Будущее и нравственный идеал

Виктор Гюго в одном из лучших своих романов «Отверженные» среди многих других поднятых им тем и вопросов попытался осмыслить и причины поражения Наполеона при Ватерлоо и, подробно описывая саму эту битву, стратегию и тактику Императора Франции, показал, как в его победоносные планы вмешался ряд почти курьезных случайностей, которые, в конце концов, и привели его к поражению.
Поэтому, само «сражение при Ватерлоо,  - пишет В.Гюго, - загадка. Оно одинаково непонятно и для тех, кто его выиграл и для тех, кто его проиграл», и приходит к выводу, что «в этом событии, отмеченном высшей необходимостью, человек не играл никакой роли».
«Мог ли Наполеон выиграть это сражение?» - вопрошает В.Гюго. – «Мы отвечаем: нет. Почему? Был ли тому помехой Веллингтон? Блюхер? Нет. Помехой тому был Бог».
Если бы великий писатель хотел подвести нас только к этому выводу, то, наверное, он не стал бы посвящать анализу и исследованию данной проблемы столько времени и сил, ибо ссылкою на Бога можно, не боясь ошибиться, оправдать, что угодно. Поэтому далее, разъясняя свою мысль, он пишет: «Победа Бонапарта при Ватерлоо не входила больше в расчеты девятнадцатого века. Подготавливался другой ряд событий, где Наполеону уже не было места. Немилость рока давала о себе знать задолго до этого».
Иными словами, тою десницею Божией, тем особым механизмом истории, что вмешался в битву при Ватерлоо, было Будущее. Именно Будущее, или, по выражению писателя, «подготавливающийся другой ряд событий», не позволило Наполеону осуществить в Настоящем все его замыслы, - вот та идея, которую хотел выразить В.Гюго.
Не утверждая и не опровергая аргументов, которые выдвигает В.Гюго в защиту своей точки зрения, подойдем к данной проблеме с другой стороны.
Если не вдаваться в разного рода детали и нюансы, то, бросив ретроспективный взгляд на историю развития и становления человека вообще, невозможно не обратить внимания на одну сопутствующую ей поразительную закономерность, которая заключается в том, что Будущее человека по отношению к своему Настоящему и Прошлому в нравственном смысле является всегда более совершенным.
Чтобы убедиться в этом, обратимся всего лишь к одному всем хорошо известному примеру.
Еще две-две с половиной тысячи лет назад считалась нравственно оправданною практика рабовладения, что нашло свое отражение даже в сочинениях таких гуманистически настроенных мыслителей, как Платон и Аристотель, которые не только не осуждали рабовладения, но и приложили свои способности и усилия к его моральному и логическому обоснованию. Однако, с появлением христианской этики, предъявившей новые требования к нравственному облику человеческой души, данная практика постепенно была упразднена во всем мире как не соответствующая одной из главных христианских заповедей о любви к ближнему, так что сегодня любой цивилизованный человек содрогается при одной только мысли о том, что когда-то рабовладение было распространено повсеместно и закреплено законодательно и люди не находили это ненормальным и противоестественным. Таким образом, с появлением христианства нравственная сущность человека претерпела значительные изменения, и поэтому человек Настоящего, который по отношению к человеку Прошлого является представителем Будущего, в нравственном смысле стоит на порядок выше человека Прошлого, точно так же, как сам человек Прошлого, например, тот же житель древнегреческого полиса, к которым принадлежали и Платон с Аристотелем, в нравственном смысле был выше уже своих предков, для многих из которых, по остроумному замечанию одного философа, образцом нравственности являлся тот, кто мог отнять у своего сородича жену и пищу, а кто оказывался не в силах сделать этого, олицетворял в его глазах пример безнравственности.
Итак, Настоящее всегда нравственно совершеннее Прошлого, а Будущее – Настоящего. И подобную тенденцию необходимо признать нравственным законом, определяющим бытие человеческой души, таким же законом, каким, например, является закон тяготения для физических тел. Поэтому, тот, кто из Настоящего шагает в Будущее и при этом не пытается усовершенствовать своего нравственного облика, похож на человека, который шагает в пропасть, забыв о законе тяготения. Ибо в этом случае его может ожидать только участь, постигшая некогда жителей могущественных царств Вавилона, Египта, Рима, которые, достигнув определенного культурного и экономического процветания за счет ранее обретенного нравственного потенциала, нашедшего свое воплощение в создании определенной законодательной базы (ибо стабильное существование любого общества поддерживается именно соблюдением законов, которые являются всего лишь отражением нравственного облика самих законодателей), в дальнейшем перестали заботиться об изменении и улучшении своего нравственного облика, и поэтому ни они сами, ни их потомки не смогли, как единое сообщество, войти в Будущее, в котором не было места людям с прежней моралью.
Таким образом, на смену биологической эволюции, улучшающей материальные формы жизни, неизбежно приходит эволюция нравственная, совершенствующая души, и тот, кто не готов меняться, приспосабливая свой нрав, свой характер под всё более возрастающие нравственные требования, перестает развиваться, а потому и жить, ибо основной закон как биологического, так и нравственного развития гласит, что если живое существо не следует вперед, ему не остается ничего другого как идти назад.
«Если вы желаете уяснить, что такое прогресс», - пишет В.Гюго, - «назовите его Завтра. Это Завтра неотвратимо творит свое дело и начинает его с сегодняшнего дня. Пусть самым необыкновенным образом, но оно всегда достигает своей цели». Вот почему «интеллектуальный и нравственный рост не менее важен, чем улучшений материальных условий», ибо «если есть что-либо более страшное, чем плоть, погибающая от недостатка хлеба, то это душа, умирающая от жажды света». Поэтому «пусть те, кто не хочет Будущего, поразмыслят над этим. Говоря прогрессу «нет», они осуждают отнюдь не Будущее, а самих себя. Они приговаривают себя к мрачной болезни: они прививают себе Прошлое. Есть только один способ отказаться от Завтра: это умереть».
Человек, устремляясь из Настоящего в Будущее, может войти в него лишь в том случае, если уже в Настоящем готовится к нему, пытаясь воплотить всею своею жизнью тот идеал нравственности, что станет актуален для человека Будущего, которому откроется уже иной, более совершенный идеал, над воплощением которого станет работать уже он. Так осуществляется эволюция нравственного идеала. Не пытаясь воплотить уже осознанного нравственного идеала, не делая его своей реальностью, человек лишает своих потомков возможности осознать иной, высший, а потому и его нравственная эволюция, и нравственная эволюция его потомков останавливается. Так, если бы доисторические существа в процессе биологической эволюции не отрастили себе плавников и крыльев, они тем самым лишили бы своих потомков возможности работать над созданием рук.
Следовательно, если нравственный облик всего человечества в целом, как и каждого человека в отдельности, не соответствует тому нравственному идеалу, что диктуется Будущим, то в этом Будущем его или не будет, или оно станет для них местом мучения и страдания, жизненных драм и неудач, которые зачастую начинаются уже в Настоящем, что и – возвращаясь к началу нашего разговора – произошло в случае с Наполеоном, чья нравственная сущность пришла в противоречие с тем нравственным идеалом, что диктовался ближайшим Будущим, где, как нам теперь известно, уже не было места глобальным военным конфликтам, и поэтому более было востребовано искусство и таланты политика, которыми Наполеон обладал в малой степени, а не полководца, которыми он владел в совершенстве, и Будущее нашло свой способ отнять у Наполеона и силу, и власть, приведя его к поражению в битве при Ватерлоо, поражению, являвшемуся первым звеном в цепи тех событий, которые, в конце концов, закончились для него смертью на острове Святой Елены.
Таким образом, трагичная судьба Наполеона – наглядный пример того, как человек может за обрушившимися на него ударами судьбы не разглядеть проявлений определенных закономерностей, понуждающих к внутренним изменениям, и продолжать до последнего держаться за прежние планы, цели, мечты, и, перестав ощущать биение и ритм пульса своей эпохи, оказаться более не нужным ни людям, которые его окружают, ни времени, в котором он живет.


Рецензии
"...что Будущее человека по отношению к своему Настоящему и Прошлому в нравственном смысле является всегда более совершенным" :) Чувствую, в наш век достигнута наивысшая точка нравственного развития:))))

Платон и Аристотель считали рабами лишь некоторую часть населения Греции, а христианские богословы назначили рабами всех без исключения (рабами божьими, но разве суть меняется? Малочисленные церковные иерархи правили и управляли всеми остальными на правах заместителей хозяина), а в наш светлый век, когда Фурсенко совершенно откровенно заявляет, что в его задачу входит воспитание общества потребеления (и где возмущённые этим заявлением толпы?:)), о какой нравственности можно говорить? Этруски были нравственнее греков, которые на руинах цивилизации этрусков построили свою, Греки были цивилизованнее Римлян. Варварская Европа, уничтожившая Рим, несколько веков не могла даже слегка приблизится к техническому и духовному развитию Римской Империи. Советский Союз (в это сейчас мало кто поверит) заботился о своих гражданах (в частности и о их духовном развитии (Советы ведь не уничтожили религию, а заменили её собой), чем наша Российская педерация).
Володимир))), такими темпами духовной деградации, следующим этапом возможно станет страшный суд)))
Это при условии, что Бог есть и ему до нас есть дело...))

Логинов Сергей   21.12.2010 13:02     Заявить о нарушении
Сумбурно и не по делу. Где это ты вычитал, что христианские богословы назначили рабами всех без исключения? Всякий, делающий грех, есть раб греха. Помнишь? Кто назначил человека рабом греху? Он сам и назначил. Увы, наша жизнь такова, что мы - либо рабы греху, либо, как писал Павел, рабы праведности. Иного не дано. "Раб, призванный в Господе, есть свободный Господа, равно и призванный свободным есть раб Христов... Не делайтесь рабами человеков". "Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести". "Нет уже ни иудея, ни язычника, нет ни раба, ни свободного, нет ни мужеского пола, ни женского, ибо все вы одно во Христе". Здесь - христианская диалектика, которая не так уж и проста... И потом, я ведь писал не о рабстве. А о том, что человеческое понимание нравственности со временем эволюционирует. И это представление становится более глубоким. И ты ведь сам должен догадываться, что это понимание открывается немногим. И уже эти немногие потом стараются донести свои мысли до всех. Платон и Аристотель - величайшие умы, и для них институт рабства был чем-то естественным. Сегодня этот институт упразднён. Христианство дало человеку понимание того, что можно быть каким угодно свободным человеком, но в то же время являться по рукам и ногам связанным страстями и дурными привычками. Помнится, Петр Первый сокрушался о том, что сумел покорить многое и многих, и лишь одного человека не усмирил - самого себя, не сумел справиться со своими страстями... Если человек не хочет воплощать в своей жизни открывшихся ему нравственных принципов, то это ведь - дело совести и свободного произволения. А ныне эти принципы открыты всем. Кто им следует? Легче катиться с вершины, чем взбираться на неё. Легче быть рабом греха, чем праведности. Мы все выстраиваем свои жизни либо придерживаясь нравственности, либо - вопреки ей. Но ведь и плоды жизни у каждого свои.

Владимир Еранов   22.12.2010 00:27   Заявить о нарушении
(уважительно) Богослов...

Только первое предложение выкинь)) Им часто пользуются современные преподаватели (причём, чем они тупее - тем чаще они его используют))

Я же утрированнно-упрощённо высказался, поскольку мы не на теологическом семинаре.

Вов, я давно не перечитывал церковных источников, в связи с чем не могу сыпать цитатами, но, я думаю, ты и без меня легко найдёшь высказывания, типа "все мы суть рабы Божии". Останется добавить из курса социологии понятие "ложного выбора", чем и является христианская свобода, ведь если отбросить всё словоблудие (настоящие юристы вообще появились только с приходом христианства;)), то вся свобода выбора сводится к тому, что ты либо с Богом и тогда можешь попасть в Рай, либо не с ним, и тогда тебя ждут в Преисподней, а выбор между двумя объктами, когда не предусмотрен никакой третий, и невозможно получение сразу двух - есть ложный. Отсюда и свобода Христианская не может рассматриваться, как истинная "Самое страшное рабство - это когда рабы считают себя свободными" - цитата не дословная, но верная. Но, ты прав, речь не столько об этом...

А по поводу нравственного развития, если не учитывать у Аристотеля и Платона узаконенного рабства (ты сам то на своей работе себя свободным ощущаешь, ой... вопрос не верный, ведь рабы христиане всегда ощущали себя свободными:D))))), то как изменились за прошедшие века другие постулаты нравственности?? Не убий, не укради, не прелюбодействуй... Всё остаётся неизменным и всё таким же невыполнимым (неужели правда так сложно не убить и не сотворить себе кумира?))). развивается ораторское и маевтическое искусство, а не нравственность, и это при том, что даже не время слов, а сами слова давно закончились. Нравственность сдвинется с мёртвой точки, только тогда, когда все морализаторы оставят словоблудие и пойдут показывать пример делом))
Так что Встань и ходи!!;) И если ты будешь честен, искренен и твёрд - ты изменишь мир))))))) (ну там, в транспорте старушкам место уступай:))) через дорогу хоть раз в неделю одну переводи))) сироткам праздники устраивай на всю свою зарплату...))))))))))))))))

А диалектику я люблю;) И Марксистскую и христианскую)))) С тех самых пор, как мой преподаватель по уголовному праву заверил меня, что у меня нет логики))) Так и мыслю с тех пор диалектически (только не ехидничай, что не диалектически я мыслю, а дилетантически;) Это не по христиански)))))

Логинов Сергей   22.12.2010 12:56   Заявить о нарушении
Сереж, вот у нас и началось словоблудие...

Подумай вот о чём. Раб - это служитель. Исполнитель не своей воли. Христос называл себя служителем. А апостол так прямо и говорит: Христос смирил себя, приняв образ раба. В данном контексте - служителя. Ты пойми - мы никогда не исполняем своей воли в подлинном значении этого слова. Либо волю страсти, либо Божию. Так что в любом случае - рабы, служители. Только страсти - всегда хочется предаваться. А воля Божия - всегда идёт вопреки сиюминутным желаниям, и её неохота исполнять. Может, поэтому воля страсти и воспринимается человеком как своя воля, хотя таковой по сути не является. Никто не свободен. Так что для меня выражение раб Божий - не ругательно. Только ведь раб Божий - это тот, кто исполняет одну только волю Божию. А много ли таких людей, которые не ищут своего? И потом - лишь пройдя через период рабства Богу, служения Ему, можно дойти до степени наследника, сына Божия, когда всё, что принадлежит Богу, принадлежит и тебе. Христос - служитель, а потому и сын. Кто не способен хоть чем-то послужить Богу, поступаясь своими интересами, тот не способен и к сыновству. А ведь сын Божий - это тот, кто родился не от крови и плоти, а от Бога. А это рождение ещё надо заслужить.

Владимир Еранов   22.12.2010 13:42   Заявить о нарушении
Не играй словами))) не служитель, а слуга))

В этом мире невозможно переспорить: Коммунистов - они посадят)); Капиталистов - они купят; и христиан - они не услышат)))

"Бог дал человеку свободную волю" - "Ты пойми - мы никогда не исполняем своей воли в подлинном значении этого слова. Либо волю страсти, либо Божию" - роботы-марианетки, лишённые своей воли в подлинном смысле слова, созданные для служения, с верой в избранность и достижение единства с создателем посмертно (Это либо по Эдгару Кейси, либо можно вывести из воззрений Айзека Азимова)))) Но, в любом случае, такие сущесства не подлежат суду, в связи с отсутствием воли и заданности двух состояний (бинарный код)))) Они выполняют свою функцию и подлежат списанию)))) в РАЙ!)))) Куда же ещё))

Логинов Сергей   22.12.2010 13:53   Заявить о нарушении
Кейси был прав))) Человеческий род - созданные для служения, но оставленные хозяйвами биороботы (я слегка обобщаю, Кейси именно так не говорил)))

Логинов Сергей   22.12.2010 14:15   Заявить о нарушении
Иудейские первосвященники как-то сделали упрёк Христу, когда он сказал им - истина сделает вас свободными. Они ответили: мы не были рабами никому никогда, как же ты говоришь - сделаетесь свободными? На что Христос и ответил - всякий, делающий грех, есть раб греха. Раб. Греха. А это - пострашнее, чем быть просто слугою у господина.
Христос не стыдился говорить - я пришёл не для того, чтобы мне служили, а чтобы самому послужить. А кому он служил? Тебе и мне. Как служил? Как господам. Но не дай нам Бог действительно вообразить себя господами. Сатана вообразил. И поэтому он теперь хочет быть только господином и никогда - служителем. Тем и отличается Бог от падшего ангела. Первый - может служить людям, второй - может только господствовать над ними. Не зря же он назван - князем мира сего, в отличие от Бога, служителя людей.
Я думаю, Бог - это не тот, кто господствует над нами, а тот, кто служит нам, заботится о нас. Как родитель служит - в буквальном смысле этого слова - своему ребёнку. А стремление к господству, к тому, чтобы тебе служили - дурное предзнаменование для человека.

Владимир Еранов   22.12.2010 17:41   Заявить о нарушении
Фауста читал;) Там Мефистофель ещё как служить готов был человеку, ради своих то целей))

Не об этом речь...
Почему люди всегда рассуждают лишь в двух категориях? Мы ведь в России)) у нас всегда, как минимум ТРИ пути (путь назад - не считается). Грешишь - раб греха, поклоняешься Богу - раб Божий, а если не грешить и не поклоняться??? Может быть именно там и начинает проявляться истинная свобода, когда ты принимаешь решение без оглядки на добро и зло (точнее, на навязанные обществом стереотипные представления о добре и зле), когда твоя мораль не сформирована чужими, неизвестно кем и когда сформулированными аксиомами, а выведена доказательно и обоснованно собственным жизненным путём (природная мораль)??????

Логинов Сергей   22.12.2010 17:56   Заявить о нарушении
Не знаю я, есть ли Дьявол или это собирательный образ всей человеческой некомпетентности, всех ошибок и невежества спроэцированный на вымышленную личность (человек ведь никогда не обвинит себя), но... если он есть, он никогда не правил этим миром))) Верховный ангел, близкий по силе и свету к самому Богу (а Денница (Люцифер-Светоносный), согласно преданию, таковым и был), просто не смог бы перенести вида этих ничтожных копошащихся существ, лишённых даже намёка на честь и достоинство). Всё зло этого мира не от Дьявола, а от людей...

Логинов Сергей   22.12.2010 18:02   Заявить о нарушении
И только полный безумец захочет править этим миром)))))))

Логинов Сергей   22.12.2010 18:04   Заявить о нарушении
Владимир, Иисус был правильным мессией))), но он сильно уступает своему предшественнику в лице Будды Гаутама Шакьямуни. Да и ВЕДЫ минимум за шесть тысяч лет до рождения Христа были (к слову, еврейское пятикнижие большинство спецов относят к 3 веку до н. э.)

И самое главное)) Иисус пришёл спасти погибших овец дома Израилева(!))))))))
Кто-нибудь вообще имеет уши?))) Иисус сказал: суббота для человека, а не человек для неё, а у нас "Прздник! Праздник! Жопу нельзя на работу поднять, святые обидятся!! (а эти стрпашные истории, когда в Николин день кто-то работает, а потом в наказание за это падает на какие-нибудь вилы!! Кто-нибудь вообще мозги имеет, кто это пишет?!!)" Сказал имейте веру в себе (а может "в себя";))и будете горы двигать, а эти последователи последнюю веру из себя перенесли на небо, а сами даже с колен встать не могут. И уж тебе, как знатоку Достоевского должно быть особенно понятно, что никакой Бог не стоит слезы ребёнка, а сколько в христианстве детей-мученников? А родители, которые их уговаривали на смерть за Бога, вообще должны из Ада не вылазить, даже на время страшного Суда...

Логинов Сергей   22.12.2010 19:02   Заявить о нарушении
Согласен, только полный безумец захочет править миром. Вот святые и называют дьявола существом, сошедшим с ума, ненормальным. Ты помнишь, какими словами он искушал Христа? "Тебе дам власть над всеми сими царствами, ибо она передана мне". А что говорил Христос? "Царство моё не от мира сего". Этот мир - под руководством падшего духа. Духа, сошедшего с ума.

Владимир Еранов   23.12.2010 05:58   Заявить о нарушении
Тебя никогда не смущала схожесть мистических моментов в христианстве и буддизме (в буддизме они, правда, происходили немного раньше))) Там тоже Дьявол примерно так же искушал будушего Будду)))

А про Дьявола и его правление я высказался выше)))

Кстати ещё одна перевёрнутость))) Раньше падшие с неба, падали ради людей (Прометей и его аналоги), а потом стали говорить, что с неба на землю падает исключительно зло)))

Не знаю, Вов, ты не привёл в своей работе какого-то развёрнутого представления об эволюции нравственности (я ведь не зря про рабов выше писал - рабство - наиболее продемонстрированное нравственное различие века нынешнего и века минувшего). Как эволюционировала нравственность в философии? Но ты слегка лишь процитировал христианских философов, а мирские? А атеисты-пантеисты и пр.??? У них есть движение??? Хоть в какую-то сторону? А сравнительный анализ высказываний христианских (читай "православных") философов разных времён и эпох??? Гуманнее ли философы древности или наши современники???

Пока я вижу демократию)))), свободу и нравственность только в обещаниях и заверениях политиков и религиозных деятелей (самая нравственная страна, по общемировому мнению - это, как тебе известно, США)))))) И древние греки для меня нравственнее своих последователей хотя бы потому, что они были честны и говорили то, во что верили, а не то, за что заплатят)))))

Кстати;), самой гумманной Конституцией в мире до сих пор остаётся Конституция СССР 1936 года))))))))))))))))))))))) На эту тему иногда пишут юристы и политологи))

Логинов Сергей   23.12.2010 20:33   Заявить о нарушении
А ведь при этом СССР для всех Империя Зла)))))

Логинов Сергей   23.12.2010 20:35   Заявить о нарушении
Вот она - полемика по-русски.

Бессмысленная.

И беспощадная.

Владимир Еранов   24.12.2010 00:11   Заявить о нарушении
Прирчём здесь "по=русски"?))) Она у нас, как раз, на редкость логична и содержательна))))))))))))))))))) И, даже, иногда ответы вытекают из вопросов, а вопросы из ответов)))))

Логинов Сергей   24.12.2010 06:12   Заявить о нарушении
Знаешь, Серега, как-то уже надоело. Сам понимаешь, вера - личное дело каждого. Никого нельзя переубедить ни в чем, если только сам человек не хочет быть переубежденным. Обычно переубеждают две вещи - либо чудо, случившееся на глазах человека, либо постепенно сформировывающееся убеждение. У меня лично чудес в жизни не было. Не знаю, как у тебя...

Владимир Еранов   24.12.2010 12:19   Заявить о нарушении
Вернулся я из Прокопьевска, читаю и глазам своим не верю:))) Ему уже надоело!!!!))))))))Но, впрочем, ладно))) Надоело - так надоело

А по остальному:
а) чудеса были

б) за превращение самого Еранова в безбожника (а если ещё и в воинствующего?!))))) мне обещали половину царств земных)))) Но, всерьёз, такая возможность не рассматривается)))))

Так что отдыхай, до следующего написанного тобой теологического трактата))

Логинов Сергей   27.12.2010 03:06   Заявить о нарушении
Вы так разгорячились, потому что молоды, это самое лучшее, что я извлекла из Вашей полемики. А вообще, кто молится, тот знает, что есть алгоритмы в обращении к Богу такие как:...прости мя, рабу Божию,...услышь мя, р.Б. и т.д. и т. п. Простите за вторжение в Ваш диалог, с уважением Л.С. Бог Вам судья!

Людмила Самойленко   04.03.2011 20:18   Заявить о нарушении
Алгоритмы????
Если Бог судит свои творения, то он судит себя, а значит Бог не идеален и не всеведущ, поскольку, иначе Он бы заранее знал о результатах своего акта творения и ему не пришлось бы судить:))))

Молоды... :) Христос вообще призывал обратится в детей;) Так что мы ближе к этому состоянию, чем, вероятно, вы.

Впрочем, отвечал я только за себя, наверняка Владимир отпишется по-своему

Логинов Сергей   04.03.2011 20:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.