Сколько весит душа Яго?

Сей сложный вопрос требует своего рассмотрения в связи с явной неясностью того, о чем же собственно идет речь и кто такой Яго. Кроме того, трактат ставит своей целью отметить положительную геополитическую позицию, занятую В. Шекспиром по данному вопросу. Но все по порядку. Итак, Яго, имя явно выбрано не случайно. Рассматривая этимологию имени и сравнивая с традиционным для славян "Яга" (в сл. соч. Баба-Яга), мы довольно быстро находим первоначальное значение – «неприятная, злая», а в староанглийском – «причиняющая боль». Мне кажется, что и В. Шекспир так же знал об этом и, переделав символ на мужской манер, превратил его в имя своего героя. Единственно, о чем он забыл, была, конечно, костяная нога, но тут уж ничего не поделаешь, каждая нация имеет свои суеверия.
 Теперь о душе, понятии абсолютно непонятном и посему для большинства здравомыслящих людей бестолковом. Если случайно открыть том Платона, то на сон грядущий в нем можно вычитать, что душа «туго – натуго связана в теле и прилеплена к нему, она вынуждена рассматривать и постигать сущее не сама по себе, но через тело, словно бы через решетки тюрьмы, и погрязает в глубочайшем невежестве». В чем каждый может убедиться, взглянув на самого себя. Или еще: «у любой радости или печали есть как бы гвоздь, которым она пригвождает душу к телу, пронзает ее и делает как бы телесною, заставляя принимать за истину все, что скажет тело. А, разделяя представления и вкусы тела, душа, мне кажется, неизбежно перенимает его правила и привычки, и уже никогда не перейти ей в Аид чистою – она всегда отходит, обремененная телом, и потому вскоре вновь попадает в иное тело и, точно посеянное зерно, пускает ростки. Так она лишается своей доли в общении с божественным, чистым и единообразным». Вот Платон и проговорился. Теперь всем ясно, что душа переходит из одного тела в другое (в данном случае из немощного тела бабы-Яги в тело Яго), и, следовательно, должна иметь Вес.
 Вес так же можно рассматривать философически, дуалистически, это и мера уважения к душе, и мера ее материального воплощения, выраженная в физических единицах. Правда, стоит отметить, что современные ученые так и не могут решить, к какому виду материи душа принадлежит, хотя с точки зрения диалектики (марксизма – энгельсизма) она явно трехмерна и движется как во времени (биологическом), так и в пространстве (относительно других душ). Но весьма возможно, что это только лишь электромагнитные волны (так, по крайней мере, считают физики и биофизики), подчиняющиеся закону сохранения энергии и передающиеся из тела в тело по частям или полностью.
 Если же рассматривать этимологию слова душа, то ясно, что оно является производной от «дух» и имеет отношение к дыханию (точнее выдыханию) человека. Но мне не совсем ясно, почему же тогда христианская доктрина не согласна с индуизским переселением душ  хотя последнее, наверное, можно объяснить отсутствием обезьян, змей и священных коров в Европе, куда бы душа истинного христианина или иудея смогла безобидно переселиться, а быть мелким рогатым скотом, которого приносят на алтарь, или, того хуже, свиньей (!!!), ни наша, ни иудейская душа явно никогда не согласятся.
 Теперь давайте постараемся решить вопрос о весе и, конечно же, о соответствии веса тела (как физической величины и электромагнитной емкости) и веса души. Я полагаю, что, как и всякая материя, данная нам в ощущениях и сознании и существующая независимо от нас, душа представляет собой электромагнитное облако и по всем законам физики может и дробиться, и аккумулироваться в зависимости от объема тела. Так, душа Яго после его смерти явно заняла как минимум тела 3 – 5 младенцев. Именно поэтому нам не стоит удивляться, что  для прироста населения постоянно хватает душ. Правда во время войн, не всякая душа может найти новое тело и возникает явление полтергейста, то же самое касается душ столь изысканных или порочных, и потому на самом деле неделимых душ, которые бродят по свету как «вечный жид» в поисках пристанища.( У них, конечно, есть шанс (но он очень мал) найти себе оболочку в виде аристократичного белого слона или голубого кита, а для особо свирепых – носорога, и тем самым снять особенность и неделимость души.) Но это я вновь отвлекся от предмета нашего  исследования. Итак, корпускулярный вес души на сегодняшний день не поддается весовому измерению, а емкостный вес можно определить лишь чисто умозрительно в зависимости от объема и массы тела – оболочки.
Таким образом, все душевные болезни объясняются тем, что душа человека начинает делиться, либо еще не покинув тела или тем, что при значительном сокращении объема тела (конечно в данном случае речь идет о черепной коробке) избытку души просто некуда деться.
Но вернемся к Яго, которого было бы правильно назвать дьяволом (с греч. «клеветник»). Шекспир подошел к данному образу более серьезно и попытался опровергнуть уже тогда существующие зачатки геополитики, по которой, вспомним хотя бы Монтескье, считалось, что жаркая и влажная природа Юга расслабляет психику человека, грозные явления природы – тайфуны, наводнения, извержения вулканов подавляют волю человека и делают его агрессивным. А посему мавр Отелло вспыльчив и психически явно не совсем нормален. Шекспир в своей трагедии это отвергает, действуя на принципе контрастов, он утверждает, что и у черного бывает чистая, а у белого – черная (грязная) душа. Геополитический их спор затянулся на века и на сегодняшний день, когда люди почти забыли о душе, он выглядит следующим образом: «Юг порочен, так как жаркий климат порождает мафию (сицилийскую, калифорнийскую и даже чеченскую), ревнивых мужчин и неверных женщин, рано стареющих, но от чего-то долго живущих (эдак лет до 120), если их вовремя не задушит догадливый муж.
Есть и другая точка зрения на «душу», исходящая из утверждения Аристотеля, что душа бессмертна, нематериальна и нетленна и может осуществлять свои способности, только пользуясь бренным телом. При этом душа является формой человека, т.е. актом физического тела и является органом, благодаря которому мы мыслим, и именно поэтому не  абстрагируется от тела ни в своем бытии, ни в действии. Отсюда возникает двойственность души, ее деление на 2 части – материальную (смертную) и нематериальную.
 Еще в древности разными, особенно арабскими, и от этого, конечно, ничего не смыслящими в христианстве, но в какой-то мере родственными с Отелло душами, мыслителями, которых все нормальные люди и по сей день иронически обзывают и дразнят философами, было выдвинуто на основе темного и запутанного учения Аристотеля 2 гипотезы.
 По первой: нематериальная душа множественна (раздроблена в людях), а материальная едина (Бог), хотя и создана множеством нематериальных  (мысленных) устремлений. Но так как все материальное тленно, то эта теория была признана еретической, так как не могла объяснить того, чем христианский Бог лучше и почему он вечен. Противоположный вариант гласит: разумная душа численно едина во всех людях, смертная же множественна (Ибн-Рушди). И хотя Рущди во все времена считался опасным еретиком, со своими сатанинскими стихами, но данная идея о том, что душа по природе своей смертна, пришлась ко двору  еще в Средневековой Венеции, хотя эту идею Помпонацци резко критиковали любители костров. В конце концов, данная идея также всем надоела и, не мудрствуя лукаво, был принят христианский постулат, по которому «Римская церковь не нуждается ни в безделицах философов, ни в  человеческом разуме, но основывается на Духе Святом и очевиднейших чудесах». Такой подход явно не позволяет провести какие-либо измерения, ибо вес голубя (образ Духа Святого) явно не соответствует желаемому объему, а чудес не бывает.  Если же придерживаться идей Рушди, то, умножив 9 граммов (вес души по американскому стандарту) на 6 млрд. человек, можно считать задачу решенной, правда, закон сохранения энергии едва ли сможет объяснить движение такой массы энергии во времени и пространстве.
Потому единственно верной теорией, с точки зрения науки, здравого смысла и философии нужно считать постулат № 1 – нематериальная душа множественна, а материальная едина. Тогда всем становится ясно: добро и зло в этом мире; множественность религий и даже сам атеизм.
Именно поэтому в те времена, когда Яго творил свое злодейство, его душа, точнее ее нематериальная часть, будучи черной, сделала свое дело, и Отелло попался на эту удочку, а весьма материальный Бог даже пальцем не пошевелил. Ну, а если придерживаться идеи Помпонацци, то выйдет и того хуже. Единая разумная душа, находится одновременно и в Яго, и в Отелло. Поэтому вовсе ничего отвергать и не надо, гадкие части души одного весьма естественно переходят в другого и вопрос уже предрешен, а то, что смертная часть множественна и подтверждается Дездемоной. В таком случае В. Шекспиру не следовало бы и драму писать, и так все ясно.
Я понимаю ваше нетерпение, дорогие читатели, ибо на главный вопрос о том, сколько весит душа Яго, я так и не ответил.  Но ведь для того и существует философия, чтобы много говорить, еще больше намекать, а в итоге оставить читателя в полном недоумении, чтобы и он сам, решив, в конце концов, хоть что-то выяснить, занялся философией…
Душа Яго весит? – Пожалуй, нет!


Рецензии
Михаил! Что такое есть душа - не известно ни шиша. С уважением.

Дмитрий Тартаковский   10.02.2009 09:14     Заявить о нарушении
Не известно и что такое шишь

Михаил Евдокимов   10.02.2009 09:24   Заявить о нарушении
Ну, Михаил! Вы меня удивили незнанием шиша. Вспомните К.Чуковского: "И какой-то малыш показал ему шиш".

Дмитрий Тартаковский   10.02.2009 16:06   Заявить о нарушении
А я надеялся, что древнерусский бандит!

Михаил Евдокимов   10.02.2009 19:14   Заявить о нарушении