Маски... Маски... Маски...
Колядки. Гомон, смех и кутерьма,
И тысячи сменяются личин.
И Коло – превращений властелин –
Меняет жизни быль на чудо сказки.
Славленья, песни, с гор летят салазки,
Веселье, шум, и маски… Маски. Маски!
Зерно, созрев, пшеницей колосится.
Однажды лён в рубаху превратится.
Разлука станет новой дивной встречей.
Ночною мглою обернется вечер.
Отцом стал сын, а дочка нынче мать.
Глянь, ученик Учителю под стать!
«Как возмужал, ты будешь новый князь» –
Кричат мальчишки, сверстнику дивясь.
Да… Не стоит на месте жизни ход!
Зима. Коляду празднует народ.
Маска первая.
Маски… Маски… Маски… Лицедеи, скоморохи, колядовщики – ох, и любители были до всяких масок, странных да несуразных! А сколько их, масок этих? Для чего они вообще нужны, ежели можно и без них прекрасно повеселиться, не знаешь? Пожалуй, это никому доподлинно не ведомо. Одно ясно: и сейчас люди не отказались от масок. Не хотят отказываться – и всё тут! Уж видно, дюже нужная это штука… Так и повелось в народе с предавних пор: если скажут «прячется под личиной…» – значит образ чудной носит человек вместо своего настоящего лица. Годочки-то идут себе, а личины лишь большую популярность приобретают. Вот только в стародавние времена носили их раз в году всего, на Коляду – люди простые. Да ещё одевали изредка люди непростые – скоморохи – артисты да ведуны бродячие.
А теперь-то, глянь! – куда голову не повернёшь, всюду маски. Как есть – всюду! И ведь каждый божий день – нет-нет, да и встретишь…
– Кролика драного!
– Да неее... Ну какой там кролик? Кролики и рычать даже не умеют! Тигра свирепого встретить – вот тема!
– Что за тигр, братцы?! Где ты, недотёпа, тигра в городе видел? В столичном? Насмешил! Вот колдун – другое дело!
– Ну ты скажешь! Колдуны в средневековье только жили! Ты глянь, какой век-то на дворе! Это ведь петух был!
– А я… вообще видел вчерась человека с головой собаки!
– А я… того… с рогами! Козёл, наверное!
– Это кто разговаривает? Никак, маски голоса обрели? Что за чудеса?!
– Да какие там маски? Нет никаких масок. Всё бы тебе фантазировать, народ своими бестолковыми побасенками смешить! Пустомеля!
Ой, что-то я секреты всякие разболтала, похоже… Батюшки, что же теперь будет-то?! Ты уж не серчай, читатель! Ведь не про тебя это, а совсем наоборот – про соседа твоего!
Маска в меру официальная.
Многие ведь подумают (а некоторые и вслух скажут), что автор скрывается под маской собственных фантазий и иллюзий. Смею заверить, что эта маска – совсем не такова!
По мнению обывателя, историческая наука точна и базируется на фактах, исследованиях и прочих достоверных сведениях. Посему, по вопросу отдельно взятого праздника Коляды у этой самой науки имеется… два совершенно противоположных суждения! Ни много, ни мало…
Одни считают, что колядки пришли из греко-римской трации бродячих мимов, празднеств новолетья – ярких увеселений, восславлявших языческих богов великой империи. Пуще того – говорят такие историки, что эта версия бесспорна и безусловна. Будто и не было никаких славянских народов в то время, будто и не существовало никаких богов, кроме греческих да римских. Будто и не могли никакие другие народы собственные праздники отмечать. А ведь и того не заметили, что в этом мире явном – слишком многое на многое похоже. Да только не всё похожее заимствовано бывает!
Другие уверены, что была всё же у славянских народов своя традиция, которую поддерживали они многие столетия, не глядя в сторону сильного и достойного соседа. Как ни хороша другая земля, как ни славна, а своё-то – завсегда надёжней, ближе да родней приходится. И природа, поди, разная; и характеры богов не всегда схожи. Кто знает, понравятся ли родным богам славления, для чужих заготовленные… Вот то-то и оно, что навряд ли!
А что слова, праздник оный называющие, однокоренные да похожие шибко – диво разве? Языки-то, почитай, у многого множества соседних народов не сильно отличаются. К одной языковой группе – не зазря ведь относятся, неспроста!
Ох, и того опасаться надобно, что как бы левая рука с правой не подралась и не поссорилась! Незадача получится – уж больно несподручно в таком виде с хозяйством управляться!
Вон что на свете нынче бывает: личина – одна, а ликов под ней несколько скрывается. А на то она и маска, господа хорошие, чтобы казаться, а не быть.
Маска авторского исполнения.
Где-то на бескрайних просторах славянских земель… Град славянский. Время действия – не указано. Место действия – на юру.
…и не было ни одного человека, который бы остался дома в такую ночь. И шёл неспеша князь, и вёл в поводу коня белого, а на том коне – князь будущий, молодой, совсем ещё мальчик. А вокруг – слуги Тьмы. Нападают, кружат стервятниками – только и ждут того, чтобы Тьма наступила вечная, чтобы никогда не пришёл на землю славянскую новый смелый и справедливый управитель. Да только не одолеть Тьме гордый народ, ведь на страже равновесия – мудрые волхвы, вельми многое ведающие о судьбах мира.
Так и будет: придёт новый светлый князь – красно солнышко, будто заново рожденное, засияет. Всё снова повторится в который раз. И год новый придёт на смену старому. И не устанет кружиться годовое коло – хоровод весёлый да задорный – это люди добрые приветствуют победу сил Света над силами Тьмы. Ох, и нелегко победа та далась! А ведь не было бы волхвов – старцев многоопытных – ещё неизвестно, чьи воины верх бы взяли. Потому что каждый знает: коли пути-дороги верной не сыщешь, заплутать можно, да и не выбраться вовсе, так и погибнуть впотьмах и в неведеньи.
Святый вечор – сохранилось название в народах славянских, несмотря на мертвящий холод неверия и вьюгу лжи, погребающую под собой живых. Сохранилось название – потерялась суть. Потерялась суть – не понимают люди, куда идут, на какой стезе правды ищут. Нет дороги верной – прошлое своё позабыли, традиции славные, да предков великих…
Снять бы эту маску, увидеть бы правду во всём её величии неискажённом… да видно и то верно, что у страха – глаза уж больно велики. А ну-как! – ослепнешь от правды-то, после многих столетий пребывания во тьме… С непривычки-то к свету – вся недолга. Вот и продолжают люди носить маски-личины. Самые смелые даже позволяют себе выглядывать из-под своей надёжной защитной маски по праздничкам. Да только потом – скорее обратно прячутся.
Маски… Маски… Маски… А что скрывают они? Зачем? Доколе? Никому неведомо.
Свидетельство о публикации №209020300317
какой удивительный самобытный язык! Так и стоит в ушах голос сказительницы "доколе? Никому неведомо"
Очень понравилось.
Красинская Софья 04.02.2009 00:24 Заявить о нарушении
Пытаюсь немножко хоть возродить дух сказителей, скоморохов, песнопевцев. Насколько могу проникнуть в тему...
Лисичкина Лагуна 04.02.2009 10:43 Заявить о нарушении