Сколько весит душа Яго?
Теперь о душе, понятии абсолютно непонятном и посему для большинства здравомыслящих людей бестолковом. Если случайно открыть том Платона, то на сон грядущий в нем можно вычитать, что душа «туго – натуго связана в теле и прилеплена к нему, она вынуждена рассматривать и постигать сущее не сама по себе, но через тело, словно бы через решетки тюрьмы, и погрязает в глубочайшем невежестве». В чем каждый может убедиться, взглянув на самого себя. Или еще: «у любой радости или печали есть как бы гвоздь, которым она пригвождает душу к телу, пронзает ее и делает как бы телесною, заставляя принимать за истину все, что скажет тело. А, разделяя представления и вкусы тела, душа, мне кажется, неизбежно перенимает его правила и привычки, и уже никогда не перейти ей в Аид чистою – она всегда отходит, обремененная телом, и потому вскоре вновь попадает в иное тело и, точно посеянное зерно, пускает ростки. Так она лишается своей доли в общении с божественным, чистым и единообразным». Вот Платон и проговорился. Теперь всем ясно, что душа переходит из одного тела в другое (в данном случае из немощного тела бабы-Яги в тело Яго), и, следовательно, должна иметь Вес.
Вес так же можно рассматривать философически, дуалистически, это и мера уважения к душе, и мера ее материального воплощения, выраженная в физических единицах. Правда, стоит отметить, что современные ученые так и не могут решить, к какому виду материи душа принадлежит, хотя с точки зрения диалектики (марксизма – энгельсизма) она явно трехмерна и движется как во времени (биологическом), так и в пространстве (относительно других душ). Но весьма возможно, что это только лишь электромагнитные волны (так, по крайней мере, считают физики и биофизики), подчиняющиеся закону сохранения энергии и передающиеся из тела в тело по частям или полностью.
Если же рассматривать этимологию слова душа, то ясно, что оно является производной от «дух» и имеет отношение к дыханию (точнее выдыханию) человека. Но мне не совсем ясно, почему же тогда христианская доктрина не согласна с индуизским переселением душ хотя последнее, наверное, можно объяснить отсутствием обезьян, змей и священных коров в Европе, куда бы душа истинного христианина или иудея смогла безобидно переселиться, а быть мелким рогатым скотом, которого приносят на алтарь, или, того хуже, свиньей (!!!), ни наша, ни иудейская душа явно никогда не согласятся.
Теперь давайте постараемся решить вопрос о весе и, конечно же, о соответствии веса тела (как физической величины и электромагнитной емкости) и веса души. Я полагаю, что, как и всякая материя, данная нам в ощущениях и сознании и существующая независимо от нас, душа представляет собой электромагнитное облако и по всем законам физики может и дробиться, и аккумулироваться в зависимости от объема тела. Так, душа Яго после его смерти явно заняла как минимум тела 3 – 5 младенцев. Именно поэтому нам не стоит удивляться, что для прироста населения постоянно хватает душ. Правда во время войн, не всякая душа может найти новое тело и возникает явление полтергейста, то же самое касается душ столь изысканных или порочных, и потому на самом деле неделимых душ, которые бродят по свету как «вечный жид» в поисках пристанища.( У них, конечно, есть шанс (но он очень мал) найти себе оболочку в виде аристократичного белого слона или голубого кита, а для особо свирепых – носорога, и тем самым снять особенность и неделимость души.) Но это я вновь отвлекся от предмета нашего исследования. Итак, корпускулярный вес души на сегодняшний день не поддается весовому измерению, а емкостный вес можно определить лишь чисто умозрительно в зависимости от объема и массы тела – оболочки.
Таким образом, все душевные болезни объясняются тем, что душа человека начинает делиться, либо еще не покинув тела или тем, что при значительном сокращении объема тела (конечно в данном случае речь идет о черепной коробке) избытку души просто некуда деться.
Но вернемся к Яго, которого было бы правильно назвать дьяволом (с греч. «клеветник»). Шекспир подошел к данному образу более серьезно и попытался опровергнуть уже тогда существующие зачатки геополитики, по которой, вспомним хотя бы Монтескье, считалось, что жаркая и влажная природа Юга расслабляет психику человека, грозные явления природы – тайфуны, наводнения, извержения вулканов подавляют волю человека и делают его агрессивным. А посему мавр Отелло вспыльчив и психически явно не совсем нормален. Шекспир в своей трагедии это отвергает, действуя на принципе контрастов, он утверждает, что и у черного бывает чистая, а у белого – черная (грязная) душа. Геополитический их спор затянулся на века и на сегодняшний день, когда люди почти забыли о душе, он выглядит следующим образом: «Юг порочен, так как жаркий климат порождает мафию (сицилийскую, калифорнийскую и даже чеченскую), ревнивых мужчин и неверных женщин, рано стареющих, но от чего-то долго живущих (эдак лет до 120), если их вовремя не задушит догадливый муж.
Есть и другая точка зрения на «душу», исходящая из утверждения Аристотеля, что душа бессмертна, нематериальна и нетленна и может осуществлять свои способности, только пользуясь бренным телом. При этом душа является формой человека, т.е. актом физического тела и является органом, благодаря которому мы мыслим, и именно поэтому не абстрагируется от тела ни в своем бытии, ни в действии. Отсюда возникает двойственность души, ее деление на 2 части – материальную (смертную) и нематериальную.
Еще в древности разными, особенно арабскими, и от этого, конечно, ничего не смыслящими в христианстве, но в какой-то мере родственными с Отелло душами, мыслителями, которых все нормальные люди и по сей день иронически обзывают и дразнят философами, было выдвинуто на основе темного и запутанного учения Аристотеля 2 гипотезы.
По первой: нематериальная душа множественна (раздроблена в людях), а материальная едина (Бог), хотя и создана множеством нематериальных (мысленных) устремлений. Но так как все материальное тленно, то эта теория была признана еретической, так как не могла объяснить того, чем христианский Бог лучше и почему он вечен. Противоположный вариант гласит: разумная душа численно едина во всех людях, смертная же множественна (Ибн-Рушди). И хотя Рущди во все времена считался опасным еретиком, со своими сатанинскими стихами, но данная идея о том, что душа по природе своей смертна, пришлась ко двору еще в Средневековой Венеции, хотя эту идею Помпонацци резко критиковали любители костров. В конце концов, данная идея также всем надоела и, не мудрствуя лукаво, был принят христианский постулат, по которому «Римская церковь не нуждается ни в безделицах философов, ни в человеческом разуме, но основывается на Духе Святом и очевиднейших чудесах». Такой подход явно не позволяет провести какие-либо измерения, ибо вес голубя (образ Духа Святого) явно не соответствует желаемому объему, а чудес не бывает. Если же придерживаться идей Рушди, то, умножив 9 граммов (вес души по американскому стандарту) на 6 млрд. человек, можно считать задачу решенной, правда, закон сохранения энергии едва ли сможет объяснить движение такой массы энергии во времени и пространстве.
Потому единственно верной теорией, с точки зрения науки, здравого смысла и философии нужно считать постулат № 1 – нематериальная душа множественна, а материальная едина. Тогда всем становится ясно: добро и зло в этом мире; множественность религий и даже сам атеизм.
Именно поэтому в те времена, когда Яго творил свое злодейство, его душа, точнее ее нематериальная часть, будучи черной, сделала свое дело, и Отелло попался на эту удочку, а весьма материальный Бог даже пальцем не пошевелил. Ну, а если придерживаться идеи Помпонацци, то выйдет и того хуже. Единая разумная душа, находится одновременно и в Яго, и в Отелло. Поэтому вовсе ничего отвергать и не надо, гадкие части души одного весьма естественно переходят в другого и вопрос уже предрешен, а то, что смертная часть множественна и подтверждается Дездемоной. В таком случае В. Шекспиру не следовало бы и драму писать, и так все ясно.
Я понимаю ваше нетерпение, дорогие читатели, ибо на главный вопрос о том, сколько весит душа Яго, я так и не ответил. Но ведь для того и существует философия, чтобы много говорить, еще больше намекать, а в итоге оставить читателя в полном недоумении, чтобы и он сам, решив, в конце концов, хоть что-то выяснить, занялся философией…
Душа Яго весит? – Пожалуй, нет!
Свидетельство о публикации №209020400456
Дмитрий Тартаковский 10.02.2009 09:14 Заявить о нарушении
Дмитрий Тартаковский 10.02.2009 16:06 Заявить о нарушении