Женское и мужское начало в Унесенных ветром

«Женское» и «мужское» начало в героях романа «Унесенные ветром»

Начнем с главной героини – Скарлетт. Тщеславие, самовлюбленность? Черты, которые принято считать женскими. Но они присущи и Ретту Батлеру, а его в отсутствии мужественности заподозрить трудно весьма. Капризность, прихотливость, повышенное внимание к внешнему виду? Присуще и Скарлетт, и Ретту. И еще вопрос – кому из них в большей степени. Смелость, отвага, дерзость, авантюризм, хулиганство, активность – мужские черты? У них у обоих. Но у Ретта нет агрессии по отношению к слабым, только к сильным соперникам или врагам, слабых жалеет. Скарлетт же – нет, она более мелочна, как мне показалось, может не только дать сдачи, но бить лежачего (образно говоря). Деловая хватка? В то время считалось, что это – только мужская черта. У обоих. Интуиция в отношении людей? Это принято считать «женским». У Ретта – ярко выраженное качество, а у Скарлетт – одно из самых слабых.
И здесь уже можно ставить вопрос о лучших «женских» и лучших «мужских» качествах, как и о худших.
Мелани – не тщеславна, скромна, послушна, пассивна. Является ли скромность неженственной? Отнюдь. Почему женственность – это только нарциссизм, павлинство и выставление себя напоказ? Есть и иные традиционнейшие женские модели поведения. Это некий идеализированный образ, который можно считать воплощением лучших именно женских черт. Неадекватная оценка своих истинных возможностей, переоценка физических сил – реалистический штрих, вносящий необходимую долю дисгармонии в создание образа, который иначе показался бы излишне сказочным.
Эшли – человек, который не решается открыто противопоставить свое мнение взглядам общества, в котором живет (Мелани может). Психологически не смел, конформист. Но физической смелостью обладает – отправился воевать, совершал подвиги. И это не случайно –он больше боится жизни в некомфортных условиях, чем смерти, для него это худшее из зол. Образ вполне реалистичный. Если задумчивость и мечтательность считать исключительно «женской» привилегией (а это, конечно, не так) и добавить к ним непрактичность – получится рафинированный аристократ, достаточно традиционный лирический герой для своей среды.


Рецензии
Я перечитывала пару лет назад "Унесенные ветром". И поняла что мне, как уже взрослому человеку, не нравятся ни Скарлетт, ни Ретт. Сейчас думаю, что Ретт Батлер в финале терпит вполне заслуженное поражение, говорящее о несостоятельности всей его жизненной позиции. Смысл жизни не может состоять только в том, чтобы получать от нее удовольствие. А Ретт совершенно серьезно до 45 лет так и думал. Он думал, что и его близких - Скарлетт и дочь - сделает счастливым выполнение всех их прихотей, которые у него хватало денег выполнить. Но маленькую Бонни его потакание погубило. А Скарлетт не случайно всю жизнь тянулась к Эшли - это был человек, который видел лучшее в ней... Видимо, союз двух циников не так прекрасен, как это представлялось самой Митчелл, и из сходства Скарлетт и Ретта выходило не столько взаимопонимания, сколько того, что они просто топили друг друга.

А вот истинных южан - Мелани, Эшли - я оценила. Интеллигентные люди. Мне не показался Эшли никчемным, напротив, думалось, что автор ищет в его глазу соринку... там, где у Ретта не замечает бревна.



Галина Богословская   24.09.2022 20:26     Заявить о нарушении