Один день моей жизни

Когда каблук пpимёpз к земле,
Когда букет пpимёpз к pукам,
Закpой глаза и пpедставь себе,
Что ты идешь по облакам - пpямо к Солнцу.

Hо далеко не уходи и даже чеpез тpи часа
Hе выбpасывай цветы - может и пpидёт она,
Кто знает кто знает...
(гр. Браво)

Ларка опаздывала. Я ждал ее битых полчаса, но она, судя по всему, решила меня позлить. Я стоял под часами, в новом костюме, с букетом гвоздик и от нечего делать пинал краем ботинка камушек. На танцплощадке играла веселая музыка. Вообще-то мы собирались пойти на танцы, но букет я принес по особому случаю и собирался сначала поговорить с Ларкой серьезно, а там уж было бы видно, захотела бы она со мной вообще танцевать.
Я нервничал. Стебли гвоздик стали совсем теплыми в моих вспотевших от напряжения ладонях. Пытаясь рассмотреть силуэты вдалеке на аллее, я встал на цыпочки.
- Кого-то ждете? – Неожиданно раздавшийся у меня за спиной незнакомый голос заставил меня вздрогнуть.
Я обернулся. Поодаль стояла симпатичная девушка. В лучах заката ее каштановые волосы, подвязанные лентой, отливали рыжиной. На ней было модное платье по колено.
- Да, - отозвался я. – Знакомую... А вы?
Стоять столбом в одиночку было скучновато, да и нервы уже были на пределе, и я обрадовался малейшей возможности скоротать ожидание. Тем более девушка, казалось, тоже скучала.
- Я? – вдруг смутилась она. – Нет... То есть да... То есть, уже нет.
Она наклонила голову и пнула мой камушек мыском туфли-лодочки. Камень подскочил к моей ноге, будто требуя продолжения игры, но я, наступив на него, снова обратился к незнакомке, которой, может быть и хотелось диалога, но, как любая девушка, она терпеливо ждала, что я начну расспрашивать.
- Так, стало быть, если уже не ждете, то, верно, ждали? – предположил я.
- Да, но он не пришел, – ответила девушка. – Мы договаривались встретиться на танцплощадке, я прождала час, но вот...
Она нервно вздохнула. Я взглянул на часы, под которыми теперь стояли мы оба. Еще немного и я мог бы сказать то же самое.
- Не переживайте, - попытался поддержать девушку я, - наверняка есть объективная причина. Вот увидите, все будет хорошо!
- Спасибо вам, - она впервые улыбнулась и посмотрела мне в глаза.
Ее взгляд был чистым и открытым, каким обладают только дети. Я немного растерялся. Наверное, надо было как-то поддержать разговор, однако я засмотрелся на лицо незнакомки. Нет, она не была красавицей, как Ларка. Но лицо ее показалось мне довольно милым, от него не хотелось отрывать взгляда, а смотреть и смотреть. Это было приятно, будто в жару пьешь прохладную воду. И мне вовсе не было стыдно за то, что я, недостойный, посмел осквернить своим взором ее прекрасное личико, как бывало, когда пялился на Лару...
За Ларкой ухаживал весь наш курс, и мне до сих пор не верится, что она предпочла меня, скромного тихого очкарика, совсем не соответствующего эталону мужественности. Ребята из секции плаванья разобрали всех красивых девчонок, девочки просто симпатичные достались парням из волейбольной секции. Даже те, кто посещал фотокружок, и те нашли себе подруг к концу первого курса. Я же не входил ни в одну категорию завидных и не очень завидных женихов. У меня не было московской прописки, я жил у двоюродной тетки, снимал у нее комнату на окраине, и по окончании института мне грозило распределение на Урал. Не самая выгодная партия для любой девушки. Да, я получал повышенную стипендию у метил на красный диплом. Но разве это нужно девчонкам?
А Ларка... Она не дружила ни с одним парнем из тех, кто увивался за ней, ни с плавцами, ни с волейболистами, ни с фотографами. Она всегда оставалась в гордом одиночестве, тем самым привлекая к себе мужское внимание еще больше. Я даже не мечтал о ней! Хотя нет, конечно же мечтал, но эти мечты были из разряда тех, о которых знаешь, что они никогда не сбудутся, но кто же мешает просто грезить?
Так вот, Ларка была писаной красавицей, как на обложках венгерских журналов мод, которые я видел у тетки на столе. Она была высокой, стройной блондинкой с прямыми, густыми волосами, крупными голубыми глазами и невероятно красивыми губами, к которым так и тянуло магнитом.
Все началось тогда, когда я решил прогулять лекцию по математическому анализу. Не то чтобы мне было неинтересно, просто день выдался на редкость теплым и солнечным, и было просто жаль просиживать штаны в пыльной аудитории, слушая скрип мела по доске, тем более, что ничего нового для себя я бы не услышал.
Я вышел во двор института и сел на лавочку. Мимо шла Лара. Она плыла в майском расплавленном воздухе, парила над землей, точно богиня. Я даже, кажется, открыл рот от удивления и восхищения. А она просто подошла и села рядом, закинув ногу на ногу, и серьезно посмотрела на меня. Я поправил очки, кашлянул, встал с места, снова сел и, заикаясь, коротко, но ясно представился:
- Вильдяев. Группа МД-104.
- Я знаю, - махнула изящной ручкой Лара, будто я ляпнул глупость. – Дай конспекты по "высшке", а?
В тот момент я готов был подпрыгнуть от счастья. Каким же молодцом я оказался, что не пошел на лекцию! Вот она, птица моего счастья, прилетела таки ко мне!
Я выдал Ларе конспекты, мы договорились о том, что на вернет мне их через пару дней, назначили место и время встречи. О, это была настоящая встреча! Для меня... Я готовился к ней, как к первому свиданию, погладил брюки, рубашку, надел галстук. Тетка решила, что я иду на экзамен.
Лара и тогда опоздала. Но в тот день мне было это не важно, я был готов ждать ее вечно. Через сорок минут после назначенного времени она все-таки появилась, отдала мне тетрадку, пожала руку – я чуть не умер от волнения – и сказала томным, низким голосом, подражая какой-то актрисе:
- Спасибо. Ты очень мил. Подожди меня сегодня после лекций на крыльце, сходим куда-нибудь.
Стоит ли описывать в красках, как заколотилось мое сердце! Я оглянулся на всякий случай по сторонам, не веря в удачу, - вдруг она имела в виду не меня, а кого-то еще. Но Лара обращалась именно ко мне, и я был счастливейшим из живущих на Земле.
Под «сходить куда-нибудь» Лара подразумевала ресторан, и на мою радость я еще не успел растратить всю стипендию, только отдал тетке за комнату.
А потом мы сдружились и стали чаще гулять, ходить на танцы, в кафе, готовиться к экзаменам. Сказать по правде, Лара не была успешной студенткой, и мне пришлось много потрудиться, прежде чем привести ее хоть к каким-то результатам.
Но все то время, что мы были вместе, я пребывал на седьмом небе, повторяя себе: нет, это не сон. И после экзаменов, решительно осознав, что без этой девушки мне не жить, я собрался сделать ей предложение. Ну, раз уж она все равно выбрала меня, предпочтя всем умникам и красавцам, значит, во мне что-то есть. Так рассуждал я, собираясь в тот день на свидание, припася по этому случаю букетик красных гвоздик, которые теперь и мял в руке, пытаясь разглядеть девушку, с которой завязался случайный разговор.
- Так думаете, он еще позвонит?
Вопрос незнакомки вернул меня из страны мыслей к реальности. Я болван. Девушка успела поведать мне свою историю, а я так увлекся воспоминаниями о нашем с Ларой знакомстве, что прослушал все. Студенческая привычка! Я постоянно отключался на скучных лекциях, думая о чем-то более приятном, и ничего не мог с собой поделать.
- К-конечно, позвонит, - рассеянно проговорил я, еще раз взглянув на часы. – Так, видимо, она не придет.
- Как я вас понимаю! – вздохнула девушка. – Вот и мой Николай такой же... А знаете что? – Она вдруг оживилась, улыбнувшись. – Пойдемте на танцы вместе, а?
- На танцы? – еще больше растерялся я. – А вдруг... - Я обернулся на аллею, но она была безнадежно пуста. – А пойдемте!
Немного помедлив, я засунул цветы в решетку ограды парка, взял девушку под руку, и мы отправились на площадку, где играла музыка и горели яркие фонари.
Мою новую знакомую звали Наташа. С ней было весело, и вскоре я стал забывать о Ларе и даже уже почти не кидал призывные, полные надежды взгляды в сторону аллеи. Наташа неплохо танцевала, по крайней мере хорошо двигалась, в отличие от меня, который постоянно норовил наступить ей на ногу и задеть плечом танцующую рядом пару. Но это ее ничуть не смущало, а напротив, веселило. Наташа смеялась так звонко, что хотелось смеяться вместе с ней. Смех ее был искренним и таким же чистым, как и взгляд. Вообще она в тот вечер напоминала мне большого ребенка, который не знает ни взрослой жизни, ни забот, ни поражений. И мне рядом с ней, с конце концов, стало также легко на душе.
После танцев мы решили немного прогуляться по набережной. Лично мне было уже все равно, где сейчас Ларка, почему не пришла, и, в конце концов, что будет с нами дальше. Этот вечер, так неожиданно увлекший меня и незнакомую девушку, точно перечеркнул что-то в моей душе. Но может быть, мне так только казалось в тот момент.
Стало прохладно, Наташа поежилась.
- Разрешите? – спросил я, спешно снимая с себя пиджак и накидывая ей на плечи.
Она и тут рассмеялась, негромко, но искренне.
- Почему вы все время смеетесь? – не выдержав, спросил я. – Надо мной?
- Ну что вы, Михаил! – Она взяла меня под руку. – Просто мне вдруг стало так хорошо! Этот вечер, небо, звезды, река, и вы рядом... Будто и не было ничего до этого.
- Да, мне тоже так кажется, - в тон ей согласился я, словно околдованный тишиной и прохладой ночи, а главное, этим милым голосом.
Мы остановились и, не сговариваясь, закинув головы, посмотрели в небо. Оно и вправду было полно ярких звезд, мне кажется, я даже разглядел пару созвездий. Жаль, что я совершенно не разбираюсь в астрономии.
- Миша, - шепотом позвала меня Наташа, - вы...
- Наташа, вы такая замечательная, - прошептал я и, порывисто сняв очки, поцеловал ее в губы.
- Вообще-то я хотела спросить, который час, - смущенно произнесла она, пока я надевал очки, ругая себя за дерзкий поступок.
- Кажется, половина первого, - пытаясь в темноте рассмотреть циферблат наручных часов, пробормотал я.
- Спасибо. – Наташа улыбнулась. – А вот теперь...
Она поднялась на цыпочки и поцеловала меня сама. В тот момент я забыл обо всем, и об очках, которые всегда снимал, целуясь с Ларой, потому что они ей вечно мешали, и о том, что тетка меня убъет за позднее возвращение, и о том, что я, собственно, сегодня собирался делать предложение другой.
Мы целовались и шли дальше вдоль набережной, держась за руки, потом останавливались и снова целовались.
Забрезжил рассвет. Над Москва-рекой я встречал рассвет впервые, и это было прекрасно – я встречал его с девушкой. С Наташей...
Вернувшись домой утром, я рухнул на кровать не раздеваясь, и уснул под изощренные теткины ругательства. Мне снилось что-то приятное, и просыпаться не хотелось вовсе, но нужно было вставать, так как у нас был уговор с Наташей встретиться снова.
Я сладко потянулся в кровати, не открывая глаз, а когда открыл их, первое, что я увидел перед собой, были полные тревоги глаза Лары.
- Где ты был?! – воскликнула она, утирая слезы платком.
- Когда? – опешил я, не понимая, что происходит. – Это ты где была? Я ждал тебя в парке.
- Я и была в парке! – срывающимся голосом отозвалась Лара. – Где ты был?! Почему пришел только под утро? Твоя тетя все рассказала! Ты пьян?
- Нет, - мотнул я головой и сел на кровати. – Я не пьян и прекрасно помню, где и во сколько мы договорились с тобой... Я прождал больше полутора часов, ты не пришла, и я...
- И ты...? – насторожилась Лара. – Отвечай, где ты был и что делал?!
- И я... 
Признаться, я растерялся. Рассказать Ларке про Наташу – потерять Лару, мечту всей моей студенческой жизни. Соврать – потерять Наташу, замечательного, милого, доброго, а главное, ставшего за короткое время таким родным человека.
- Ну же?! – Не унималась Лара. – Где? С кем?
- Я гулял. – Только и смог выдавить из себя я.
- Один?
- Один.
И в этот миг я понял, что предал Наташу.
Ларка кинулась мне на грудь.
- Мишенька, дорогой, прости, я усомнилась в тебе! Я-то думала... А ты вот какой у меня... Ну, гулял и гулял, забудем!
- Постой, - озадачено произнес я. – А где была ты? Почему же не пришла на встречу?
- Я? А я разве не сказала? – Глаза Лары забегали, она отпустила ворот моей рубашки и отсела. – Я же сказала, я немного задержалась... с девчонками. А потом пришла – тебя уже не было, я подумала, ты обиделся. А ты ведь не обиделся?
- Нет, конечно, - пожал я плечами.
Я хотел было заметить, что полтора часа – это совсем не «немножко», но не стал. Отчего-то расхотелось разговаривать с Ларой, да и вообще видеть ее. Возможно, из-за чувства стыда перед ней, перед Наташей, перед собой.
Тем временем Ларка что-то щебетала про подруг, про то, что летом они собираются на Валдай большой компанией, и было бы здорово поехать туда вместе. А я думал о Наташе. Я вспоминал ее поцелуи, ее смех, улыбку, мягкие волосы, которые пахли ветром. Я мысленно прокручивал нашу встречу и в тот момент, когда Лара красочно живописала, как мы будем варить уху на костре, я вдруг вспомнил, что Наташа ждала кого-то, когда мы с ней повстречались.
- О, нет, - простонал я.
- Что? – удивленно вскинула брови Лара. – Ты не хочешь спать со мной в одной палатке? Но я думала... Там все будут по парам, и палатки решено брать двухместные. Вообще-то я рассчитывала, что ты соберешься уже с духом и сделаешь мне предложение, интуиция подсказывала, что у нас все к тому и идет, а ты...
- Нет, что ты, - поспешил оправдаться я, - я не то имел в виду.
- Ах, ты не даже и не думал жениться на мне?! – Лара вскочила с места. – Я так и знала! Ты бесчувственный болван!
- Постой! – попытался удержать ее я, но Ларка резко одернула мою руку и выбежала из комнаты. Вскоре входная дверь громко хлопнула.
На пороге комнаты нарисовалась тетка.
- И что, ты даже не пойдешь за ней и не вернешь ее? – прищурившись, поинтересовалась она.
- Ну ты же видишь, я не одет, не умыт. – Я развел руками и опустил голову, хмуря брови. Только нотаций тетушки мне сейчас не хватало!
- Болван! – подтвердила она вердикт Лары и удалилась.
Ей-то было выгодно поскорее меня женить на москвичке, чтобы очистить от меня помещение и сдавать комнату за нормальную плату, а не «по-родственному». А тут поселился я на ее беду, да еще и невест всех пораспугал. Теткины слова! Об этом она вещала с кухни, обиженно гремя кастрюлями.
Впервые пока я был с Ларой, мне не хотелось увидеть ее вновь. Я даже усмотрел в этом некий знак судьбы. Она убежала, и я хотел бы думать, что навсегда. Я чувствовал себя победителем в этой странной игре под названием жизнь. С одной стороны, я не причинил боли Ларе, ну, по крайней мере такой, если бы она узнала про Наташу. А с другой стороны, я теперь свободен и могу с чистой совестью отправляться на свидание с Натой. Вот только приведу себя в порядок.
Довольно посвистывая, я отправился в ванну, где мне предстояло чисто выбриться, принять душ и переодеться. Прежде чем явить себя миру во всей красе я долго разглядывал свое отражение в зеркале и остался им доволен. Мне даже показалось, что подбородок стал мощнее, а мышцы рельефнее выступали под рубашкой. Хотя откуда им взяться, я не занимался спортом вообще и даже забывал делать по утрам зарядку.
По дороге в кухню я уже почувствовал неладное, а открыв дверь, понял, что предчувствия меня не обманули. В кухне сидела Лара, тетка поила ее чаем, и они с удовольствием перемывали мне кости.
- Вот он, голубчик, - всплеснула руками тетя. – Садись, покормлю.
Лара смотрела на меня виновато, исподлобья. Я рассердился. Нет, не на нее, и даже не на тетушку. Я сердился на самого себя, а вернее, на судьбу, которая только что подкинула мне кусочек пирога победителя, а теперь с ловкостью отняла его, как мячик у котенка. 
- Что ты тут делаешь? – спросил я Лару.
- Прости, - искренне повинилась она, - я так волновалась за тебя, что сама не знаю, что делаю и говорю. Давай мириться.
- Ну, давай, - неуверенно проговорил я. – Я с тобой вообще-то и не ссорился.
Запах тетушкиных котлет и картофельного пюре вернул меня к жизни вновь.
- Миша, ты кушай, кушай, - приговаривала тетка, сменив гнев на милость. Я бы не удивился, если бы узнал, что присутствие здесь Ларки – ее рук дело. – Тебе питаться надо хорошо, ты мужчина, будущий глава семьи, кормилец.
- Да какой из меня глава? – фыркунл я, уплетая за обе щеки котлетки.
- Ну вот! Вот опять! – отчаянно воскликнула Лара и вскочила с табуретки, но тетка удержала ее.
- Ларочка, ты пей чаек, пей. Не слушай его, дурака.
Я ел и думал. А что, если сейчас все им рассказать? Вот как есть, так и рассказать: мол, извини, Лара, ты замечательная девушка, но у нас с тобой ничего не получится, потому что мы абсолютно разные. Ты найдешь себе парня лучше меня, я не достоин тебя. Или нет, не так. Лара, ты замечательная девушка, с тобой надо или серьезно, или никак. А я пока не готов... Но я же сам только вчера собирался сделать ей предложение. Не пойдет... А если сказать, что я вртетил другую? Лара, ты замечательная девушка, но я встретил другую. Более замечательную? Ерунда. И это тоже нельзя говорить.
- Лара, ты замечательная девушка! – выпалил я на одном дыхании и замолчал.
Тетка с Ларой, как по команде, отставили в стороны чашки и уставились на меня, как дрессировщики на тигра, ожидая, что бедное животное сейчас исполнит тот самый трюк, которому его так долго обучали. Но я молчал. Осознав всю низость своего положения, я предпочел бы сейчас провалиться на месте. Ну почему же, почему все происходит так несвоевременно? Ровно сутки назад я дрожал от одной мысли, что смогу сделать предложение Ларе и она на мое счастье согласится, и тогда я стану самым удачливым, самым счастливым на земле человеком, даже удачливее того, кто выиграл в лотерею «Спортлото» автомобиль «Жигули»! Но сейчас...
- Лара, ты замечательная девушка, - заладил я, как испорченная пластинка, понимаю всю нелепость своих слов и своего вида.
Женщины переглянулись.
- Да? – осторожно, словно наводя меня на нужную мысль или стараясь, чтобы я ее не потерял, произнесла Лара. – И что же?
- Миша, тебе еще котлетки? – предложила тетушка, видимо, чтобы заполнить как-то неловкую паузу.
- Нет, спасибо. - Я встал с места, все еще не вполне уверенный в том, что говорю именно то, что нужно. – Я должен сейчас идти. Лара, поговорим позже.
На негнущихся ногах я вышел с кухни, в спину мне давило молчание обеих женщин, я просто кожей чувствовал из взгляды, но единственное, что меня сейчас заботило – как бы поскорее выйти на свежий воздух, сесть в трамвай и доехать до Чистых Прудов, где уже, вероятно, ждала меня Наташа.
Трамвай призывно звякнул, когда я впрыгнул в его уже закрывающиеся двери, и это приободрило меня. Я был на свободе! Я ехал на свидание к девушке, которая видела во мне человека, привлекательного мужчину, каковым я чувствовал себя прошлой ночью. А с Ларкой... Я был ее серым фоном, я придавал пикантности ее красоте, я не видел в ней и капли интеллекта, но находил это милым тогда, но не теперь.
Чем дальше я ехал, глядя в окно на сочную зелень лип и тополей, чем больше приближался я к назначенному месту, тем сильнее колотилось мое сердце, но не так, как при встрече с Ларкой. Мне было тепло и легко, весело и задорно! Я с ужасом представлял себе нашу с Ларой жизнь – жизнь мещанскую, в чем-то пошлую и скучную. Она наверняка наставляла бы мне рога, а я делал бы вид, что ничего не замечаю, ведь она всегда умела меня успокоить своим ангельским щебетанием, которое в итоге мне станет поперек горла... Зачем все это? Для чего? На что я ей?
Я подъехал к месту встречи. Наташа опаздывала. Вернее, я приехал немного раньше. Настроение у меня было превосходное. Я хотел поскорее увидеть ее чудные глаза, ощутить запах теплых волос, взять ее хрупкую ручку в свою ладонь... А потом мы пойдем гулять по бульвару, пинать камушки и болтать обо всем на свете! Она так много знает, про звезды, про животных, про Москву. Мы будем строить планы на будущее, да-да, непременно! А как иначе? Ведь наша встреча была неслучайна. Эта девушка, и никакая другая, понимает меня с полу-слова. Я хочу ее увидеть как можно скорее! Я соскучился!
- Миша, - негромкий и какой-то смущенный голос Наташи раздался за моей спиной.
Я обернулся, желая тут же заключить ее в свои объятия, ведь я все уже решил и на все решился: Ларе я сообщаю, что встретил другую, и пусть катится ко всем чертям, с теткой я разберусь, все будет хорошо.
Однако вместо Наташи я чуть не обнял высокого незнакомого парня, который держал за руку мою девушку, по-хозяйски, нагло и очень уверено.
- Миша, это Николай, - проговорила Наташа, прячась за его плечо и не глядя мне в глаза. – Ты объясни ему, пожалуйста, что вчера вечером ты проводил меня до дома, что между нами ничего не было... Просто Коля не верит, но ты подтверди, ведь это так...
- Ладно, чувак, расслабься, - произнес басом Николай. – Я теперь и сам вижу, что у Наташки с тобой ничего не могло быть. Не серчай.
Он похлопал меня по плечу, отчего я еле удержался на ногах. Они попрощались, я что-то пробормотал в ответ. Наташа, уходя, обернулась и виновато улыбнулась, я помахал ей рукой, скривившись в подобии улыбки...
Сказать, что мир рухнул для меня в тот момент – ничего не сказать. Я не помнил, как сел в трамвай, как доехал до тетушкиного дома, как поднялся на этаж, нажал на звонок.
Лары уже не было. Но это и к лучшему. Единственное, за что я себя мысленно похвалил, что мне хватило ума не наломать дров и не высказать ей все, что порывался сказать еще утром в любовном дурмане.
- Не думала я, что ты такой, - упрекнула меня тетка, проходя мимо по коридору.
- Я и сам не думал, - пробормотал я. – А Лара давно ушла?
- Давно и надолго, - четко произнесла тетушка, будто делая мне выговор с занесением в личное дело. – Насовсем ушла. Просила тебе передать, чтобы ты не звонил ей и не писал. Она уезжает куда-то с ребятами.
Последние слова я слышал уже из-за закрытой двери. Я молча стянул с себя одежду и лег спать. В голове не было ни одной мысли.

4 февраля 2009 г.


Рецензии
Превосходный рассказ, на мой взгляд. Очень хорош. Спасибо!

Владимир Маслов   18.01.2011 22:11     Заявить о нарушении
Вам спасибо за рецензию)
Владимир, Вам открываю уже "читательский билет"!))

Елизавета К   18.01.2011 22:42   Заявить о нарушении
эва как... читательский - это завсегда приятно))) спасибо за доверие! merci pour la confiance))))

Владимир Маслов   19.01.2011 00:22   Заявить о нарушении
Prego, signor!) Fa piacere sentirlo ;-)

Елизавета К   19.01.2011 08:32   Заявить о нарушении
Мне очень приятно, что Вам приятно!(почти как в "Мимино" получилось) Рад знакомству!

Владимир Маслов   19.01.2011 09:52   Заявить о нарушении
Взаимообразно!)) (еще одно смешное слово)

Елизавета К   19.01.2011 09:58   Заявить о нарушении
Да)))) смехное))) в русском языке полно смехных слов))) и как-то они так подворачиваются иной раз, самому - приятно))

Владимир Маслов   19.01.2011 12:48   Заявить о нарушении
Мои дети, к примеру, считают смешными слова: подмышки, босяком, насморк, подливка.
А мне в детстве казалось смешным слово "шкаф". особенно, когда его быстро много-много раз повторяешь, оно теряет свой смысл... Замечали?)

Елизавета К   19.01.2011 15:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.