Заметки обывателя. Ручейки позитива
Руководители нашего государства в последнее время постоянно обращаются к СМИ с пожеланием не нагнетать страстей вокруг набирающего силу экономического кризиса. Действительно, если послушать и почитать экономистов, моих коллег журналистов, жить не хочется. Если всему сказанному верить, нас ждет пусть и не апокалипсис, но большой трындец точно.
Эквивалент всеобщего благополучия – доллар - обещает взлететь до немыслимых высот. Разговоры ходят о том, что за единицу «всеобщего благополучия» придется платить 60 рублей. Выяснилось также, что за годы благоденствия мы так и не смогли создать современного производства, а остались сырьевым придатком с имперскими амбициями. Безработица, снижение жизненного уровня, рост цен, замораживание самых различных проектов и прочая, прочая, что в обязательном порядке сопровождает кризис. Но на самом деле так ли страшен черт-кризис как его малюют? Я не экономист, не политик, поэтому мне судить затруднительно, насколько все сказанное выше может соответствовать действительности. Зато знаю наверняка, что кризис как и любое явление имеет две стороны. Если на одной стороне минус, то на другой должен быть плюс. Или более образно. Негатив кризиса – видимая сторона луны, позитив – обратная ее сторона. Вот я и хочу попытаться, что можно увидеть на обратной стороне Луны и тем самым выполнить пожелание наших руководителей СМИ.
Но, прежде чем перейти к позитиву хотел бы сделать одну ремарку, которая позволит по достоинству оценить положительные стороны кризиса. Кризис как очень мастеровитый фотограф исполнил точный и выразительный снимок нашего общества. На фотографии до мельчайших деталей просматривается общество потребителей. Естественно, речь идет не только о личном потреблении. То, о чем мы догадывались или робко предполагали, в ходе кризиса стало непреложной истиной – мы не производили, а до определенного момента благополучно потребляли накачанное нефтяной скважиной, ничего не предлагая взамен.
Если следовать логике позитива, то мы на выходе из кризиса должны больше производить и меньше потреблять. Такой исход возможен при двух вариантах. Первый - потребление опускается до такого уровня, что изготовление лопат или граблей будет считаться ростом производства. Этот вариант нежелателен, так как противоречит логике позитива. Да, и, вообще, такое развитие событий может только в страшном сне привидеться. Поэтому будем надеяться на второй вариант. Из кризиса будет извлечен главный и однозначный в своем понимании урок – нам дан последний шанс или еще одна попытка превратиться в страну с высокими технологиями. Если этот шанс не будет использован, то вряд ли еще один будет предоставлен нам в обозримом будущем. Этот глобальный позитив может сравнить с рекой, которая наполняется ручейками позитива. На берегах полноводной реки может быть и не всем удастся посидеть, а вот полюбоваться зарождением ручейков имеют шанс все, или почти все.
Безработица при всей своей социальной непривлекательности за редким исключением порождена процессами, которые нельзя не приветствовать. Безработица есть не что иное как перераспределение и перетекание трудовых ресурсов из тех отраслей, где их переизбыток , в те отрасли, где их нехватка. Переизбыток – банковские служащие, офис-менеджеры, нехватка - водители, коммунальщики, рабочие. Было бы наивно и глупо полагать, что весь «переизбыток» ринется занимать вакантные места. Но что-то мне подсказывает, кто-то из них покрутит «баранку» или отремонтирует унитаз. А самые отчаянные даже попытаются открыть собственное дело, что может стать реальным вкладом в развитие экономики.
А еще будет решена проблема высшего образования. Министру Андрею Фурсенко даже не надо напрягаться, чтобы закрыть «липовые» вузы. Они умрут сами – резко уменьшится количество желающих заплатить нехилые деньги за бумажку об образования без образования. В кризис пришло осознание, что нужны специалисты, а не «дипломанты». И количество студентов приблизится к той норме, которая определяется реальными потребностями общества.
Еще один ручеек позитива – повышение востребованности учительской профессии. Учителя, как и представители других бюджетных профессий наиболее защищены в кризисе. Мало шансов, что их зарплата существенно повысится, но и не понизится точно. Реальная из-за роста цен, конечно, уменьшится, но здесь мы все равны. А зарплата по кризисным меркам вполне достойная. Поэтому я не исключаю, что в школу могут вернуться те, кто покинул ее по самым разным причинам 5- 10-15 лет назад. Если будет так, то просто замечательно.
Есть еще ручеек, в позитивизм которого можно верить, будучи идеалистом. Начался процесс сокращения чиновничьих структур, как на областном, так и на муниципальном уровнях. Упраздняются комитеты, управления, сокращают чиновников. Почему же в это поверить можно только будучи идеалистом. Во-первых, в первую очередь сокращают не людей, а вакансии – должности, на которых не было реальных работников. Во-вторых, нужно учитывать удивительную размножаемость чиновников – сегодня в два раза сократили, завтра в три раза увеличили. Но все равно хочется побыть идеалистом, потому что «в остальном прекрасная маркиза»…
Георгий ЯНС
Свидетельство о публикации №209020400859
С уважением, Ирина.
Ирина Журавка 22.02.2009 15:04 Заявить о нарушении