Фантомас

Я родился в центре города. Но всё тогда получилось случайно. Просто маму мою прямо с лекции увезли в роддом. А жил я на окраине Северного города, который, чтоб хоть немного потрафить его жителям, называли столицей Севера. Даже и песня была такая, где были слова «Столица Севера, советских вод». Или «волн»- текст как то скрадывался.
Уж какая там, прости господи «столица»?! Нет, конечно, там были и есть предприятия, которыми может гордиться страна, но это, почему то, никак не отразилось на достатке местного населения.

Не отражается и до сих пор. Конечно, отдельные граждане живут неплохо. Но отдельные всегда жили неплохо.

А так…доска, треска, тоска…
Но не об этом речь.

Как я уже сказал, жили мы на окраине этой северной окраины, которая была просто пропитана запахом свежее пиленной древесины и коры, которая покрывала часть дорог поселка ( незначительная часть этих дорог была покрыта двухкантным брусом), что безусловно сказалось в какой то степени и на моем личном кругозоре. Настолько сильно отразилось, что я  даже не знаю насколько.

Несмотря на то, что мой отец был главным инженером завода, а потом целым директором Лесопильно-деревообрабатывающего техникума (величина в поселке на окраине!) жили мы наравне со всеми. Не было никаких излишеств и в очереди за колбасой и яйцами стояли, как и все. Я даже припоминаю очереди за хлебом.

Но сказать худого про ту жизнь я как то не могу. Язык не поворачивается.

Особых развлечений, как вы можете догадаться, не было. Все мы ходили в Дом пионеров и школьников, рядом с которым каким то чудом в одно время оказался Миг-15, фонарь которого скоро разбили.

То ли пионеры разбили, то ли школьники…

Переднее стекло, кстати, оказалось целым. Оно было рассчитано на прямое попадание пуль от пулеметов и выдержало таки прямые удары кувалды.
Кружки, не знаю как у девочек, а у мальчиков вел один преподаватель, он же директор этого дома. Сказать, что он обладал талантом Песталлоци или Макаренко, я, скорее всего, не могу. Думаю, он относился к нам весьма формально, по крайней мере, я не помню, чтобы кто-нибудь согрелся в лучах его похвал или, скажем, забот.

Поэтому ребята плавно перетекали из одного кружка в другой, особенно нигде не задерживаясь.

Моим первым кружком был кружок рисования, где желающие порисовать рисовали (практически копировали) рисунок Деда Мороза. Дед Мороз был с традиционной бородой и шапкой, отороченной якобы мехом, но даже на таком примитивном рисунке было видно, что это просто вата.

Значит, это было под Новый год или сразу после него.

Преподаватель (он же директор) равнодушно глядел на наши попытки скопировать классику жанра и уходил куда-то.
Как теперь ясно, руководить другими кружками.

Было скучно, поэтому мы все втроем- Колька, Серега и я быстренько оттуда свалили, о чем, собственно, никто не сожалел.

Потом был авиамодельный кружок, на котором я ну никак не мог то ли выстрогать, то ли загнуть лонжерон из дефицитного липового дерева. За что и ловил укоризненные взгляды преподавателя ( и (или) директора).
Так же мы оттуда как то ушли. Я, по крайней мере, из-за чувства некоего стыда ( ну что поделать?- было!) от напрасно сломанных липовых палочек, а ребята уж не помню по каким причинам.

После некоторого перерыва мы, уже с Колькой Лебедевым пошли в автокружок. Нехитрая реклама обещала не много- не мало строительство автомобиля, на котором (О! Чудо!) можно было бы потом и поездить.

То есть, как есть, самому порулить!
Там мы задержались долее всего.

Причем, очень долгое время нам казалось, что мы вообще одни в этом кружке. На первый раз руководитель кружка (он же директор) дал нам задание установить мотор. И что самое интересное, мы таки его поставили на место, через какие-то амортизаторы.

Надо заметить, что машина замышлялась легковая. Рама (естественно рама!) была стальная- как я догадываюсь теперь от списанного «козла» (другого просто не могло быть по определению!). На раму устанавливался двигатель, трансмиссия и прочее. Кузов (из фанеры- все таки местная специфика) должен был сформироваться потом, на основе чертежей, но по ходу пьесы.

В том кружке преподаватель (руководитель и директор) мог не появляться вообще. На сей раз я был самым стойким «деревянным солдатиком» и до последнего пилил и крутил там чего то, сам не понимая сути своей деятельности.
Теперь понимаю- бесполезной.

Вот такой вот Дом пионеров и школьников на все окрестные поселки, откуда надо было ребятам добираться на трамваях. ( Что, в общем, в то время было не так и просто).
Интернетов тогда не было,  на танцы мы еще не бегали в то время, футбольное поле, покрытое лигнином, только летом, каток, практически одно название, только зимой. В общем развлечений особых, в современном понимании этого слова, не было…

Было кино.

В поселке стоял кинотеатр. Носил он гордое но незамысловатое имя «Октябрь».
Этот «Октябрь», как я теперь понимаю, не был простым сооружением. Ибо это был деревянный кинотеатр. Оштукатуренный, правда.
Почему-то теперь я думаю, а каких размеров был этот кинотеатр? Он не мог быть огромным. Но я помню, что мне он казался очень большим. Ну, это естественно! Для тогдашнего то возраста.
Как мне кажется, там было 20-25 сидений на один ряд. На каждое минимум 0,6 м. 25 Х 0,6=15 м. Плюс проходы, минимум 2 м с каждой стороны. Это значит пролет должен быть 18 (а может больше!) метров.
А как это сделать из дерева, если стандартный брус длинной всего 6 м ?
Может, в то время и была древесина 18 м. Такая может быть. Теперь уже- могла! Плюс фойе, примерно такого-же размера.

В кинотеатре проходили различные мероприятия нашей школы, слеты, линейки и прочее. Там я был принят в пионеры.
Надо заметить, разумеется, попутно, что в пионеры я был принят не на Ноябрьские праздники, а на 22 Апреля. Т.е. с некоторым опозданием. Т.е., что-то не так было с моей благонадежностью. Хотя я как-то инстинктивно старался быть «хорошим мальчиком».

Во-первых, не всегда получалось, а во-вторых- зря.

Домашние на это отреагировали интересно. Как то с плохо скрытым сожалением. Но, как ни странно, выразителем этого сожаления о моей политической неполноценности выступила баба Тоня. Она что-то такое сказала, что уже не помню, но нечто негативное.
 
Типа- у всех дети как дети…

Вступив в пионеры, я не ощутил какого-то эмоционального прилива или, там, душевного подъема.
Я до этого прочитал про Володю Дубинина, как он, вступив в пионеры, прятал на ночь галстук под подушку и все такое…
Мне, почему-то прятать ничего не хотелось…

Был еще Дом культуры местного лесозавода. Но там мы почти не бывали. Он находился рядом с баней, еще одним культурным очагом.
Таким образом, кинотеатр служил нам более-менее окном в жизнь.
Об этом сообщал и плакат в фойе. Т.е. о том, что из всех искусств важнейшим для нас является кино. Фраза, которую приписывали В.И. Ленину.
Оно и являлось.
Ребятами мы и ходили в кинотеатр.

Не помню, сколько стоил билет. Думаю, максимум 15 копеек. Если кто-то думает, что это мало- то это не так.
Однажды я утерял 20 копеек и долго огорчался по этому поводу.

Мы не гнушались сдавать бутылки потому что (внимание!) и нам кое-что перепадало. А вообще- сдача бутылок было вполне обычным явлением.
Пиво (бутылка) стоило 22 копейки, литр бензина – 7 копеек ( ясное дело 76го)
Так вот, я помню цвет этого билета, такой зеленоватый с синим оттенком. Или синеватый с зеленым. Даже фактуру помню- рыхлая, неплотная и толстая бумага.
В фойе не было никаких искусов, кроме портретов советских охмурителей сердец простодушных граждан, т.е. артистов.

Ни одного из них я не помню.
Т.е. я не помню никого из того времени.
Да и фильмов то я не много помню, если честно.

А вот интересно, а что я вообще помню?

- Какой то детский фильм про какую-то девочку. У нее был какой-то особенный взгляд с прищуром, который мне почему-то тогда понравился. Ни разу я потом такого взгляда не встречал, а если кто-то и щурился на меня, то только в негативном смысле.
Ну не повезло…

Перечисляю не по порядку, а в произвольном сочетании

- Разумеется, «Чапаев»! Наверное, это был вообще первый фильм, который я увидел

- «Три золотых волоска Деда Всеведа». Помню, что из волос этого деда можно было творить чудеса. Для кого и почему эти чудеса предназначались- решительно не помню.

- «Сказка о потерянном времени». Нехорошие мальчики и девочки превращались в хулиганистых дедушек и бабушек, а потом обратно в мальчиков и девочек. Но уже хороших.

- «Фан-Фан» тюльпан с Жераром Филиппом. Комментарии излишни. Тут же- рапиры из проволоки, фехтования и прочее. Хорошо, на концах рапир надевались деревянные набалдашнички.

- «Три мушкетера» с Жаном Маре. Так же без комментариев.

- «Железная маска». Тогда еще про Голливуд не слыхали- одна Франция и один Жан Маре.

- «Гений Дзюдо», после которого все пацаны взлягивали с вытянутыми ногами с криком «Йья!».

- «Хоккеисты», из которого запомнил только вжиканье коньков да слова из песни: «Синий лед, шайба рвется от ворот в полет. Путь один у нас всегда вперед. И здесь о мужестве друзей поет родной для всех нас лед». Какие-то там интриги между опытом и молодостью ну решительно не помню. Тема любви вообще прошла мимо сознания. Как сказал современный классик « Борьба хороших людей с еще более хорошими».

- «Спатрак». Ну конечно! «Спартак»! Не успели погаснуть последние титры, а мальчишки уже бросились в сарайки строгать мечи, делать щиты и ладить какие-то шлемы и прочие полезные для гладиатора вещи. Хорошим изделием считался щит, переделанный из-под бочки для сгущенного молока. Он был сделан из толстой фанеры, был полукруглым, высотой чуть более метра. В общем, окажись он на реальном поле боя рядом со Спартаком, вряд ли уступил бы оригиналу. Мечи, разумеется, были из дерева. Что, что а это мы делать умели. Я стырил у дедушки, плотника, какую-то буковую доску и выстрогал из нее меч. Но, красивый снаружи ( по крайней мере для меня!) он не выдержал удара о железную бочку и сломался.

 Дело дошло до того, что маленький народ собрался на территории детского садика на сражение. Там были две большие группы. Уж не знаю, по какому признаку они комплектовались. Как сейчас помню нашего военноначальника. Он был старше меня года на два,  то и на три ( приличный срок) и экипирован ну как настоящий командир. На голове была кепка- шестиуголка, символ советских таксистов, грудь закрывала круглая жестянка, бывшая в свое время крышкой консервной банки из-под атлантической сельди.

Большая, блестящая и круглая.

Надо сказать, что сражение началось более-менее мирно. Кто кого задел, кто-то кричит «ты убит!», кто то соглашается, но снова, чуть погодя, возвращается в «бой».
Нас вовремя разогнала милиция, слава Богу.

-Индейские фильмы. Они дружно сливались в один фильм «про индейцев». Сюжет, как и во всех других, особенно не волновал. Время от времени они возникали и будили вирусы романтики, звали в лес, на природу  разжигать костры, ставить шалаши, находить брошенные плоты на речке Ваганихе и воображать что это пироги. Это были, пожалуй, самые полезные с этой точки зрения фильмы, так как звали к природе.

По честному, к природе нас звать и не надо было. Мы жили рядом с лесом и ходить за грибами или просто на речку, или на болото- был не вопрос. Сапоги (или валенки), фуфайка, сухари- ать- два и готово!. В этом смысле все было в порядке.

- «Туманность Андромеды». Взгляд Вии Артмане и какие-то загадочные темные и железные опилки, летающие на чужой планете. Ну, там еще всякие атрибуты будущего, которое, если честно, мне не очень понравилось. Больше всего не понравилось то, что так и не сказали, что же это за мелкие железяки летали!

- И конечно же, Фантомас !
Как я теперь знаю, в основу фильма легли 32 тома про хитроумного Фантомаса, воплощением мирового зла (не больше не меньше!) написанные Пьером Сувестром и Марселем Алленом в 1911 году. Они даже успели отметиться в сценарии часового фильма, который вышел в 1914м. Но это был сугубо драматический фильм и я припоминаю, что какие то отрывки из него я видел.

Позднее, много позднее, я прочитал одну из повестей, которая мелькнула в одном из литературных журналов. Кажется «Новый мир». Меня поразило, насколько это было скучно по сравнению собственно с фильмом, где жуткий, но довольно симпатичный Фантомас хитроумно ускользал от комиссара Жюва и его друга Фандора.

Естественно, ребячьи симпатии были на стороне Фантомаса. Сюжет, интрига, обстоятельства- все это было ничто по сравнению с Action. Да и как скажите мы смогли бы оценить сюжет если все эти украденные бриллианты с Шанс Элизе для нас были пустым звуком ? В этом смысле лицо Жана Маре могло мелькать как на фоне Эйфелевой башни с Триумфальной аркой, так и на фоне нашего облдрам театра. Правда, на фоне Эйфелевой башни все же симпатичнее.

Фантомас, конечно, не был добрым человеком в нашем понимании этого слова, но обратите внимание- сам сверлил дырки в потолках, сам запускал туда газ, сам прыгал по крышам, управлял краном и проч.
Только вертолетом управлял не сам, так как вертолет прилетел позднее.
В общем- милый французский домушник.

И еще- Фантомас в первом фильме таки никого не убивает. Ну, пострелял по афишам из автомата, попугал обывателей. Что это по сравнению с Парижем 68-го, а уж тем более с реками крови, которые сейчас льются с экрана?
А его угрозы Фандору ? «Я у тебя бабу уведу и буду с ней развлекаться»! Нет в мире ничего страшнее!

На заборах и прочих стенах появилось как Фантомас так и Fantomas. Уверяю, что это было первое в Союзе иностранное слово, написанное на заборах (и прочих стенах).

Но если вы думаете, что мой рассказ об этом, или, не дай бог анализе этого нехитрого, в целом, фильма, то вы ошибаетесь.

Естественно, до нас дошли слухи о многосерийности чудовища, особенно это стало как то муссироваться в нашей среде после появления второго фильм «Фантомас разбушевался».

Весь поселок ломился тогда на фильм.

И, пожалуй, это был первый серийный фильм, сериал, показанный в СССР.
По крайней мере, если киноведы скажут, что я ошибся, я нисколько не удивлюсь и тем более не обижусь.
Только один фильм, «Спартак», мог сравниться с этим фильмом по тому воздействию на массовое ребячье сознание.
И пожалуй, Фантомас здорово проигрывал Спартаку несмотря на то, что Спартак появился много раньше в 1960м а Фантомас в 1964м.
Мне и десяти лет не было. Но на советские экраны фильм вышел, конечно же позже. Я полагаю в году так 66-68. Почему я так помню?. Потому что я твердо помню, что мы учились уже в разделенных классах.

Разбушевавшийся Фантомас использовал уже все последние фантастические научно-технические достижения и даже превосходил их.
Тут и ручейки какой-то жидкости, которые взорвались при слиянии, тут и автомобиле-самолет, который особенно поразил нас. Сигары- пистолеты Жюва и многое другое.
В общем, страшно симпатичное чудовище.

Сказать, что кто-то у нас в поселке дал повод местному Анискину для беспокойства не могу. Чего не было, того не было. На заборах – да, на сугробах рисовали, а так нет.
Впрочем, я вру! Заборов то как раз и немного было, да и те набранные из штакетника- не разрисуешься.

Но еще раз повторяю, что мой рассказ не об этом.

Как я уже говорил, мой отец работал директором техникума. А это все-таки величина. Однажды он приехал из города ( мы жили в поселке на окраине) и проговорился, что был на закрытом показе фильма. Такие показы в самом деле были. Это была своего рода цензура- пускать- не пускать. Примитивная, но цензура. Слово за слово, и мы с братом выудили , точнее вынудили, сказать, что он был на очередной серии Фантомаса.
Как я был (?) доверчив! Естественно, мы сразу безоговорочно поверили в это и заставили рассказать эту третью (!) серию и он начал импровизировать по ходу рассказа.

Я точно не помню до какой серии в конце концов он дошел. Где-то на «девятой»-                « десятой» воображение стало отказывать ему. Ну не Стивен, не Спилберг! Но зато почти каждую неделю он снабжал нас очередной порцией своей фантазии. Враньем назвать это язык не поворачивается.

Вечером, когда ему хотелось, конечно же, спать, мы подходили к нему и принуждали к рассказыванию очередной серии.
Взяв с нас твердое обещание никому не говорить про то, что мы услышим, он начинал очередной рассказ. Или, можно сказать, показ.

Представляю, как ему хотелось спать!

Естественно, на следующий день мы тут же нарушали клятву. Был круг доверенных лиц, которым я под страшным секретом рассказывал очередную серию. Ребята слушали на перемене, затаив дыхание, а я, мучительно старался сохранить в памяти то, что услышал вчера, стараясь как можно точнее передать содержимое.

Может, и привирал чего...

Но честное слово, это было интересно. Конечно, я уже не помню всего, да и многого не помню, но вот кое-что из особенно ярких.
Одна из серий начиналась так. Дорога. Над дорогой висит загадочный куб огромных размеров. Естественно, его никто не может сдвинуть с места. Снаряды не берут и все такое. Обнаруживается, что это происки Фантомаса. Тут же появляется комиссар Жюв и Фандор. Как то они его выуживают из этого куба, и Фантомас, убегая от них, надевает специальные перчатки и забирается на руках по отвесной грани куба и, естественно, смывается.

Другая, не менее впечатлительная. Пустыня (Я, по крайней мере, представил себе пустыню). Там - странный сигарообразный (именно так, не эллипсоидный а сигарообразный) предмет огромных, естественно размеров.
Откуда ни возьмись, возникает Жюв и Фандор и тут же догадываются, что там Фантомас.
Неожиданно этот предмет начинает погружаться в землю. ( Ну как есть- подводная лодка в степях Украины!). И он погружается с каждым днем все глубже и глубже пока не исчезает в этой глубине из виду.

Тут начинается самое интересное. Как вы думаете, как можно определить насколько эта подземная лодка погрузилась вглубь?

Что делает комиссар Жюв? Он берет птицу ( ну, откуда она взялась- никому нет дела!) и пускает ее вслед за подземной лодкой. Эта дура, вместо того, чтобы почуять свободу и упорхнуть как можно скорее, летит вниз (!) к лодке и таки возвращается обратно прямо, естественно, в шаловливые руки неуемного комиссара.
Зная скорость птицы и время ее полета, комиссар тут же определяет глубину погружения этого сигарообразного тела.
Каково?!
Мне бы в жизнь такого не придумать! Все таки, я более эмпирик, что и говорить.

А в общем, я по жизни, можно сказать, наказан, так как самому теперь приходится рассказывать сказки.
Но мне не обидно…


Рецензии
Когда-то и я ходил в Дом пионеров, занимался в авиамодельном кружке. Гнул над пламенем свечи бамбуковые ланжероны и нервюры, вытачивал физеляжи планеров из легкой, почти невесомой бальсы. Ходили в поле, запускали свои модели..
А фильмы...Их было гораздо меньше, чем сейчас. Но это были фильмы! "Последний дюйм", полный моря и солнца, приключений с подводной охотой на акул. Эта лента стала поворотной в прокате, после нее зарубежные фильмы стали чаще появляться на афишах и экранах.
Появился и "Фантомас" летом 1967 года и сразу стал сенсацией, модным поветрием. Но больше говорили не о нем, а о комиссаре Жюве, и он это заслуживал талантом и юмором!
Да разве расскажешь все о том времени, о тех фильмах, литературных вечерах, о той странной сейчас для нас жизни...

Астролог   16.03.2009 22:27     Заявить о нарушении
спасибо Вам, Астролог
за внимание, которое Вы проявили и за теплые слова
ВС

Венидикт Старицын   17.03.2009 18:08   Заявить о нарушении