не покупает. Ты у него самого спрашивал? Брат Сельхозиус?
- А? Да не нужны мне его суслики!
- Хомячки!
- Все равно не нужны – еще все початки пожрут…
- Ладно… А брат Большой что? Брат Большой?
- Чего вам? Я уже говорил – эти бурундуки брата Клиентия…
- Хомячки!
- Какая разница! Короче, в большую общественную копилку я их не приму. Никому кроме тебя, брат Таксидермиус, они не нужны. Да и кормить их не чем.
- Понятно… Брат Шаманий, а тебе…
- Да ваших белочек…
- Хомячков!
- …мне и даром не нада! Свои имеются. Ты, брат Таксидермиус, лучше скажи, когда мне обещанные чучела саблезубых мартышек сошьешь? А? Скоро ж праздник, день Нептунца – гляди, не успеешь!
- Дык, для них же хомячки нужны! А они у меня… саблязубые ежики!!  все закончились…

Короче тупик. Разве что сообразительный брат Шаманий додумается выдать брату Клиентию… общественную долговую расписку! Т.е. вывести  товарообменные отношения с личностного уровня «Продавец-Покупатель» на уровень всего социума. Ведь для этого всего-то и надо, что применить описанные в «Первом сольдо» правила отсроченного по времени товарообмена к стандартному случаю сдачи излишков произведенных продуктов в «общак». Только уже не безвозмездной сдачи, а с письменной фиксацией величины персонального «вклада».

Как это сделать?

1. Поручить брату Кузнециусу изготовить какое-то число сплющенных окаменевших кузнечиков с целью их использования в качестве универсальной расписки (денег с демерреджем).

2. Передать всех окаменевших кузнечиков брату Большому (местному старосте-вождю), чтобы он выдавал их взамен товарных излишков, учитывая при этом процент за хранение и «время жизни» кузнечиков.

3. Самому брату Шаманию известить всех жителей о новых правилах товарообмена, например, на ближайшем празднике – встрече дня Нептунца на рыболовецком пляже.

Так что получил брат Клиентий на руки некий тессеракт в виде пластинки из десяти сплющенных окаменевших кузнечиков заверенных самим братом Большим, за которые в течении нескольких следующих месяцев брат Сельхозиус выдал девять бочек кукурузных палочек. Десятый же кузнечик был списан по графе «за хранение хомячков» и передан в общественное пользование «граждан» земли Ноумании. При этом, логично было бы сделать предположение, что из пополняемого при помощи данных отчислений «гарантийного фонда», могли закрываться товарообменные операции, сорвавшиеся из-за каких-либо форс-мажорных обстоятельств (правда об этих фактах история пока молчит). И, конечно же, возможной такая «хитрая» схема стала только при гарантии ее работы, выданной самым уважаемым жителем Ноумании – Большим братом (кстати, по его предложению уже на следующую годовщину «изобретения денег» земля Ноумания были переименована в Карманию).

Система «денег с демерреджем» оказалась просто колоссальным стимулом к прогрессу. Принявшие ее территории прочно и надолго занимали место мирового лидера. Так было  в Древнем Египте:

Эти расписки обычно оформлялись на черепках посуды, называвшихся "острака". Много тысяч таких расписок найдено археологами по всему Египту. (В династическом поселении Мединет (Medinet) в египетской пустыне, собрано не менее 1,6 миллионов ostraka. Почти все они не переведены.) Их, эти расписки, люди использовали как деньги для обычных обменов.
[Бернар Лиетар Душа денег]

И средневековой Европе:

«Мы все знаем, что в Америке и Западной Европе средний рост увеличился на протяжение последних поколений, – этот феномен объясняют обычно улучшением питания, особенно в детстве и юношестве. Однако замечательное исследование [Werner, Alex London Bodies] размеров тела людей – от каменного века до настоящего времени – живших в одних и тех же районах Лондона, показывает удивительные результаты!
Оказывается, в Х-Х1 веках женщины были в среднем выше в сравнении с любым другим периодом, включая нынешнее время. Средняя лондонская женщина во время саксонского периода на 1 см выше, чем сегодня, и на 7 см выше, чем в викторианский период. Средний рост мужчин начал увеличиваться только в последние 50 лет; лишь к 1988 году мужчина Лондона "переросли" своих земляков Х-ХII столетий.
Обозреватель так комментирует эти сведения: "Кости, вынутые из могил людей, похороненных в Англии в 1000 году н.э., говорят о сильном и здоровом народе — англосаксы занимали большую часть Британских островов после ухода римлян. Девять из десяти жили в зелёной, не отравленной местности на простой диете, выращивая сильные органы тела и здоровые зубы". (Позже стало хуже: археологи, изучавшие XIV-XV века, говорят нездоровой хрупкости скелетных останков.[ Lacey, Robert and Danzinger, Danny The Year 1000])»
[Бернар Лиетар Душа денег]

«- В средневековой Европе - примерно в X-XIII веках - местные феодалы выпускали свои деньги, время от времени изымая их, перечеканивая и одновременно взимая налоги. Это опять же была своего рода плата за использования, благодаря чему деньги становились неудобным средством накопления. Итогом стал расцвет культуры и всеобщего благосостояния, совпадающий именно с тем периодом, когда употреблялась местная валюта.

Практически в это время были построены все соборы. Вы поразитесь, если поймете, каким отличным капиталовложением было для маленького города строительство собора.

- Потому что оно давало работу нескольким поколениям строителей?

Не только из-за этого. Помимо очевидных символической и религиозной ролей - которые я не хочу умалять - следует помнить, что соборы выполняли важную экономическую функцию. Они привлекали паломников, которые с деловой точки зрения были аналогичны современным туристам. Соборы строились так, чтобы они стояли вечно и обеспечивали постоянный приток денег в общину. Таким образом можно обеспечить изобилие для себя и своих наследников в течение 13 поколений! Я могу доказать свои слова - ведь эта система работает и по сей день. Например, в Шартре большую часть городского дохода до сих пор обеспечивают туристы, которые приезжают посмотреть на собор и через 800 лет после его постройки!
Когда изобретение пороха в начале XIV века позволило королям централизовать власть, они первым делом монополизировали денежную систему. Что в результате? Больше не построено ни одного собора. Люди в XIV и XV веках оставались столь же глубоко верующими христианами, но экономический стимул для долговременных коллективных инвестиций исчез.

Я привел соборы лишь в качестве примера. Из финансовых документов XII века видно, что мельницы и другие производственные активы в поместьях содержались исключительно аккуратно - детали заменялись еще до того, как они износятся. В ходе недавних исследований выяснилось, что качество жизни простого труженика в Европе достигло максимума в XII и XIII веках, возможно, даже превышая современный уровень. Когда нельзя делать накопления в виде денег, вы вкладываете их во что-то, что принесет вам пользу в будущем. Поэтому такая денежная система привела к поразительному экономическому подъему.»
[из интервью с Бернаром Лиетаром
«Например, французский медиевист Форже заключил, что для Франции XIII век был последним веком, известным как "общее процветание в стране".[Fourquin, Guy Histoire Economique de l"Occident Medieval] Франсуа Икстер, другой историк, сообщает, что "между XI и XIII веками западный мир переживал высокий уровень процветания, что подтверждал беспрецедентный в истории демографической взрыв"[Icher, Francois Les Oeuvriers des Cathedrales]. Третий вывод - даже более специфический: "Время между 1150 и 1250 годами - время экстраординарного развития, период экономического процветания, которое мы с трудом можем представить себе сегодня"[Damaschke, D. History of the National Economy]»
[Бернар Лиетар Душа денег]

Появление денег с демерреджем полностью преобразило жизнь, запустило своеобразный «движок Цивилизации» (см. Приложение №1). До сих пор подобных движущих сил у Цивилизации не имелось, и технический прогресс шел медленно, сохраняя стабильно-экстенсивный темп роста. Но теперь за десятилетия в мире стало происходить намного больше изменений, чем за предыдущие сотни и тысячи лет:

«В XI, XII и XIII вв. Запад узнал свою первую революцию в механике.
…Ласло Маккаи в детальной и, на мой взгляд, такой же блестящей статье, как и классическая работа Марка Блока о водяной мельнице, примерно подтверждает эти цифры: "...от 500 до 600 тыс. мельниц, что равно 1,5-3 млн. лошадиных сил (HP) ". Эти подсчеты делались на основе арендных договоров с учетом размеров колес (от 2 до 3 м в диаметре), количества лопастей и плиц на них (в среднем около 20), количества получаемой в час муки (порядка 20 кг на постав), числа колес на каждой мельнице (одно-два или более) и путем сравнения восточно- и западноевропейских мельниц, в общем аналогичных, по крайней мере что касается зерновых мельниц; причем принимается почти постоянное соотношение между водяными мельницами и численностью населения (в среднем на основании точно известных случаев 1 к 29). Так как число мельниц или величина приводных колес возрастали в таком же темпе, в каком росло население, между XII и XVIII вв. энергетическая оснащенность должна была бы возрасти вдвое. В принципе каждая деревня имела собственную мельницу. Там, где такая мельница не могла быть повсеместной из-за отсутствия ветра и достаточно мощных водяных потоков (как на Венгерской равнине), подспорьем служила мельница с конным и даже с ручным приводом.»
[Фернан Бродель Материальная цивилизация, экономика и капитализм]

«Я приведу только один пример того, что это означает на практике. В соответствии с имеющимися отчётами Королевского монастыря Сен-Дени за 1229-1230 и 1280 год ежегодно значительную часть мельниц, печей, давильных прессов для вина и другого крупного оборудования ремонтировали или даже полностью переделывали. Например, только за два года (1229-1230) не менее 14 ветряных и водяных мельниц и 18 других основных технических средств (давильные прессы и пр.) прошли капитальный ремонт. Всё это были профилактические эксплуатационные расходы. "Они не ждали, когда что-нибудь сломается... В среднем не менее 10% валового годового дохода сразу же реинвестировалось в текущий ремонт оборудования".[Fourquin, Guy Histoire Economique de l"Occident Medieval] И делалось это не только в монастырях; денежная система обладала свойствами, которые стимулировали всех к таким реинвестициям.
Заметим, что мы ведём речь о валовом доходе (общий доход от производства), а не о прибыли. Я не знаю никакой другой аграрной или индустриальной страны, в наше время или когда-либо ещё после XIII века, где реинвестиции в профилактику содержания приближались бы к подобному уровню.»
[Бернар Лиетар Душа денег]

К сожалению, данная система просуществовала не долго.

В отличие от чистого бартера, для работы непосредственно уже денежной системы требуется не два, а три участника. Третьим - заочным, но обязательным партнером любых товарно-денежных операций выступает «эмитент денег», вклад которого заключается в создаваемой им гарантии окончательного завершения начатой товарообменной операции. При этом «эмитент денег» либо оставляет часть продаваемого товара «в пользу общества» (деньги с отрицательным процентом), либо забирает его себе  товаром или в форме ранее выпущенных им же самим денег (современные деньги с положительным процентом).


Сальдо второго сольдо, из которого еще может вырасти волшебное денежное дерево:

1. Любые операции купли-продажи являются всего лишь незавершенной формой товарообмена, при которой выдача второго товара переносится на будущее.

2. "Деньги" - это долговые обязательства третьей стороны товарообмена - "Эмитента Денег", которые предоставляются "Продавцу" от лица "Покупателя", и заключаются в гарантии на получение "Продавцом" когда-нибудь в будущем любых товаров/услуг в объеме, эквивалентном его товарам/услугам, зафиксированном на момент "продажи".

3. При этом сам "Эмитент Денег" не несет никакой ответственности за возможные с течением времени изменения первоначально зафиксированного объема товаров/услуг: инфляцию, дефляцию, отмену данной формы денег и прочее.


Например, если вы, скажем, покупаете на компьютерном рынке б/у-шный ноутбук, то продавец получает от вас приложение к вашему устному с ним договору купли-продажи – долговое обязательство за подписью той самой третьей стороны сделки:
http://i057.radikal.ru/0902/5a/a43a441ac756.jpg


ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Схема товарообмена с отложенным на время покрытием вторым товаром:
http://s55.radikal.ru/i149/0902/ad/1ff83163c46c.jpg

Схема товарно-денежных операций для денег с отрицательным процентом:
http://s43.radikal.ru/i101/0902/0b/0c8014ca46e3.jpg

Теперь «Гарантом» выступает уже не один из двух участников («Продавец»-«Покупатель»), а отдельный третий участник, с делегированными Законом полномочиями власти. Это создает отмеченный на схеме синими стрелками замкнутый цикл «эволюционного» типа, что «переключает» систему в состояние непрерывного движения, т.е. стимулирует ее прогресс.

Схема товарно-денежных операций для денег с положительным процентом:
http://s52.radikal.ru/i136/0902/77/d4a499217820.jpg

А здесь, отмеченный на схеме красными стрелками, новый «усовершенствованный» цикл обращения денег, является уже циклом «цивилизационного» типа, приводящим к постоянным социальным и экономическим катастрофам.

Продолжение: http://www.proza.ru/2009/02/04/644/
.


Рецензии