Песнь 5 о жадном купце

Во времена правления мудрого Лета пришёл в эти земли с Юга богатый купец по имени Ивенка, жаднее которого не сыщете вы и сейчас. Товар у него был богатый: пряности, масла, ткани шёлковые.
- Народ северный, товар мой дорогой, ценный. Не у каждого правителя есть то, что могу предложить вам я. Всему этому и цены нет! Но я добр! Отдайте мне шкуры диких зверей, что вы убиваете в этом лесу, и берите моё сокровище даром!
Рассмеялись северяне:
- Что проку нам от твоего богатства?! Ткани твои от холода не спасут, а снадобья от болезней не излечат!
Разозлился купец. Да делать нечего... Видно, ни с чем ему придётся возвращаться.
Собрал он свой караван, в путь собрался. По старой традиции мудрый Лет, как вождь племени, вышел попрощаться с гостем:
- Что ж прощай, купец. Уж прости, что товар твой пришёлся не по вкусу нашему племени - зла не держи.
В этот миг солнце выглянуло из-за туч, осветив долину. Вспыхнул снег горами самоцветов, и купца вмиг одолела жадность:
- Чьи это драгоценности, вождь? Чьи богатства?
- Ничьи, купец. В наших краях нет ничего для себя - каждый берёт столько, сколько ему нужно.
- А если я всё заберу?
- Забери, если сможешь.
Обрадовался Ивенка. Глупый северный народ! Как просто отнять у них то, что им дорого! Как ловко провёл вождя он, хитрый купец Ивенка!!
И побежал богатства собирать!! И целый день собирал он драгоценные камни у своего каравана, да только вокруг их меньше не становилось. К ночи он валился с ног, но довольно смотрел на огромную кучу снега, проговаривая:
- Ничего. Завтра ещё больше соберу!
И злясь на холодные северные ночи (и как тут живут люди, в этом неприветливом краю?)  он развёл костёр по-больше, чтоб согреться, и лёг спать, уже мечтая о том, что теперь он точно станет богаче самого знатного правителя Юга.
Но на утро не было границ его злости и негодованию! Огромная куча камней, его богатство, превратилось в обычную воду, расстаяв от жара огня. Испорчен его товар, никто его и даром теперь не возьмёт.
В гневе прибежал он к дому Лета:
- Негодяй! Ты обманул меня! Ваши богатства - обычная вода!! Кто теперь вернёт мне мой товар?!
Улыбнулся вождь и ответил:
- Разве я обманывал тебя, купец? Не скуп Север в своих богатствах, ты захотел взять себе снега - бери, сколько хочешь. Каждую зиму здесь его выпадает столько, что хватит на всех жадных купцов.
Вспыхнул Ивенка и вдруг рассмеялся над собой, над своей глупой жадностью.
Говорят, что тогда случилось необъяснимое: изнеженный южанин остался жить в этом суровом краю. Всё так же был он богат, да только никто больше не мог обвинить его в жадности. С каждым делился он своим, когда это было нужно, часто повторяя:
- На Севере нет ничего своего, всё, что есть у меня, принадлежит этому краю.


Рецензии
Поучительно...и очень похоже на истинных людей Севера, среди которых я прожил более четверти века.

Андрей Мерклейн   06.05.2015 18:03     Заявить о нарушении