Совсем коротко о высокомерии - 2

В продолжение моих рассуждений о высокомерии пишу я эти строки.

Здесь мне хотелось бы отметить, главным образом, что высокомерия разные бывают. В предыдущей своей заметке я, по большей части, остановился только лишь на одном его типе: человек, осознавая наличие у него определенного достоинства, стремится выставить его напоказ, в то время как другие, не обладающие этим достоинством или другим, которое можно ему противопоставить, из чувства злобной зависти начинают оценивать человека, его демонстрирующего, как высокомерного.

В этом случае, как я уже отметил, я не вижу ничего дурного в высокомерии обладателя достоинства. Он выделяется им в толпе невзрачных, неинтересных типов и правильно делает. В этом случае его высокомерие справедливо и вполне оправданно. Он, таким образом, пытается выделить себя из серой однообразности, что характеризует его как человека сильного, индивидуального и великодушного по отношению к окружающим. Такой тип высокомерия рекомендуется проявлять людям достойным, сильным, успешным.

Однако существуют еще, по меньшей мере, три типа высокомерия, о которых мне хотелось бы сегодня повествовать.

Итак, второй тип высокомерия. Этот сродни первому. Человек действительно обладает определенным достоинством и выставляет его напоказ. При этом люди, оказавшиеся в его обществе, тоже обладают определенными достоинствами, но, спровоцированные тезисом о том, что каждый должен быть, как все, свои достоинства напоказ не выставляют. Этот тезис, присущий нашему скукоженному обществу, впитан многими с молоком матери, впитан многовековой пошлой традицией нашего народа умаляться, втихомолку сидеть, стесняясь выразиться, выпрямиться, гордо заявить о своем присутствии, подчеркнуть свою самобытность, уникальность. Такие люди, стесненные донельзя, забитые, зашторенные, сидят тихо в углу и почему-то позволяют себе злиться на выскочку, не в силах противопоставить его высокомерию свое. Здесь мы также должны встать на сторону «высокомерного» человека, отважившегося отказаться от поползновений старой, прогнившей морали, посягающей на его личность, на его естественное право быть естественным. Мы должны осудить пристыженных собою же, своими же несвежими принципами, слабых, отвратительных злопыхателей. Им смелости не хватает выделиться, продемонстрировать, оказаться в центре внимания. Мораль их приучила их постоянно сомневаться в собственной ценности, в самом наличии у них приписываемых себе достоинств. Никакое достоинство не может быть оценено верно без его демонстрации остальным. Поскольку второй тип высокомерия, как было отмечено выше, родственен первому, постольку и его мы рекомендуем проявлять людям достойным, успешным, сильным, с той, однако, оговоркой, что люди, умаляющие свои достоинства, намного более опасны в своей ненависти, чем те, которые отродясь не обладали никаким достоинством. Потому дополнительным качеством должны обладать «высокомерные» второго типа – осмотрительностью.

Третьим типом высокомерия назовем мы такую ситуацию, когда человек по глупости демонстрирует качество, которое он считает своим достоинством, а люди, находящиеся подле него, полагают, что оно таковым не является. Человек, например, демонстрирует свою половую распущенность, подчеркивая количество выебанных им людей, по глупости полагая, что это является достоинством его. В большинстве обществ, однако же, половое воздержание воспринимается, скорее, как достоинство, распущенность же, многочисленная смена половых партнеров расценивается как безнравственность, недостаток, порок. В этом случае «высокомерный» получает по заслугам – будучи не настолько умным, чтобы распознать особенностей окружающих, он тщетно пытается выдать свое поведение, оцениваемое в целом негативно, в лучшем свете, получить одобрение тех, чьи этические запреты не позволяют сделать этого. Ненависть людей к высокомерию распутника будет усугубляться в продолжение его рассказов о своих сексуальных достижениях. Умный человек, конечно же, всегда имеет способность трезво оценить людей, находящихся с ним в одной компании с тем, чтобы не совершить подобной ошибки. Если он и станет говорить о своих пороках (вернее, о тех своих поступках, которые в данном конкретном обществе могут быть расценены в качестве порочных), то будет говорить о них с необходимой долей сарказма в голосе, выставляя себя на посмешище. Прекрасны люди, имеющие силы выставлять себя на посмешище. Рассматриваемый вид высокомерия мы порекомендуем лишь умным людям, умеющим посмеяться над собой.

Наконец, четвертым типом высокомерия, на мой взгляд, является выставление напоказ искусственно созданного достоинства, существующего только на словах. В таких случаях «высокомерный» вводит в заблуждение окружающих, сообщая им сведения, не соответствующие действительности. Мы назовем такого человека лгуном, но по достоинству должны оценить его стремление казаться людям лучше, выше. Его ложь провоцирует его на каждодневное повторение определенного «достойного» стереотипа поведения. В подобных ситуациях ложь может через некоторое время стать правдой. Выносливый человек может и впрямь заполучить выдуманное им достоинство. Менее сильный, конечно, будет быстро разоблачен и посрамлен. Такой тип высокомерия, таким образом, рекомендуем мы людям выносливым.


Рецензии