Морской лось

                (РАССКАЗ ШТУРМАНА)

          Раннее погожее утро. Солнечный шар только что выкатил из-за горизонта, и, как это бывает на широком водном просторе, сразу стало и светло, и тепло.

          Наше грузовое судно шло рейсом из-под Астрахани в Москву и сейчас резало форштевнем разлив Куйбышевского водохранилища. Стоял полный штиль, на воде лежал белый пушок пыльцы, как на не протертом зеркале. Клочья тумана парили над ней и таяли, приоткрывая дальние дали.

         Впереди, от капитанского мостика до брашпиля, словно вспоротое брюхо гигантской рыбы, переполненное икрой, простирались трюмы с арбузами. С одного борта судна проплывали зеленые холмы гористого берега, с другого - на лезвии горизонта дрожал в струях воздуха узкий срез лесного левобережья.

          Тишь и спокойствие царили вокруг. Гул двигателей да редкие вскрики чаек не беспокоили привычное ухо. Куда ни кинуть взор - везде безлюдье: ни моторных лодок, ни дымка теплохода.

           Сначала я не обратил внимания на темное пятнышко, то возникающее, то пропадающее за дымкой справа по курсу. Мало ли плавает по малым и большим водам всякой дряни: ящики из-под продуктов, топляки, поплавки рыбачьих сетей, бутылки и прочее. Мельком отметил про себя - коряга. И хотел уже забыть, но что-то насторожило. Взглянул еще раз и понял, действительно, не просто коряга: от пятнышка расходились две полоски усиков на воде. Волны! Значит, оно двигалось. И как раз наперерез нам. Нетрудно было прикинуть, что сойтись мы с ним должны в одной точке. Я взял бинокль. Окуляры показали голову великолепного рогача лося. Поток воздуха то размывал видение, то собирал в фокус. По плывущей голове как бы пробегала мелкая рябь. Так порой знобит от напряга усталый мускул. Вытянутая вдоль поверхности морда зверя скользила ровно и уверенно, неся над собой распахнутые крылья еще не вполне окостеневших, словно обтянутых бархатом рогов.

          -Возьми градусов на десять левее. Надо обойти лося, - сказал я рулевому. Пейзаж медленно повернулся, судно взяло ближе к холмистому берегу.

          Я еще раз посмотрел в бинокль и растерялся. Уже не только морда торчала над водой, но высунулась вся голова, даже верх шеи. Усы волн вытянулись. Лось заметно прибавил в скорости. При таком раскладе мы опять же не минуем столкновения!

          -Еще десять градусов левее!

          Расстояние между судном и пловцом сокращалось. И без бинокля хорошо был виден контур массивной головы, блеск мокрой шерсти, прилипшей к вытянутой шее. Лось все больше и больше поддавал ходу. Похоже, он ни за что не хотел пропустить нас раньше себя. Но  у меня не оставалось выбора.

          -Еще левее!

          Рулевой, молодой парнишка, практикант училища, нервно крутанул штурвал.
И тут я увидел, как чуть ли не половина тела зверя поднялась из воды. В отчаянном рывке лось работал на пределе своих сил.  Он как бы не плыл, а бежал в воде, будто спасаясь от стаи волков. Дурак! Он тем вернее обрекал себя на гибель! Оставался единственный шанс. Меня подбросило к дистанционному управлению. Я ухватился за рычаг оборотов правого двигателя, перевел его на ноль, выждал сигнал и потянул назад. Теперь оба двигателя работали на полную мощность враздрай - один вперед, другой назад. Но инерцию хода не сразу погасишь. Мы продолжали надвигаться на лося. Вот его заслонило носовой частью корпуса. Как говорят на флоте, "объект вошел в мертвую зону". Успеет ли он проскочить мимо?
       
          Долго тянутся секунды. Наконец-то! Лось по-прежнему выбивается из сил. Летят брызги от лихорадочно движущихся передних ног. Но самое страшное позади. Стенку борта проносит за спиной пловца. Добился-таки своего! Не дал стальному чудовищу опередить себя.

        А откуда же он плыл? Я смотрю вправо. Вот это - да! Там бескрайняя ширь искусственного моря. До суши не меньше двадцати пяти километров. Какая же сила и смелость нужны, чтобы пуститься в столь опасное плавание! Да еще в конце пути, усталый, он бросил дерзкий вызов стальному противнику!

        В бинокль видно: лось постепенно успокаивается, теперь плывет ровно, нет судорожных движений. До берега ему не так далеко осталось. Ну что ж, счастливо тебе "причалить" к желанному берегу, отважный мореход!

        Дай, Бог и мне когда-нибудь такого счастья!


Рецензии
Герой этого рассказа добрый, порядочный человек сделал всё, чтобы спасти лося. А другой наоборот, на людей купающихся специально наехал. Такие вот мы все, разные.

Светлана Самородова   04.08.2010 19:28     Заявить о нарушении
А знаете, герой рассказа кое-чего не знает из жизни животных. Дело в том, что дикий зверь (хищник ли, травоядный - не важно) старается не дать никому пересечь свой путь. Очевидно, сказывается инстинкт не позволяющий попасть в окружение. Я впервые задумался об этом, когда прочитал у И. Ефремова в "Дороге ветров", где описана охота с автомашин на дзеренов и джейранов. Впрочем, письменного подтверждения своей догадки пока не встречал, хотя в жизни эту странную манеру поведения зверей видел не раз.
Спасибо за доброе отношение к моим писаниям.

Владимир Кордюков   04.08.2010 20:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.