Симфония дождя

         Я держалась за дождь и ступала по радуге. И тонула в детстве с молоком и карамелью.
И гладила землю в испарине ливня. А наверху звучали аккорды грома, возвращая память к
истоку, началу...
             Вы слышали, как звучит дождь?!
Перед началом, музыканты настраивают инструменты, сверяя тональность. Ветер кружит страни-
цы партитуры, пытаясь найти нужную пьесу. Испуганные, ошалевшие птицы пищат на разные
голоса, прячась под крыши домов. Раскаты грома напористо шагнули в кварту и эхом отзвучали
в септаккорде. Небо торжественно загудело басами, вручив Маэстро вспыхнувшую молнию.
Взмах руки и – тишина, оркестр замер, ожидая вступления. Первые дождинки-ноты неслышно
упали в траву, окунулись в цветы, отразились в окнах. Вспорхнула дирижерская палочка, ритм
сменился на модерато: все быстрее скачут ноты, набирает силу оркестр,- шумит, звенит, поет,
торжествует! Симфония началась! Звучит вступление...


             Я ступила на чужую землю. Лил дождь. Теплый, тропический, в середине зимы.
Крупные капли оседали на лице, сливаясь в ручеек. Я слизывала их с губ, удивляясь слезам-
тихим и светлым. Они приходят в начале пути, когда открывается непрочитанная книга с новыми
страницами поисков и открытий, познания себя и вокруг живущих, и когда свобода распахивает
двери.


             Музыка набирает темп, радость увлекает в танец, мелодия сулит новые вариации и
разрешается в мажоре и, успокаиваясь, готовится к завершению и вдруг...
Сорвалась струна и скрипка запнулась. Совсем  бесшумно в мощном звучании
оркестра,- так, что никто не заметил. Заметила я. Фальшивая нота больно резанула слух.


             Я стояла за стеной магазинчика и отчаянно плакала: от обиды и непонимания, от бес-
цельного ожидания и бесплодных попыток. Гармония пьесы уходила в минор.
Выглянула женщина и окликнула издалека:
-У Вас все в порядке?-
Слезы высохли, я закивала головой, подставив лицо свежему ветру. Из-за облака выглянул
солнечный луч, музыкант в оркестре ударил в бубен и – сразу отпустило, стало легче.
Я заторопилась из своего укрытия и...застыла изваянием. На выходе  две полицейские маши-
ны преградили мне путь. Пследовала череда долгих утомительных вопросов: почему плакала,
где машина, кто меня сопровождает. Оказалось, сотрудница магазина позвонила в полицию.
Офицер сопроводил меня домой, и вопросы продолжились. Проверив все документы, полицей-
ские удалились.
-За что? Почему? Что я сделала?- мои вопросы звучали рефреном. Мне ответили:
-Слезы оставь дома и крепко закрой дверь. На людях ты весел и счастлив быть обязан!-
Свежий ветер перемен сменился субтропическим циклоном, горячим и душным. Свободное
дыхание растворилось в обжигающей влаге. У гудящего кондиционера голова прояснилась
и стала наполняться холодными мыслями, сравнением и анализом. Вступление закончилось.
Начиналась 1-я часть- стремительная, контрастная, полная смятения и неразрешимых
вопросов.      

                Часть I  - Allegro

“Свобода и мир - вещи живые”- эти слова принадлежат Ф.Рузвельту.
Он произнес их на 50-летнем юбилее открытия статуи Свободы в Нью-Йоркской гавани.
На бронзовой пластине при входе в музей, находящийся в пьедестале статуи, знаменитые
строки американской поэтессы Эммы Лазарус из сонета “Новый Колосс”, посвященной
статуе Свободы:
                “...Дайте мне усталый ваш народ,
               Всех жаждущих вдохнуть свободно, брошенных в нужде,
               Из тесных берегов гонимых,
                бедных и сирот.
               Так шлите их, бездомных и измотанных ко мне,
               Я поднимаю факел мой у золотых ворот!”.
И к золотым воротам, в поисках спасения и лучшей доли, ринулись миллионы переселенцев-
иммигрантов. Они прибывали на Остров Эллис, где каждый проходил длительный карантин,
ожидая решения своей участи. Условия, в которых содержались люди, были тяжелые. Прожив
несколько недель в изоляции, некоторые не выдерживали. Более трех тысяч человек умерло
в этом лагере. Недаром Остров Эллис прозвали “Островом слез”.  Более чем за полвека, через
этот пункт прошло 12 миллионов человек,- иммигранты прибывали и прибывают по сей день.
Горящий факел в руках Свободы, Озаряющей Мир, освещает путь страждущим новой жизни.


                Однажды, в шумном оркестре просящих, робкой нотой зазвучала и я.
-Дайте работу!- услышала свой голос со стороны.
-Ваши документики, пожалуйста, и заполните все! эти бумажки,- взвизгнула скрипка в фортис-
симо и затихла в пиано, загадочно улыбаясь.
-Ах, так Вы были членом профсоюза?! Гм-м-м...Мы Вам перезвоним. Ждите...-
И- пауза, долгая, глухая... Остинато вытесняет тему, ширится, главенствует.
И телефон становится немым островом в океане молчания. Что там случилось с Дирижером?!
Он опять дает репризу. Снова и снова...
-Будете ли членом сообществ, организаций, профсоюзов?- шелестит виолончель.
-Не-е-ет! Не бу-уду!- воплю я, обессилев.
-Отрекаюсь от собратьев моих! Экономьте ваши денежки, господа! Остаюсь один на один
с собой, отдаюсь в ваши руки, властвуйте...Да-айте рабо-оту...- звучу пианиссимо.
И протягивают инструмент:
-Вы приняты в оркестр, будьте дисциплинированны, ведите себя чинно и играйте строго
по нотам, а главное - чувствуйте себя свободным гражданином. Если заметите,-кто-то
импровизирует, сразу доложите!-
                Я училась играть по чужим нотам и забывала лейтмотив дождя.
Он возвращался отголосками снов, а наяву вариации таяли, обволакивая душу липучими,
вязкими путами новых кодексов чести, где каждый - за себя.
-Ах, Вы чем-то недовольны?!- запыхтела тарелка и “ постучала” Дирижеру. Он прервал игру,
опустил палочку и строго взглянул на меня:
-Вы чем-то недовольны?-
-О, нет, Маэстро, что Вы, -это счастье - быть частью...большого целого...оркестра...-заикалась
я, потрясенная  прозорливостью Дирижера.
Ах! Какая длинная первая часть конфликта и неразрешенности! И долгий путь к гармонии и
себе сквозь диссонанс фальшивых нот и доказательств  невиновности и непричастности.
И я ощущаю себя заложником порядка, именуемого свободой, где душа- в клетке.
-Ваше ID, please, и еще справочку,- не состоите, не принадлежите, не участвуете и –десять
пальчиков вот сюда,please, и ждите-ждите: день, месяц, годы...
-Что там у нас в компьютере о Вас? Да почти все, ка-а-ак удобно! Тотальная компьютеризация
страны, маленький чип в вашу голову, чтобы мы нашли вас повсюду, для вашего же блага,
конечно!-
Мировой отлаженный механизм оркестра победоносно ревет, последний удар литавр!
Финал первой части! Наконец-то... Пауза...
                “Мы в Америке получили три неоценимых дара: свободу слова,
                свободу совести и –благоразумие, удерживающее нас от того, чтобы
                ими пользоваться.”  - Марк Твен


                ЧастьII   - Adagio
          
                Обнаружила интереснейший труд Б. Скиннера – американского психолога,
профессора Гарвардского Университета, который создал “ радикальный бихевиоризм”,
философию “ науки человеческого поведения”. Долгие годы Б.Скиннер был самым
известным и цитируемым в США психологом. Его идеи нашли практическое применение
в образовании и психотерапии. Книга  философа призывает использовать его систему для
контроля за поведением каждого человека. Цель благая – уничтожение войн, насилия,
предрассудков. Он утверждает: “Поведение формируется и поддерживается его послед-
ствиями”,- то есть, люди и животные начинают вести себя определенным образом, если
 получают вознаграждение за соответствующее поведение. Руководствуясь этим прин-
ципом, Б.Скинне проектирует идеальный мир, в котором поведение каждого человека
будет запрограммировано так, чтобы быть социально желательным.
Книга психолога вызвала у меня противоречивые чувства. С одной стороны- благая цель,
с другой- угодный обществу индивид.
В памяти всплывает образ знаменитой актрисы Френсис Фармер. О ее трагической судьбе
режиссер Грэм Клиффорд снял фильм “Френсис” с Джессикой Ланж в главной роли.
Талантливейшая актриса и неординарная личность стала объектом пристального внимания
властей за свое инакомыслие и “левые” взгляды. Все круги ада прошла Френсис в психиатри-
ческих лечебницах, начиная с “гидротерапии” ледяной водой и заканчивая электрошоком
и лоботомией. Психиатры “ корректировали” ее мозг и модель поведения в соответствии
с идеалами общества. В другом американском фильме “Инстинкт”, режиссера Джона Тартл-
тауба, мой любимый актер Энтони Хопкинс предстает в образе антрополога, отстаивавшего
право оставаться самим собой в системе тотального контроля за мыслями, душой и жизнью
человека.
Уважаемый профессор Скиннер! Неужели общество запрограммированных, поощряемых
роботов Вы считаете идеальным? И что это за общество? И кто эти идеальные люди?
В октябре прошлого года, в Лос Анжелесе, состоялся премьерный показ документального
фильма “Зейтгейст”. В нем выдвинуты  аргументированные гипотезы и собраны уникальные
факты многих исторических событий. Завершается фильм пророческим предупреждением:
разрабатывается и внедряется мировая система “чипов”, вживляемых в человеческий мозг,
эдакий своеобразный, электронный паспорт. Вы и не заметите , как это произойдет!
Просто однажды, у вас отберут право на сомнение. Конечно же, в благих целях, для вашего
удобства: чтобы не потеряться, например, или облегчить связь взаимодействия с общест-
венными и экономическими институтами. А заодно, и обеспечить полный контроль и управ-
ление человеком. Незавидная у нас с вами  участь, сограждане, профессор Скиннер торжеству-
ет! Молчу, молчу...Дирижер грозит палочкой. Вторая часть должна быть мягкой, лиричной,
распевной и умиротворенной.
-Но ведь и с элементами раздумья?- робко вопрошаю я и слышу стук по партитуре.
Молчу...
                “Опасно быть правым, когда не право правительство.”
                Вольтер


                Часть III  -  Scherzo

                Скрипка замерла в руке, короткая пауза, готовлюсь к 3-ей части-зарисовки с натуры,
                юмористические картинки.
                -Из письма к другу-

              “...Не устаю удивляться ежедневным открытиям и познанию страны. Обнаружила
истоки законопослушности американских граждан на бытовом примере трепетного соблюдения
дорожных правил. “Пытала “ как-то друга семьи, предлагая ему различные варианты развития
сценария приключений на дороге. Вот, например, если бы он остался единственным водителем
в городе, остановился бы  на красный свет? Отвечает: -Конечно!- Я крепко изумилась и
зауважала честного приверженца законопорядка по внутренним убеждениям.
-А почему, ведь никто не видит?!- Не унималась моя вторая, порочная половинка.
-Глянь на светофор!- осадил друг. –Полиция наблюдает! Если не остановлюсь, пришлют
завтра огромный штраф.-
Хохотала до коликов! Бедный , славный парень и мысли допустить не может, что вместе
с населением исчезнет полиция и видеокамеры. Пришлось вопрос корректировать:
-Ну, хорошо, а если бы не было видеокамер?!-
Водитель хохотнул, понизил голос и выдохнул: “Конечно бы, нарушил...”
Другой пример. Супермаркеты оборудованы системой контроля, которая связывает выходы
магазинов с электронным лейблом на товарах,самому снять эту штуку невозможно, она
закодирована. Оплатил- лейбл сняли, топай к выходу. Не оплатил – на выходе взвоет сирена.
Разумно устроено. Честность в контроле не нуждается, а воришкам- по рукам!
А вот как насчет “контролируемой честности”, когда ты честен, пока под контролем?!
И неужели это заложено в сущности человеческой природы- преступать закон? И только
страх наказания вынуждает быть честным?!
Позвонила подруга, жалуется: привезла 10-летнего сына из школы в стрессовом состоянии.
Ситуация грустная. Мальчишка “присвоил”  электронную игру одноклассника и был
“пойман с поличным”. В воспитательных целях учитель вызвал кого, догадайтесь?
Ну, конечно, лучшего друга семьи- полицейского! Приехал офицер в полном обмундировании,
Беседовал с нарушителем часа два, вызвали родителей, вообщем,- получил парень по полной
программе! Все надеются, что урок пойдет на пользу. Правда, мама обеспокоена, что сын
замкнулся, молчаливым стал, озлобленным и слегка заикается, ну, да это ничего, поправимо.
Вылечат.А зачем же психологи и психиатры? “Успокоила” подругу, как могла, приведя
цитату из материалов правозащитной организации “Freedom House” за 2008 год.
“В США отмечается самый высокий показатель заключения в тюрьму”. Стало быть,
мальчугану еще повезло... Подругу-то я успокоила, а в голове почему-то завязла мысль
Вольтера: “В вечном страхе живущего не назову я свободным”.
Сомнительна честность в объективе видеокамер. Велика ли цена законопослушности,
основанной на боязни наказания? И чем измерить беспредел, когда законы преступаются?
И возможно, это утопическое общество,где каждый человек будет ограничивать свои
поступки и желания без принуждения, и будет абсолютно свободным.
                “ Человек начинается там, где кончается государство.”
                А.Паникин

                Часть IV – Финал.

            Заключение должно звучать светло и торжественно, потому что в симфонии- это
разрешение аккордов и тем, утверждение идеи и гармонии. И у моей скрипки была партия.
Но я покидала Оркестр. Словно первый, уходящий со сцены музыкант, когда пьеса еще звучит,
как в “Прощальной” симфонии Гайдна.
Я выбывала из игры. И радость ступала за мной легким шагом. Я шла навстречу дождю,
унося свою скрипку.  И подставив лицо крупным, прозрачным каплям, я закинула голову
к небу, и взметнувшаяся радуга протянула мне руки. Я ступила на краешек воздушного
мостика и вскинула смычок... Я играла соло Дождя, ибо теперь я знала:

                “Человек не может получить свободу извне больше той, 
                которой он обладает
                внутри!"
                Т.Мурановский

 
 
 


Рецензии
Марина! Рада, что открыла себе тебя по-новому. Прочитала на одном дыхании. Мысли твои мне близки. Но правила создают люди. И правила, по которым мы живём, создаются небольшой кучкой людей. Вот было бы здорово прорисовать портреты этих личностей. В мире всё взаимосвязано: если у кого-то мало, то очевидно есть те, у кого много. В том числе и свободы. Пастух по отношению к стаду более свободен.И по мне так лучше забодать пастуха и хоть немного побегать на свободе, чем всю жизнь только мечтать о ней! Быть свободным в несвободном мире - это привилегия робинзонов.
Виктория из Калуги.

Виктория Борисовна Щербакова   18.10.2009 02:41     Заявить о нарушении
Спасибо, Виктория!
Мы знакомы?

Марина Слоэн   18.10.2009 05:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.